Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 26586 специалистов из 917 городов
Скрыть

Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Глава 2. Преследователи

В первой части я писала о реагировании детей на избавительское воспитание https://www.b17.ru/article/111844/

Вторую часть я посвящаю реагированию детей на преследование.

Стиль воспитания «Преследование»

Ребёнок растёт в среде бесконечной критики и сравнения с другими «воспитанными» детьми. Частая фраза родителя: «Я из тебя эту дурь выбью!»

Вариантов стиля множество. Наиболее наблюдаемые:

1 вариант: ребёнок делает что-то не так, и на него орут или чаще бьют или угрожают побоями – физическое воздействие

2 вариант: ребёнок делает что-то не так, и с ним не разговаривают, игнорируют, гонят в свою комнату или из дома. А после рассказывают всем родственникам и знакомым о «гадком поведении ребёнка», доказывая всем, что он не сносен, не правильный, и вообще «в отца» или «в мать», или «в их породу» − моральное воздействие.

В любых вариантах прецедент на наказание всегда находится.

Понять родителя можно. Ведь у других, дети лучше, чище, воспитаннее, с 3 лет читают и поют, учатся на одни пятёрки и вообще «всем ребятам пример», а свой какой-то недоделанный, портящий репутацию хорошего родителя и гордиться-то не чем.

И также два варианта: адаптивный ребёнок и протестный.

Ребёнок адаптивный

Ребёнок протестный

«Я плохой»

«Со мной что-то не так, если со мной так обращаются»

Я хороший, когда делаю….

Я плохой, когда….

Ребёнок пытается найти ту форму поведения чтобы его не трогали, не наказывали, не унижали. Моральная сторона наказаний не выносима.

Обидчиком выступает родитель или другой значимый взрослый.

Ощущение неблагополучия у ребёнка, от которого нет способа избавиться, кроме как успевать наказывать самого себя: стучать самого себя по голове, грызть в кровь ногти, выдирать волосы, травмироваться на ровном месте (облился кипятком, сломал руки-ноги, съел что-то ядовитое и т.д.), попадание в аварии.

Страх морального наказания приводит к «умасливанию» своих обидчиков. Ластится и льстить, прилепляться к обидчику в объятиях или поглаживаниях, страх отпустить обидчика (который сейчас «пойдёт и расскажет что-то плохое обо мне»)

Страх быть плохим рождает гиперкомпенсацию, при которой ребёнок, получивший на уроке три или четыре кричит: «меня дома убьют!», а если это детский сад, то если не похвалили или критикуют – значит «я плохой». Страх быть плохим невыносим. Однако поступки все плохие. Потому что невозможность выразить свой гнев, обиду на родителей компенсируется дефлексией (срыв гнева на слабых). От такого ребёнка страдают более слабые сверстники.

Дома тихий, вне дома драчун и сквернослов.

Так как тело заряжено множеством болевых прикосновений, то боль становится сексуализированной.

Во взрослой жизни такой человек возбуждается от очень грубого секса, садомазохистских игр. И чем больнее, тем лучше.

Ребёнок от постоянных непереносимых чувств страха становится нечувствительным к переживаниям других людей. У ребёнка снижена память, мышление аффективно окрашенное, нарушается внимание и тормозится общее интеллектуальное развитие.

Желание спрятаться от обидчика на телесном уровне выражается нарушениями речи (каверкает или не выговаривает множество звуков), замедляется рост тела. И многим кажется, что ребёнок просто не хочет взрослеть, потому что в детстве лучше, а во взрослой жизни много ответственности.
Теперь вы понимаете, что это не так.

Родители на интуитивном уровне «помогают» ребёнку, давая ему чёткую инструкцию, что выполняя какие действия ребёнка будут считать хорошим. И ребёнок старается чётко это выполнять. Отойти от «инструкции» с годами становится труднее, и интересоваться чем-либо ребёнку некогда.

Способ поиска избежать преследования рождает и поведение прятаться, избегать. За этим стоит вывод «Меня любить нельзя ни при каких обстоятельствах». И чаще всего ребёнок избегает любого общения с людьми, создавая себе внутренний мир и вымышленных друзей.

Из этой позиции наблюдает за окружающими, и составляет свой «список» требований к ним. Оценивает других людей автоматически. Классифицирует людей на успешных и неуспешных, богатых и бедных, умных и дураков. С умными и успешными прислуживается, с неуспешными и не статусными поведение высокомерия или покровительства. Одни достойны общения, другие не достойны.

Во взрослой жизни человеку любым способом надо доказывать другим, что он хороший. И даже если другие говорят об этом, восхищаются, то он не верит в это.

Любой промах воспринимается как «я плохой, убить меня мало».

Астенические состояния не позволяют совершить суицид, т.к. на это нет никаких сил. Потому, чаще всего у таких взрослых наблюдается биполярное расстройство личности. Когда в аффективной фазе готов на любые подвиги, а в депрессивной – лежит и избегает, а чаще боится людей.

 

 

Плюсы воспитания: отличный исполнитель приказов и распоряжений начальников, гиперответственность, помогает даже если не просят, высокий уровень притязаний, активность, высокая ответственность, любой неуспех берёт на себя, чужую вину считает своей. Большая нежность, ласковость, желание угодить и подстроиться.

 

Во время «наезда» родителей ребёнок испытывает сильную слабость.

Может падать в обмороки от вида крови, собственных разодранных коленей или в процессе медицинских манипуляций.

 

За ощущением слабости появляется стыд, который принимается им как «нельзя быть слабым».

Чтобы не чувствовать слабость, появляется убеждение, что «я хороший, когда сильный», и поведение «или я или меня».

Цепкость мышления, способность быстро ориентироваться в ситуации, быстро схватывает суть.

Мышечно может быть не развит, компенсируется высоким интеллектом.

 

Ребёнок становится злобным гением: «я быстрее вас обижу, пока вы меня не успели обидеть».

Заранее обижает тех, кого считает угрозой для себя. Чутко ощущает, у кого какие слабые места, чтобы надавить на них как можно больнее.

 

Постепенно считает врагами всех окружающих, и проявляет злость и нападает, считая, что окружающие должны напасть.

Если не чувствует других людей – боится всех и старается не выходить из дома вообще.

Паранойяльная подозрительность.

Любой смех может принимать в свой адрес. Если кто-то шепчется рядом – считает, что шепчутся о нём (можно спутать с шизофренией, но это не так).

Ребёнок  постепенно становится психопатом.

Приступы слабости принимает за паническую атаку. Не признаёт, что в каких-то областях жизни может быть слабым.

Уязвимое место – страх потери контроля, непредсказуемость других людей, признание собственной слабости.

Болезни: паранойяльные расстройства личности и др. психопатии, вегетососудистая дистония.

Если кто-то делает не так, то ребёнок (а затем и взрослый) реагирует тихой агрессией. Окружающие воспринимают это как «лучше умереть на месте».

Напрямую не мстит. Обычно проходит время, чтобы создать условия для мести. Своими руками не делает, а нанимает исполнителей.

Родители интуитивно подыгрывают ребёнку: «Что ты нюни распустил?», «Мальчики не плачут», «Потом сдачи дашь», «Не ной!»

 

Тотальное игнорирование своих чувств и эмоций в связи с тем, что за ними стоит глубокий стыд, с которым сталкиваться очень болезненно. Но и чувства других людей не трогают.

 

Докажет что не трус любым способом.

Не признаёт слабости в других людях. Достигает поставленные цели.

Чаще любит стабильность, предсказуемость, чёткость.

Лечиться к врачу не пойдёт, считая, что сам справится.

Жену или мужа выберет яркого. Чтоб не стыдно было выйти.

 

Плюсы воспитания: поведение доминирующее, интеллектуален, окружающие воспринимают как сильную личность, целеустремлённую, никогда не жалуется, холодный рассудок, расчётливость, хорошо чувствует слабости других людей, бесчувственность в критических ситуациях, развита логика, многообразие знаний и умений, требовательность, постоянство гардероба, дороги домой, предпочтений в еде.

 

 В третьей части рассмотрим воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: https://www.b17.ru/article/111902/

Если к вам на консультацию пришёл такой клиент, то как мы будем понимать его невроз и чем помогать? Об этом мы говорим на вэбинаре, состоящий из двух занятий и одной супервизии: https://www.b17.ru/training.php?id=46680

 

Наталия Владимировна Ковалёва
Опубликовано на сайте: ,  133 просмотра
Получить консультацию автора
Врач-психотерапевт, Детям подросткам семье — г. Омск

Комментарии

Наталия Филимонова
Психолог, Расстановки в Skype - г. Петергоф
Наталия Владимировна Ковалёва писал(а):
И также два варианта: адаптивный ребёнок и протестный.
Наталья, спасибо! Полезная классификация!
№1 | 12 июля 2018
Оксана Владимировна Бубнова (Петрушина)
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Белгород
Полезный материал. Особенно для родителей. Спасибо.
№2 | 12 июля 2018
Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Консультант - г. Новосибирск
Наталия Владимировна, спасибо, важная информация.
№3 | 13 июля 2018
Виктор Васильевич Морозов
Врач-психотерапевт, Онлайн-консультант - г. Белгород
Наталия Владимировна, спасибо, полезная статья для многих родителей!
№4 | 13 июля 2018
Купцова Татьяна Викторовна
Психолог, Детский психолог - г. Рязань
Наталья Владимировна, спасибо за интересную статью!
№5 | 14 июля 2018
Наталия Владимировна Ковалёва
Врач-психотерапевт, Детям подросткам семье - г. Омск
Купцова Татьяна, благодарю за отклик. Статья из четырёх частей.
№6 | 14 июля 2018
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 0b68b Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз