Меня никто не понимает: как поколениям найти общий язык

Фраза из заголовка прочно прикрепилась к образу четырнадцатилетнего ребёнка. Вероятнее всего, каждый из нас будучи подростком хоть раз её говорил, а будучи родителем - хоть раз её слышал.

Что за ней стоит, и как собственно с ней справляться?

Восприятие мира у подростка максимально упрощено. Мир либо хороший, либо плохой, середины не бывает. Подросток находится в переходной стадии от безопасной среды до условно безопасной, в которой действуют причинно-следственные связи, и психике важно остаться целостной. Что она и пытается сделать всеми возможными способами, в том числе максимально отгородиться от ответственности. А заявление "Меня НИКТО не понимает" ни что иное, как попытка переложить ответственность за ситуацию на окружающую среду.
При возникновении малейшего когнитивного диссонанса сознание отгораживается от него. Проще сделать вид, что это мир делает что-то не так, чем признать происходящие в себе самом изменения. Гормоны, эмоции, тело, меняется всё, и в этот момент задача взрослых - дать понимание естественности этого процесса. 

"Меня не понимают" - на мой взгляд, лучшая отговорка на все времена. Меня не слышат, меня не понимают, и может даже не хотят слушать и понимать. Ребёнку страшно. Представьте, что вы оказались в обществе, где всё, что бы вы не сказали, не воспринималось бы всерьёз, где с вашим мнением бы не считались, где ваши потребности, даже базовые, не учитывались, или учитывались бы в последнюю очередь. Такой лайт-вариант тюрьмы. Вы же значимы, вы чего-то добились, вы личность, в конце концов! С ума сойти можно. Вот и подростковая психика не хочет сходить с ума, и ребёнок говорит о себе как можно громче. 

Чтобы стать личностью.

Конечно, это утрированно, конечно, это всё происходит неосознанно, подстрекательства и подлости здесь нет. Но дети продолжают кричать, хлопать дверью и считать себя правыми.

Если взрослый человек попадает в ситуацию конфликта интересов, он оценивает свои потребности и приоритеты, он ведёт аргументированный диалог и принимает взвешенное решение. Ребёнок чаще всего вести диалог не умеет, потому что с ним, как правило, такой диалог не ведут. Аргументация сводится к родительскому авторитету, не более, и это, в общем-то то же самое, что делает подросток, просто другими словами. 

Как ни странно, ребёнок очень хорошо понимает, чего хочет, другое дело, что не всегда его желания совпадают с реальной возможностью. Именно это необходимо донести тем самым диалогом. Если не получается вслух - можно пробовать письмо, только не мессенджеры, а бумагу. После эмоций, после отреагирования, важно начать диалог. Именно потому, что ребёнку-то действительно кажется, что его не слушают! 

Услышать мнение - не значит действовать в соответствии с ним, не значит "потакать" ребёнку. Дети могут быть несогласны с решениями родителей, это нормально. И для родителей принимать непопулярные решения тоже нормально. Важно, чтобы за всеми этими процессами был контакт между родителем и подростком. 

Самый простой способ его начать - сказать "Я пытаюсь понять, но у меня плохо получается, объясни мне". И действительно попытаться услышать потребность ребёнка.

Как продолжить - гораздо более сложный вопрос, упирающийся в способность обеих сторон проговаривать чувства и эмоции, в способность родителя увидеть в подростке формирующуюся личность, в желание наладить диалог, в конце концов. В способность отделить ребёнка от себя и принять его.

Это нелёгкий процесс, но результат стократно его компенсирует.

Опубликовано на сайте: 12 мая 2019,  116 просмотров
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться8
Комментарии
Праскова Наталья Андреевна писал(а):
его начать - сказать "Я пытаюсь понять, но у меня плохо получается, объясни мне". И действительно попытаться услышать потребность
Да, и несколько раз, миллион раз пока не поймёшь... желание понять, вот что ценности
Психолог, Супервизор - г. Москва
№1 | 12 мая 2019 | Ответить
Каминская Анна Александровна, да, это наверное труднее всего, особенно когда сепарация пугает
Психолог, Подростковый психолог - г. Москва
№2 | 12 мая 2019 | Ответить
Праскова Наталья Андреевна, да, от страха и тревоги можно в запреты на всё уйти и контакт с ребенком потерять
...
Психолог, Супервизор - г. Москва
№3 | 12 мая 2019 | Ответить
Каминская Анна Александровна, задавить авторитетом и потом сокрушаться, что этот авторитет рухнул
Психолог, Подростковый психолог - г. Москва
№4 | 12 мая 2019 | Ответить
Праскова Наталья, эхх да
Психолог, Супервизор - г. Москва
№5 | 12 мая 2019 | Ответить
Праскова Наталья Андреевна писал(а):
Услышать мнение - не значит действовать в соответствии с ним, не значит "потакать" ребёнку. Дети могут быть несогласны с решениями родителей, это нормально. И для родителей принимать непопулярные решения тоже нормально. Важно, чтобы за всеми этими процессами был контакт между родителем и подростком. 
Важные принципы. Благодарю!
Психолог, Отношения Эмоции Дети-ОНЛАЙН - г. Москва
№6 | 12 мая 2019 | Ответить
Спасибо за рекомендации как поколениям найти общий язык.
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Нижний Новгород
№7 | 12 мая 2019 | Ответить
Василакий Ирина, и Вас за отзыв!
Психолог, Подростковый психолог - г. Москва
№8 | 13 мая 2019 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Нейромедиаторные качели: почему настроение меняется само по себе
Периодически по утрам мир кажется враждебным, а к вечеру вдруг находится решение всех проблем. В один день вы полны сил, а в другой - еле двигаетесь. Это не капризы характера, а сложные биохимические процессы. ...
Депрессия: полное руководство по распознаванию и преодолению
Депрессия - это не просто временный упадок настроения или обычная усталость. Это сложное психическое состояние, которое кардинально меняет восприятие себя, окружающего мира и будущего. По данным ВОЗ, более ...
Почему не стоит заниматься самообвинением
За неприглядным поступком должно последовать наказание. Ещё Достоевский об этом писал. Помните, из школьной программы по литературе? Правда, писал он про преступление закона, но в этой статье будет говориться ...
Можно ли перехвалить подростка?
Определимся, что такое похвала. Это хороший отзыв, одобрение, которое обычно ассоциируется с каким-нибудь поступком, продуктом, проще говоря – результатом деятельности. Для работника похвалой может ...
О достигаторстве
За последние годы тенденция к постоянным достижениям достигла масштабов пандемии. С чем это связано, судить не берусь - возможно, это расширение информационных источников, может, особенности самопрезентации ...
Рекомендуем почитать
Интервью со звездой
На одном из тренингов для подростков из цикла “UPGRADE”, было проведено интересное упражнение, которым хочу с вами поделиться. Оно может здорово сработать и на взрослых тренингах, особенно ...
Старцева Галина
Загадки воспитания
Ответственные родители, всерьез озаботившиеся воспитанием детей, начинают штудировать соответствующие книги по отечественной педагогике, где вроде как должны быть нужные ответы, да еще с «духовными ...
Литвин Евгений
Кошмарные сны. Случай из практики.
Кошмарные сны. Как их понимать? Случай из практики. В последнее время было несколько обращений с вопросами о кошмарных снах у подростков. Вот один из таких запросов хочу описать. Пришли на консультацию ...
Ольга Загарева
Сказки про подростков или Возвращение Блудного Сына
Подростковый возраст называют переходным. Переход из детства во взрослость дело непростое: не только организм подростка претерпевает серьезные изменения, в этот период перестраиваются его отношения с миром. ...
Русланова Ольга
Как хорошо быть молодыми….. или не очень
В этой статье хочу рассказать о периоде между детством и юностью. О подростковом возрасте. Казалось бы, эта тема освещена со всех сторон специалистами разного уровня но, к сожалению проблемы этого возраста, ...
Кашайкина Ирина
0ca1c
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз