Опасные сказки

От автора: Далеко не все сказки, которые публикуют и публиковались даже в СССР могут быть полезны. Во многих демонстрируются патологические патерны поведение, без должной критической дидактики.

Опасность сказок.

Казалось бы, что может быть страшного для детей в старых добрых народных сказках, которые прошли не один десяток редакций, которые можно найти и в детских книгах изданных в СССР, и в форме мультфильмов, и в виде аудиозаписей.

Я не буду акцентировать внимание на элементах «страшилок», в которых персонажа сказки собираются съесть, или причинить иной тяжелый вред здоровью, это отдельная большая тема, связанная с принятием факта конечности человека, и темой инициации. Меня же заинтересовала «поверхностная интерпретация» сказки, которая показывает нормы межличностных взаимодействий между персонажами и общее поведение с окружающим миром. В частности управление ресурсами, которые предоставляет судьба.

Как мы заметим, сказки отражают, а может, и формируют негативные особенности нашего поведения. Чем же так опасны сказки? Во многих сказках можно выделить метафорический слой, связанный с инициацией, но ирония в том, что понять его может уже взрослый человек, и то, если он знаком с культурологией /антропологией / глубинной психологией. Другой слой более поверхностный, бихевиористический - описывающий поведение персонажей. Он доступен для понимания самыми маленькими детьми, и не вызывает у них противоречий и критического отношения. С возрастом лешие и оборотни уходят из реальности, а нормы в поведения остаются, причем часто без критической переоценки.

По щучьему веленью.

Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
- Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
- Неохота...
- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
- Ну, ладно.

Прошло много ли, мало ли времени - невестки говорят ему:
- Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
- Неохота...

- Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
А он им с печки:
- Да вы-то на что?
- Как - мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
- Мне неохота...
- Ну, не будет тебе подарков.

(он настолько ленив и глуп, что даже не способен догадаться, что может «заказать себе любые подарки», не говоря уже о том, что и в мыслях у него нет позаботится о близких или/и пустить свой дар в продуктивное русло)

А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: "Держи его! Лови его!" А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь...
Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку - такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - поезжайте, сани, домой...

(«много народу передавил», - читается это с удалью, без осуждения, однако он хотя бы понимает, что его попытаются линчевать, и САМ принимает разумные меры. – вывод обладая защитой свыше можно делать любую мерзость) 
Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.
Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, дубинка, обломай им бока...
Дубинка выскочила - и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли - услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера - его найти и привезти во дворец.

(Может, царь осудит и накажет за убийство подданных? Может, оценит «способности Емели» и поставит их на службу государству?)
Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:
- Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.

- Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, - тогда он все сделает, что ни попросишь. (любит ласковые обещания, не так важно исполнятся ли они, а может просто о них забудет)
Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
- Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
- Мне и тут тепло...
- Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, - пожалуйста, поедем.
- А мне неохота...
- Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
Емеля подумал-подумал:
- Ну, ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. (то что в доме не он один живет - не важно)

Вышел царь на крыльцо:
- Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
- А зачем они под сани лезли? (достойное оправдание, может идти с миром)

- По щучьему веленью, по моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит...
И сказал еще:
- Ступай, печь, домой...

Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
- Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.(может теперь царь понял как использовать дар Емели?)
Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.(можно кафтан пообещать, а можно просто напоить)
Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. (…мотив инициации или рациональное использование ресурсов ? )
Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля, видит - темно, тесно:
- Где же это я?
А ему отвечают:
- Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море. (по легенде Гоголю Н.В. в последние часы тоже было скучно)
- А ты кто? (действительно кто это?)
- Я - Марья-царевна.

 

- Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
- А мне неохота...
Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит: (очевидно, пообещала красный кафтан)
- По щучьему веленью, по моему хотенью - выстройся, каменный дворец с золотой крышей...
Только он сказал - появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
- Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
Тут Емеля недолго думал: (пусть остается глупым, зато управляемым)
- По щучьему веленью, по моему хотенью - стать мне добрым молодцем, писаным красавцем...
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит - стоит дворец, где раньше ничего не было.
- Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?
И послал узнать-спросить: "Кто такие?" Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.
Емеля им отвечает:
- Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
- Кто же ты такой, добрый молодец?
- А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю. (к слову, о патриотизме)
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
- Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

 

Резюме:

Оценить дар Емели способна только одна женщина, но и то в силу своего скромного развития.

Емельян несмотря на лень вполне управляем. (его достаточно напоить или что-то пообещать, хотя он и самостоятельно может все получить)

Ни он, ни его окружение неспособно оценить и реализовать безграничный дар.

Зачатки инициативы у главного героя проявляются почти всегда, только в самых экстремальных ситуациях.
Явно показано хамское, несущее убытки травмы и смерть окружающим поведение в ситуации безнаказанности.

 

 

 

Опубликовано на сайте: 27 апреля 2019,  248 просмотров
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться14
Комментарии
Отличная статья!
№1 | 29 ноября 2019 | Ответить
Голиков Борис Олегович писал(а):
 (к слову, о патриотизме)
Суровые времена
Ad0mant1
4 года назад
геннадий сел за рисованье
а иннокентий за статью
такие дни теперь настали
за что угодно можно сесть
№2 | 29 ноября 2019 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Книга пророка Ионы как экзистенциальная ситуация
Иона Книга пророка Ионы как экзистенциальная ситуация Рассмотрим Иону, как человека на которого возложена определенная миссия предназначение (в широком смысле этого слова), судьбоносная задача, которая ...
заметки о жизни
Еще ни один мужчина не мог у нее вызвать столь длительный, волнующий, яркий, проходящий дикими волнами... когнитивный диссонанс. Ситуация Конечно,в каждой ситуации должна быть доля абсурда, но зачем из ...
Арт-терапия в неумелых руках опасна!
Арт-терапия в неумелых руках опасна! Для примера возьмем наиболее «простое» и «попсовое» для доморощенного «психолога» направление — рисуночную арт-терапию. Что ...
Проблемы на пути человека - это ангелы с которыми нужно бороться? Экзистенциальный анализ.
Вашлах глава 23-32. (Тора) Подумал, что это может означать? Яаков борется ангелом. Ангелом. Сложно понять светскому человеку, что/кто это такое, но допустим ангел - это некая жизненная ситуация, которая ...
Психотерапия и крав-мага ашита.
Крав-Мага Ашита (система контактного боя) о данной системе говорится, что в ней ни философии как восточных единоборствах ни табуированных правил как в единоборствах и спорте. Но если приглядеться изнутри, ...
Рекомендуем почитать
Пример, как устанавливать границы для ребенка.
Границы — это барьер, который оберегает нас от необходимости проявлять агрессию и конфликтовать при защите собственных интересов. Установить границы помогают правила и договоренности. Возможность ...
Ештокина Евгения
Про полоролевую идентичность и воспитание детей
Воспитание ребенка в коллективе – необходимое условие гармоничного развития личности. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, ...
Сокуренко Анна
Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом? Заметки психолога Интересный вопрос, вызывающий некоторое смятение, противоречивые идеи и мысли. Трудно ответить однозначно. Здесь каждый ...
Каледина Юлия
Как формируется доверие к миру
С самого рождения, когда ребенок еще беззащитный, и ему необходима поддержка мамы, именно через маму в первые 3 года ребенок видит мир через призму мамы, и на этом этапе жизни у малыша формируется доверие ...
Сидоренко Виктория
Школьные прогулы
Я ЗА НЕОЖИДАННЫЕ СМЕНЫ ПЛАНОВ. Взять и не пойти в сад или школу. Сменить обстановку, напитаться положительными эмоциями и получить новизну жизни. «Мама, я не хочу в школу?» - признайтесь как ...
Катерина Бурдаева
a51cd
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз