Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27788 специалистов из 940 городов
Скрыть

Сказкотерапия для «мягкой адаптации» в замещающей семье.

От автора: сказка от психолога

Важным элементом здорового протекания процесса адаптации ребёнка в замещающей семье является знание замещающим родителей депривационных особенностей детей-сирот и понимание им особенностей эмоциональных реакций и состояний ребёнка в кризисные периоды переживания горя. Родителю важно сосредоточиваться не на воспитательных и карательных мерах, а на выстраивании близких доверительных отношений с ребёнком, создании для него эмоционально тёплой и комфортной семейной обстановки, которая необходима ребёнку для того, чтобы нормально расти и развиваться, и становиться полноценной здоровой личностью.  

Один из эффективных методов «мягкой» адаптации, который используется при коррекции детско-родительских отношений, является сказкотерапия.

Индивидуально сочиненные сказки для реальных клиентов из практики:

Случай 1.

«Девочка (5 лет) после смерти матери 2 месяца живет в семье у подруги матери, которая решила взять над ней опеку. Со слов опекуна: «Она такая неряха, я ей постоянно говорю об этом. В садике у нее в шкафчике постоянно бардак, хотя дома может положить все на место. Не понимаю, почему она перед сном каждый вечер начинает реветь, надоедает…раздражает».

            Цель сказки: коррекция поведения девочки через работу с образом, метафорой с целью более бережного отношения к её чувствам.

 

Задачи психологической работы с замещающей семьей:

  1. Донести до опекуна, что такие эмоциональные переживания и поведенческие реакции ребенка при утрате матери, являются естественными.
  2. Выстраивание доверительных отношений опекуна и девочки.

 

Лисичка и туфельки

В лесу открылся детский сад. Все взрослые животные обрадовались, а детки немного побаивались. Они не знали, что это такое – детский сад, с кем их оставят,  и чем они там будут заниматься.

Всем зверятам достались шкафчики с картинкой: зайчику с капустой, медвежонку с медом, а лисичке с колобком.  Весь день зверята играли, гуляли, и всем было интересно. Вечером пришла пора одеваться. Они открыли свои шкафчики, и оттуда посыпалось все, что можно: кофточки, штанишки, шапочки, машинки, куколки. Зайчик с медвежонком сразу прибрали свои вещи, а лисичка быстро оделась, запихала снова все в свой шкаф и прикрыла дверцу.

Наутро лисичка пришла в садик, открыла свой шкафчик и …..удивилась! Там был такой идеальный порядок: кофточка аккуратно сложена, юбочка висит на крючке, куколка сидит в уголке. И даже   туфельки стоят рядом на самой нижней полке. Лисичка обрадовалась и стала переодеваться. И только она начала надевать туфельки, она услышала голос: «Привет лисичка! Это я, твоя правая туфелька!».

Лисичка огляделась по сторонам, потом посмотрела на свою правую туфельку и увидела, что она грустит. А туфелька продолжала: «Лисичка, ты такая молодец!» «Почему это?» - спросила лисичка.

«Потому что ты всегда аккуратно кладешь свои вещи на место, и нам от этого очень приятно, мы знаем, что ты нас бережешь и любишь!» - туфелька подмигнула своей паре.  Левая туфелька продолжила: «я уверена, что если бы в вашем саду проводился конкурс на самый аккуратный шкафчик, то ты заняла бы первое место!».

Тут лисичка заплакала. Ей стало не по себе, что её хвалят ни за что. Ведь она и порядок не наводила и уж точно первое место не заняла бы! Хотя похвала ей была очень приятна. А туфельки продолжают: «Мы знаем, что лисички очень аккуратные!»

В этот день лисичка сразу складывала все свои вещи на место, обнимала свою куколку и развешивала на крючок юбочку. Ну а туфелькам вечером она сказала: «Спасибо, мои хорошие! Вы весь день были со мной!  А сейчас отдыхайте! Вам не придется складывать за меня вещи и наводить порядок в моем шкафчике, когда я уйду! Я всё сделала сама!». При этом туфельки улыбнулись, а лисичка с гордостью взглянула на свой идеальный порядок в шкафчике, закрыла его и отправилась домой.

 

Случай 2.

«Девочке (15 лет), ее из детского дома забрала старшая сестра (25 лет). Сестра проходила обучение в школе опекунов и рассказывала, что девочка замкнутая, не идет на контакт, часто молчит, и очень сложно с ней установить доверительные отношения. По мере прохождения занятий в школе опекунов кандидат стала замечать изменения в поведении своей сестры, девочка стала потихоньку открываться, что очень радовало опекуна. Еще через некоторое время кандидат на группе заявила: «Я не думала, что доверительные отношения могут быть такими страшными и ужасными, я не готова с ними встречаться». Девочка с ней стала делиться своей болью и мыслями о смерти. У нее уже было несколько суицидальных попыток, и ее не покидает желание умереть. На что кандидат ей сказала, чтобы та «перестала вести всякие дурные разговоры, и она не хочет этого слушать.»

Цель сказки: профилактика авитальной активности и формирование ценности жизни.

Задачи психологической работы с замещающей семьей:

  1. Подготовка опекуна к принятию тяжелых переживаний сестры.
  2. Выстраивание доверительных отношений опекуна и девочки.
  3. Формирование у опекуна навыков позитивного воспитания сестры.

Сердце принцессы

Прекрасной принцессе 15 лет от роду переехать пришлось. Долго думала принцесса, что с собой взять, шкафы резные открывала, вещи собирала. А потом решила: «А не буду ничего из вещей брать, только сундучок свой возьму да к тетушке поеду, покажу ей, расскажу, поделюсь самым сокровенным».

Тетушка встретила свою племянницу с удивлением: «немного ты с собой взяла, милая».

День проходит, другой начинается… Принцесса скучает, сундучок не открывает, ждет, когда тетя интересоваться начнет. Проходит неделя, другая…Тетушка спрашивает принцессу: «Что в сундучке-то твоем, милая? Покажи, расскажи о своем багаже».

Обрадовалась принцесса, как камень с души свалился, легче намного стало. И села она поведать свой рассказ… Только приоткрыла свой сундучок, как тетушке дурно сделалось, голова кругом пошла, в глазах потемнело, дышать трудно. Уложила принцесса её отдохнуть, закрыла сундучок и спрятала под 7 замков.

Снова пришло время, когда тетушка стала вопросы задавать, уж больно хочется узнать что там и с принцессой посекретничать. Принцесса согласилась, но тетушку сразу попросила прилечь, и стакан воды принесла, боязно ей уже.

Тетушка собралась с духом, приготовилась смотреть и слушать. Принцесса достает из сундука своего вещицы аккуратно, по одной, а сама на тетушку поглядывает. А там и камушки, и брошечки, и заколочки, с каждой вещицей история связана. Делится принцесса, показывает да рассказывает. Тетушка слушает, да не нарадуется, чувствует, как близки они стали, и племянница доверять ей может.

Самые красивые, яркие и блестящие штучки показывала принцесса, самые милые и приятные истории рассказывала. Не всё в этот день рассказала девушка, но почувствовала себя уже намного лучше.

  Зашла как-то вечером тетушка в спальню принцессы, а та сидит на кровати и сундучок свой гладит, открыть хочет, да не решается. Присела тетушка, молча смотрит, дает понять, мол, рядом я, готова слушать…. Принцесса молчит, и тетушка молчит. Сколько времени прошло, никому не известно… и вдруг принцесса приоткрывает сундучок, а оттуда …..ветер ледяной, снег, вьюга начинается, в один миг в комнате морозно стало. Тетушка держится, ждет рассказа, укутались обе одеялами. Достает принцесса камень серый, неприглядный, размером с кулак. Тетушка отворачивается, холодно, скучно, неприятно и страх одолевает. Принцессе теперь трудно говорить, с паузами выдает каждую фразу. «Умереть я хочу, тетушка….. камень вот этот привязать на шею……всех он спасет … и меня тоже….жить не могу больше так». Так и хочется тетушке встать резко, да уйти в покои свои, чтоб не слышать даже слов таких от любимой племянницы.

  Тетушка обнимает принцессу, дышит с ней в унисон, гладит по волосам. Чай приказала травяной для принцессы приготовить. «Посмотри на этот камень внимательно, на сердце он похож и пусть это сердце живет в центре нашего сада. Я как раз там место для него знаю. Пойдем,  покажу».

Выбежали они в сад, а там цветов целые клумбы: красные, желтые, фиолетовые…посмотрела принцесса на всю эту красоту и говорит: «Правда, пусть камень этот напоминает мне о том светлом дне, когда я родилась, и могу любоваться такими прелестными цветами. Каждый день буду за цветами ухаживать и слушать стук своего сердца, глядя на этот камень». Обняла тетушка свою племянницу, и расплакались обе.

Психолог - г. Пермь
Опубликовано: , 66 просмотров
Подписаться3
Подписаться3
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Ирина Евгеньевна Савельева
Врач-психотерапевт, Психоаналитик дмн Велнес-эксперт - г. Иваново
Юлия Шеховцова писал(а):
Цель сказки: коррекция поведения девочки через работу с образом, метафорой с целью более бережного отношения к её чувствам.
Задачи психологической работы с замещающей семьей:
Донести до опекуна, что такие эмоциональные переживания и поведенческие реакции ребенка при утрате матери, являются естественными.
...
Цель сказки: профилактика авитальной активности и формирование ценности жизни.
Задачи психологической работы с замещающей семьей:
Подготовка опекуна к принятию тяжелых переживаний сестры.
Выстраивание доверительных отношений опекуна и девочки.
Формирование у опекуна навыков позитивного воспитания сестры.
Хорошая Вы, на своём месте. Важнейшей работой занимаетесь... Очень поддерживаю Вас. Готова всегда помочь в работе с сиротами.
№1 | 17 апреля 2018
Юлия Шеховцова
Психолог - г. Пермь
Ирина Евгеньевна, спасибо. Приятны ваши слова.
№2 | 18 апреля 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий e1b1b Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз