Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27368 специалистов из 931 городa
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Как отвечать на «неудобные» вопросы детей – 5 правил:

От автора: Когда дети задают вопросы – это нормально, здорОво и хорошо! Плохо, когда дети не задают вопросов. Задавая вопросы, дети познают мир. А чтобы ваши дети задавали больше вопросов, нужно на них отвечать.
  • Правило первое: На любые вопросы отвечаем.

Когда  меня спрашивают про «неудобные детские вопросы», то я в ответ интересуюсь, для кого вопрос, который задает ребенок «НЕУДОБНЫЙ»? Если сегодня вопрос ребенка «неудобен» для родителей, то, скорее всего, эта тема станет в дальнейшем «неудобной» для ребенка. Это происходит потому, что ребенок очень чутко улавливает состояние родителей и, если интуитивно чувствует неловкость родителей, будет считать эту тему стыдной. А бывает еще так, что в некоторых семьях есть запретные темы, например, тема смерти  или вопросы секса. Тогда ребенка, задавшего вопрос на эту тему, могут резко одернуть или попробовать переключить его внимание на какой то другой предмет. Даже если в тот момент ребенок замолчит или отвлечется, он все равно почувствует, что с этой темой связано какое-то напряжение.

Поэтому не показывайте своего смущения или растерянности , отвечайте спокойно и уверенно, как если бы вы отвечали на обычный рядовой вопрос. Это сформирует у детей отношение в данной теме, как к «нормальной», обычной, которую можно обсуждать, как и  другие темы.

Если вы чувствуете, что не готовы обсуждать с ребенком какие-то темы, лучше всего поработать со своим собственным отношением к этим темам заранее.

  • Правило второе: Ответ должен соответствовать возрасту и развитию ребенка.

Здесь хочется вспомнить «бородатый» анекдот:

— Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?

— Дело в том, сынок, что в яблоке имеются различные химические вещества. Одно из них — железо. Так вот, когда железо вступает с кислородом, находящимся в воздухе, в химическую реакцию, получается окисление. В результате образуется вещество, которое и окрашивает яблоко в коричневый цвет.

— Папа, а с кем ты сейчас разговаривал?

Старайтесь отвечать максимально доступно и кратко. Лучше «недокормить» ребенка информацией, чем перекормить. Потому что «недокормленный» ребенок будет испытывать познавательный интерес, а вот «перекормленный» информацией ребенок, может этот интерес надолго потерять.

  • Правило третье: отвечать правдиво.

Казалось бы, это правило даже и не стоит озвучивать, но раз за разом в своей работе я сталкиваюсь с тем, что родители считают допустимым обмануть ребенка из «благих» побуждений. Особенно это касается вопросов о смерти, которые часто возникают в связи со смертью членов семьи или домашнего любимца. Желая уберечь детскую психику, родители обманывают детей. Эта ложь влечет за собой разнообразные негативные последствия. Если ребенку говорят, что «дедушка просто крепко заснул», ребенок может бояться ложиться спать, или говорят, что папа  «уехал в командировку», и ребенок каждый день ждет, когда же папа вернется, чувствует себя покинутым и преданным. Эта ложь может стать причиной невротических состояний во взрослом возрасте.

В качестве еще одного аргумента в пользу правдивых ответов я бы назвала современную доступность информации. Если ребенок не удовлетворен вашим ответом на его вопрос, он может отправиться искать информацию в других источниках. Не буду сейчас останавливаться на том, КАКУЮ информацию он там может найти заодно с ответом на свой вопрос, но даже если ребенок просто поймет, что родители его обманули, то доверительные отношения могут быть разрушены раз и навсегда.

  • Правило четвертое: не бойтесь признать свою некомпетентность.

Если ребенок задает вам вопрос, на который вы не знаете ответ, или не знаете, как преподнести информацию в соответствии с возрастом ребенка, не бойтесь в этом признаться! Скажите, что вы не знаете точного ответа на этот вопрос, но зато знаете, где найти ответ. Ищите информацию вместе с ребенком, и вы одновременно убьете двух зайцев: дадите ребенку ответ и научите его  искать нужную информацию. Используйте для этого детские энциклопедии и специальные интернет ресурсы.

  • Отвечайте на вопросы без раздражения.

Иногда дети задают вопросы в неподходящее время в неподходящем месте или тогда, когда вы очень заняты и не можете немедленно уделить им внимание. В такой ситуации главное не раздражаться, а спокойно сказать, что «сейчас не очень подходящий момент для обсуждения этой темы» или что «вы сейчас заняты и ответите, как только освободитесь». И непременно вернитесь к этому вопросу, как только появится возможность.

 

Психолог, Очно и Skype — г. Калуга
Опубликовано на сайте: ,  368 просмотров

Комментарии

Вспомнился анекдот. Семилетний сын приходит к матери и спрашивает: «А что такое аборт?» Та в смущении начинает сбивчиво объяснять, мол, это то и то. Мальчик слушает и говорит: «Странно, а мне казалось, что это морское слово».
«Почему морское?» - удивляется в свою очередь мать. «А потому что там в песне поется: «А волны бились а-борт корабля».
)))
Спасибо за статью!
№1 | 12 июля 2018
Спасибо, согласна с каждым словом. У меня пару месяцев назад ребёнок (4 года) спросил, что такое "вечный огонь" и почему он всегда горит. Объяснить четырёхлетке-девочке понятие "война" оказалось почти нереально, хоть я и выбирала самые простые слова. Из всех моих объяснений она поняла только, что "там лежит солдатик". Так что всему своё время. Особенно что касается вопроса о смерти. Опять же говорить "не знаю" и не отвечать (как со мной поступали в детстве) тоже нельзя. Ответить обязательно, а что уж он поймет - другой вопрос. Если что - вернёмся к этому позже.
№2 | 12 июля 2018
Lyubov18, было дело, муж как-то исхитрился объяснить нашему шестилетнему (!!!) сыну не только
№2 | Lyubov18 писал(а):
понятие "война"
но и что такое "Пакт Молотова-Риббентропа" (ОМГ, не все историки по образованию до конца сей... карамболь большой политики понимают). А вот в ответ на мой рассказ про "железо в яблоке" - сынуля совершенно серьезно вопросил, а почему же оное яблоко тогда не липнет к магниту, как гвоздик. Да, многое зависит от того КАК объяснять. А уж в более неудобных вопросах - тем паче.
№3 | 12 июля 2018
Журавлева Галина Вячеславовна
Психолог, Семейный психолог - г. Калуга
Очень хорошие рекомендации! Благодарю за статью, Виктория!
№4 | 12 июля 2018
Кузнецова Маргарита Александровна
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Калининград
Согласна. нужно поддерживать умение задавать "неудобные" вопросы. В моей профессии - это все)).
Но мне кажется сложным учитывать все это и сразу. Я про 5 пунктов. Особенно не показывать смущения, если 5-летний ребенок на весь автобус спрашивает: "А вы занимаетесь с папой сексом???")))
Со временем я научилась одной маленькой хитрости. И всегда делюсь ею. Если вопрос ребенка сбивает с ног во всех отношениях, и вам нужна передышка или нужно понять, что именно с учетом возраста ответить, здорово было бы спросить в ответ: "А ты сам как думаешь?"
Эффект всегда потрясающий. Иногда ребенку и не нужен ваш ответ, нужно, например, одобрение. Или беседа на волнующую тему. А еще пока ребенок будет отвечать, у вас будет возможность собраться с мыслями.
И мне кажется, есть еще одно правило. Внимательно слушать, о ЧЕМ именно спрашивает ребенок. Очень буквально.
У моей 8-летней дочери была крыска, которая вот-вот должна была умереть. И эта тема витала в воздухе. Дочь спрашивает "Мама, а что мы будем делать, когда она умрет?" Я уже готова была ответить, воздев руки к небу, что-то типа: смерть - это бла бла бла и бла бла бла. И она приносит страдание И бла бла бла. В этот момент (не знаю, откуда что взялось), проносится мысль: она спросили ЧТО мы будем ДЕЛАТЬ. Значит отвечаем на этот вопрос: ПЛАКАТЬ. Ребенок развернулся и пошел себе. Когда умерла крыска, она плакала. И по-моему, здоровее всех это пережила.
№5 | 12 июля 2018
Паксеваткина Виктория Юрьевна
Психолог, Очно и Skype - г. Калуга
Кузнецова Маргарита, отличное дополнение "здорово было бы спросить в ответ: "А ты сам как думаешь?"
№6 | 12 июля 2018
Паксеваткина Виктория Юрьевна
Психолог, Очно и Skype - г. Калуга
wertgeim, здорово! мой муж объяснял нашим детям, когда они находились в еще более юном возрасте множество естественно научных понятий и всегда успешно:)
№7 | 12 июля 2018
Паксеваткина Виктория Юрьевна, ну, объяснение "почему ток в розетке может больно стукнуть" у нас тоже прошло на ура в самом что ни на есть нежном возрасте. До сих пор самое прикольное семейное воспоминание - как мы все вместе кидались электрончиками :-)))
№8 | 12 июля 2018
Лазарева Ольга Олеговна
Психолог, Супервизор, Консультант - г. Севастополь
Да, все так.
№9 | 12 июля 2018
Кирсанова Ирина Владимировна
Психолог - г. Челябинск
Виктория Юрьевна, спасибо за актуальную тему!
№10 | 12 июля 2018
Шипочёва Елена Викторовна
Врач-психотерапевт, Онлайн-психолог - г. Новосибирск
Спасибо, взяла в закладки, интересно и полезно!
№11 | 21 сентября 2018
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов e9056 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз