Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27449 специалистов из 929 городов
Скрыть

Роль зла в формировании психики

От автора: Внутренний мир, если его исследовать с помощью слов – это совокупность историй, которые человек рассказывает себе, о себе и о мире. Поэтому предлагаю сегодня немного поиграть, и играючи прикоснуться к тому, кто вы. Для этого запишите куда-нибудь 3-5 спонтанно возникающих истории из детства. Каждая такая история обычно укладывается в 7-10 предложений. Вам не надо что-то специально придумывать, берите именно те истории, которые сами приходят в голову и в том порядке, в каком приходят. Если хотите поучаствовать, то истории лучше записать сейчас, до того, как продолжите читать дальше. Потому что прочитанный текст может повлиять на работу вашего воображения.

Теперь, когда у вас есть истории, забудьте о них на время. Впереди много общей информации)

Психика возникает в результате встречи со злом.

Чтобы понять, какое Зло создало вашу психику – важно послушать истории, которые вы рассказываете. В центре таких историй часто лежит встреча со Злом, даже если напрямую это зло не называется, а умалчивается.

Чаще всего человек избегает говорить о зле напрямую. Но оно все равно торчит из почти всех его историй, если знать, куда смотреть.

Зло в данном случае – это обозначение фрустрированной потребности. Когда есть «хочу», но это «хочу» не может быть реализовано.

Распознавание чего-то как Зла - обязательное условие, чтобы у человека появился внутренний мир. Чтобы человек стал объемным, а не плоским.

Внутренний мир - это центр управления. Так как у нас изначально нет инструкций к этому пульту управления, бывает, что мы врезаемся во что-то. Или в нас врезаются. Становясь такими своеобразными и объемными, благодаря наличию внутреннего мира, мы в то же время, приобретаем риски задеть кого-то или споткнуться об кого-то. Поэтому иногда кажется, что хороший способ избежать проблем – попробовать убрать внутреннее звено, попытаться стать плоским. Втянуть свой психический живот и не отсвечивать. И все в этом мире попытаться объяснять внешними обстоятельствами.

Это стратегия так себе, потому что пока вы так делаете, вы не пытаетесь разобраться, как управлять своим пультом управления. Не ищите инструкций по эксплуатации.

Есть люди, у которых нет внутреннего пространства, и это не их выбор играть в прятки. Часто это результат встречи с очень большим Злом. Такой встречи, которую не удалось пережить.

Характер - это атмосфера внутреннего мира. Если внутренний мир можно представить себе как пространство, то характер – это обстановка внутри этого пространства.

Быть собой – это иметь такое пространство, а также иметь какую-то обстановку внутри этого пространства.

Встреча со Злом создает внутреннее пространство, влияет на его размеры и согласованность разных комнат друг с другом.

Выводы от встречи со Злом, стратегии совладания – определяют, как вы будете обходиться с этим пространством, как вы его будете обживать. Т.е. в описанном выше примере – пытаться втягивать свой психический живот, чтобы стать плоским – это стратегия совладания. Нужно исчезнуть, чтобы Зло прошло мимо.

Терапия не создает внутренний мир. Это невозможно сделать. В процессе терапии человек может исследовать свой внутренний мир и стратегии обращения с ним. А также научиться обживать это пространство наиболее удобным способом. Удобным способом, который обеспечивает хорошее присутствие во внешнем мире. Если вы просто обживаете свой внутренний мир, изолируясь в мире внешнем, то вы попадаете в психическое убежище. Условно говоря, себе вы разрешили быть объемным, но справиться с тем, что у окружающих есть их животы – не смогли. Изоляция – это тоже стратегия совладания.

Наше воображение растет на плодородной почве первых значимых встреч со злом. Человек постоянно носит в себе миф о том, как в этом мире все устроено - какое зло самое опасное, какой результат встречи с ним самый вероятный, и какое место в жизни, по итогу, придется занять.

Тут и пригодятся те истории, которые вы записали в самом начале. Они могут помочь вам прикоснуться к источнику своего мифа.

Посмотрите, во всех ли историях есть сюжет, или есть истории-впечатления? Истории-впечатления – это истории, в которых все, что есть – это описание переживаемых ощущений, вкуса и запаха. Такие истории тоже очень важны. Сами по себе они могут говорить о стратегиях совладания в борьбе со Злом. Также, они могут быть расширены вопросами: «Где это происходит? Почему это происходит?» Любыми вопросами, которые помогут понять, почему это так впечатляет? Так вы можете наткнуться на Зло.

Если это истории, в которых есть сюжет, что в них есть объединяющее? Если бы вы общими словами пытались охарактеризовать происходящее – то какими бы были эти слова? Как бы вы общими словами назвали то Зло, которое преодолевает герой? Что ему помогало преодолевать выпавшие на его долю вызовы?

Такие истории очень увлекательно расшифровывать. Иногда в них Зло выглядит более очевидным и монолитным. Иногда, как при археологических раскопках, встречаются разрозненные части фигуры Зла. Сопоставляя разрозненные части сюжетов, можно увидеть, какой конфликт стал центральным. И какие стратегии совладания с ним были придуманы.

То архаическое, первичное мифологическое - никуда из нас не денется. Эта архаика формирует стены и пол нашего внутреннего пространства. А вместе с ними – основы нашей уникальности.

Пример: «По итогу историй, можно сказать, что мое Зло – это ситуации унижения. Я знаю, как это может быть больно. Как может быть стыдно за то, кто ты. Но я не сдалась, а решила победить, во что бы то ни стало, чтобы больше никогда не чувствовать себя униженной.» Если это моя история, то именно этот страх унижения будет питать меня. Будет определять дороги, которые я буду выбирать. Людей, отношения, профессии. Все будет незримой нитью возвращаться к протоистории. Потому что это место зарождения моего внутреннего мира.

Так и выглядит психическое здоровье. Наличие узнаваемого сценария. Целостность на уровне смысла.

На основании этой мифической истории и формируется идентичность. Важно, нравлюсь ли я себе тот, что получился. С тем центральным конфликтом, который подогревает мою психику, дает мне силы.

Задача не в том, чтобы бороться с первичным Злом. Это не только нереалистично, но и аутоагрессивно. Не будь того зла – не было бы и вас. Задача, зная эту свою историю – выбирать лучший из возможных путей её реализации. Обживать появившееся внутреннее пространство наилучшим образом.

К слову говоря, если вы увлекаетесь архетипами, из этих центральных конфликтов они и рождаются. Архетип - это характер первичного Зла + стратегия совладания с ним. Так возникает мудрец, правитель, опекун, эстет, творец и т.д.

Роль зла в формировании психики

К автору уже обратились 35 человек с сайта
Провела 22 онлайн консультации на сайте
Опубликовано на сайте: ,  139 просмотров

Комментарии

Интересно) Истории описывать для себя или для кого-то? Т.е. разный подход. Для себя - как напоминание, без уточнений. Для кого-то - придется обозначить общие обьясняющие моменты что/где/когда.
№1 | 10 ноября 2018
Ольга Князева
Психолог - г. Минск (Беларусь)
Eiya, писать надо так, как вам хочется, как вам видится правильным.
№2 | 10 ноября 2018
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий ad0a2 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз