Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 26219 специалистов из 908 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Взаимоотношения в семье как фактор стресса низкой интенсивности при заболеваниях детей.

От автора:
     Взаимоотношения в семье как фактор стресса низкой интенсивности при заболеваниях детей



В данной работе будет рассматриваться связь семьи и здоровья детей. Мы знаем, что тело и психика связаны и поэтому я полагаю, что улучшение климата в семье ребенка снижает частоту его заболеваний, а так же способствует более быстрому выздоровлению ребёнка. 
    В данной статье я хочу показать, как психологический климат влияет на здоровье ребёнка. 
      В работе использованы методики: арт-терапия, беседа, консультирование,наблюдение. 
1.Ребенок, девочка,8 лет. 
Семья полная, в браке 12 лет, единственный ребенок в семье. С ними живёт бабушка, мама со стороны матери. У девочки невроз навязчивых движений.(периодически выгибает спину)В школу не пошли. Отношения в семье конфликтные. Отец злоупотребляет алкоголем. Консультирование проводилось только с мамой ребенка,12 сеансов. 
2.Ребенок, девочка,5 лет. 
Семья полная, в браке 7 лет, единственный ребенок в семье. Девочка посещает детский сад. У девочки невроз навязчивых движений (покашливание). Отношения в семье конфликтные. Проводилось консультирование семейной пары,8 сеансов. 
3.Ребенок, девочка,5 лет. 
Семья неполная, мама с ребенком, с папой общение есть. Развод происходил в период консультирования. 
Девочка сидела дома с бабушкой, у мамы с бабушкой конфликтные отношения. У ребенка хронический гайморит. Консультирование в паре с ребенком,9 сеансов. 
4.Ребенок, мальчик,7 лет. 
Семья полная, брак не зарегистрован, с отцом ребенка развод 4 года назад, ребёнок живет с мамой, отчимом и бабушкой. Учится в 1 классе. У мальчика нервный тик (повороты головы и моргание глаза). 
Поведено 10 сеансов. 
    Виды психологического климата семьи. 
Существуют два вида психологического климата в семье – это благоприятный и неблагоприятный. 
В семье с благоприятным психологическим климатом между членами семьи существует любовь, уважение и доверие. 
Неблагоприятная психологическая атмосфера обусловлена частыми конфликтами между родителями или между родителями и детьми. 
На песочном поле можно увидеть, как ребёнок воспринимает неблагоприятный психологический климат в семье. Ребёнок называет картины «На поле боя», «Военная база», «Инопланетяне захватывают Землю». Выбираются фигурки, вызывающие страх, отвращение: пауки, скорпионы, змеи, чудовища. Человеческие фигуры с агрессивным выражением лица, с оружием( топоры, пистолеты).На поле фигурки стоят друг напротив друга, похоже на противостояние. 
Таким образом проводится диагностика психологического состояния ребёнка, его внутренних переживаний, которые часто ему трудно выразить словами. 
Влияние стресса на психологическое здоровье человека. 
Психологическое здоровье – это важный компонент в развитии личности, именно от него зависит общее психологическое состояние человека, его самочувствие,доброжелательность,умение справляться с жизненными трудностями и многое другое. 
Психологическое здоровье во многом зависит от умения координировать своё психическое состояние. 
Важным аспектом в этом вопросе является психическая регуляция личности. 
Дети не имеют достаточного опыта в саморегуляции.Поэтому для улучшения психологического климата в семье проводилась работа с родителями. 
Граве П.С.,изучая вопросы психической регуляции, связанные с влиянием стресса на психическое здоровье человека, выделил следующие уровни регуляции: 
1)вегетативно-гуморальный, поддерживающий гомеостаз; 
2)нервно-соматический или рефлекторный; 
3)подсознательный, обеспечивающий экономичность поведения; 
4)эмоциональный с аварийными (видовыми)алгоритмами поведения; 
5)сознательный, разрабатывающий стратегию и тактику целостного поведения. 
В описанных мною случаях происходило нарушение работы нервно-соматического или рефлекторного уровня. 
   

Факторами стресса для ребёнка являются: 
- конфликты в семье; 
- алкоголизм родителей; 
- социальная дезадаптация родителей; 
- нарушение взаимодействия ребёнка и родителей; 
- деструктивный стиль воспитания; 
- отсутствие учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; 
- низкий уровень коммуникативных навыков родителей. 
Работа была проведена с родителями и с детьми.Со взрослыми проводилось психологическое консультирование,а так же педагогические консультации.Использовался метод арт-терапии – песочная терапия. 
В результате консультирования родители получили: 
- знания о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка; 
- приёмы саморегуляции; 
- улучшили коммуникативные навыки; 
- осознавание внутренних конфликтов и способы их разрешения. 
Виды работы с ребёнком на песочном поле. 
С детьми проводились сеансы продолжительностью 1 час с периодичность 1 раз в неделю. Всего от 8 до 12 сеансов. 
1.Диагностика. 
Ребенку предлагается материал: ящик с песком,вода,игрушки.Задание творческое – построить картину.Проводится беседа,уточняется,кем являются фигурки,какие эмоции они вызывают,где сам ребёнок на этой картине. 
2.Упражнения. 
Упражнение «Победитель злости» 
(Модификация формообразующей психокоррекции.) 
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большин¬стве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к такому советчику и усиливает чувство вины за плохое поведение. Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение. 
Психолог:«Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, когда злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? 
(Ответы ребенка). 
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того, как злость ушла, тебе также бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет: каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. 
Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее». 
Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и т. п. 
1. Взрослый, а затем ребенок делают из мокрого песка шар, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок пе¬реносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Старший дош¬кольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все «злые мысли и действия». 
2. Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и конт¬роля со стороны взрослого, также он получает специфиче¬ское удовольствие от разрушения. 
3. После этого ребенок руками медленно выравнивает повер¬хность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней - успокоение, обретение равновесия и контроля над собствен¬ными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке. 
3.Творческая работа. 
Задание: выбрать сказочных героев и рассказать сказку от их лица. 
Сопровождается развитием сюжета на поле и кульминацией. Ребенок может передвигать фигурки на поле, приглашать взрослых к участию в игре. 
Таким образом он безопасно выражает свои эмоции и налаживает контакт с родителями. 
4.Совместная работа родителя и ребёнка. 
В контакте психолог показывает,как происходит взаимодействие ребенка и родителя,помогает улучшить коммуникативные навыки и разширить репертуар творческого приспособления,выбор реакции. 
Заключение. 
В результате работы наблюдалось улучшение психологического климата в семье( родители давали обратную связь и дети выбирали символы на поле, которые соответствуют хорошему внутреннему состоянию).Симптомы заболеваний изчезали. 
Таким образом, лечение пациентов и налаживание психологического климата в семье дают положительные результаты. Повторно клиенты с такими симптомами не обращались. 
Выводы: 
- психологический климат в семье формируют родители,ребёнок приспосабливается к условиям среды; 
- улучшение способов саморегуляции родителей создает благоприятный климат в семье; 
- если рассматривать болезнь ребёнка как симптом,то она является способом адаптации и при благоприятном климате становится данный симптом становится ненужным; 
- психика и тело неделимы,влияние на психику способствует выздоровлению всего организма и профилактике заболеваний. 
Мною проведены индивидуальные сеансы с детьми, консультирование родителей и совместная работа детей и родителей. 







Список литературы: 
1.Мананикова Е.Н. Психология личностиЕ.Н.Мананикова.-2-е изд.- М.:Дашков и К,2009.-218 с. 
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002. 
3. Юнг К. Г. Человек и его символы / Общ. ред. С. Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 1998. 
4.Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. СПб.: Речь, 2007. 
5.Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс, 2002. 
6.Трисиддер Д. Словарь символов / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 
7.Медреш Е.Идеи и отношения.- Харьков:Око,2009.
Ольга Нелюбина
Опубликовано на сайте: ,  61 просмотр
Получить консультацию автора
Психолог, Практический психолог — г. Пермь
Другие статьи автора:
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 30672 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз