Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 23370 специалистов из 851 городa
Скрыть

Чтобы начало обучения в школе не стало эмоционально травмирующим событием.

          Ещё совсем недавно, глядя из окна своей квартиры, я видела спешащих на торжественную линейку первоклассников, их родителей, бабушек и дедушек.  Как, по-особому нарядно и празднично все они  выглядели со своими букетами цветов! Это событие открывало новую веху в их жизни, веху под названием «ШКОЛА». Но, к сожалению, праздники заканчиваются и начинаются будни со всеми радостями и, увы, огорчениями.

             Спустя месяц после торжественной линейки, я получила письмо от молодой женщины, мамы первоклассника. В нём она, буквально, с мольбой просила у меня  помощи. Из  письма было понятно, как сильно переживает эта женщина, как она растеряна и напугана. Эта мама  столкнулась с тем, к чему совершенно  была не готова. Её замечательный, любимый и весьма успешный в дошкольном учреждении сын, пойдя в школу, превратился в забияку, неуправляемого мальчишку.

Чтобы начало обучения в школе не стало эмоционально травмирующим событием

            Она жаловалась, что он совершенно не делает того, что требуют в школе, не хочет заниматься  и при этом не даёт никакого объяснения своего протестующего поведения. Состояние  женщины было наполнено чувствами стыда за сына, огромного страха за его будущее, связанного с отношением учителей к нему в дальнейшем, а так же, чувством собственной вины. А хуже всего - она испытывала к своему сыну противоречивое чувство любви-ненависти.

             Читая это письмо, я понимала, что, наверняка, шаблон страха и трепета перед школой тянется издалека. Что период обучения в школе самой этой женщины тоже был связан с большим напряжением и негативными чувствами. И не испытывать подобные чувства, когда её сынок пошёл в школу, она просто не могла - у неё не было другого опыта.

            И вот мой ей ответ: «…. Под поведением вашего ребёнка скрывается неосознаваемое им самим сопротивление серьёзным переменам в его привычном укладе. Всё стало иначе - ему приходится подчиняться новым требованиям, привыкать к новым контактам. Не исключено, что он испытывает страх, причём в большой мере он это считывает с вас, ведь именно вы боитесь за его дальнейшую репутацию и за свою тоже, боитесь прослыть не успешным родителем. Чем больше вы выражаете своё недовольство им, тем автоматически возрастает его внутреннее напряжение. Мне думается в этой ситуации важней всего поддержать ребёнка, помочь ему адаптироваться, замечать любые его малейшие успехи, постараться  не ругать,  и не наказывать, чтобы у него сформировалось уверенность, что его любят без всяких условий. Он сейчас очень боится вас разочаровать, т.е. как будто утратить любовь, ведь вы  очень изменились по отношению к нему. Безусловно, он этого не осознаёт, поэтому требовать от него объяснений бессмысленно. Что для вас важней: реакция чужих вам учителей (безусловно, с этим приходится считаться) или отношения с самым родным и ещё совсем маленьким сыном?»

              Мои возможности оказать помощь этой женщине были ограничены - я могла только постараться  объяснить её ситуацию. Оказалось, что  этого  вполне  достаточно. Вчера, т.е. месяцем позднее, я получила от неё письмо со словами благодарности. Она сообщила, что  сынок учится очень хорошо, что он адаптировался к новым условиям и учительница к нему нашла подход. Её мальчик любит хвалиться достижениями и ждёт похвалы от мамы. Не скрою, мне было очень приятно читать это письмо. Ведь здорово, если твоя помощь была эффективной, и в результате, кому-то стало легче!

 

Осадчая Елена Анатольевна
Опубликовано на сайте: ,  217 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 137 человек с сайта

Комментарии

Сазыкина Екатерина Викторовна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Тольятти
я тоже мама первоклассника. и было тоже очень тяжело.... и тут даже не совсем проблема в моих ожиданиях, или разочарованиях сына... очень много зависит от педагога. детей много,она одна...нет уже такого индивидуального подхода... поэтому я уверенна не надо бояться говорить с учителем. идти на контакт и помогать им- учителю и ребенку понять и принять друг друга...
№1 | 26 октября 2013
Осадчая Елена Анатольевна
Психолог, Клинический психолог - г. Владивосток
Безусловно, когда есть контакт с учителем у самого ребёнка и его родителей, это замечательно! Я с вами абсолютно согласна, Екатерина Викторовна. Но я хотела поставить акцент и подчеркнуть значимость принятия ребёнка в новой роли ученика его родителями. Вспомнив себя в период обучения, наверняка у многих появится горечь. Прежде всего, я опиралась на собственный детский опыт. Если у вас было по другому, это здорово!
№2 | 27 октября 2013
Сазыкина Екатерина Викторовна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Тольятти
а я наоборот вижу другую грань этого. родители подчас слишком яро- навешивают на ребенка ЭТУ РОЛЬ!!!! а ребенок все таки это не компьютер ,которого можно перепрограммировать! на все нужно время!!! а таким напором- отбивают у ребенка с первого же класса весь кайф учебы! и остается только ДОЛГ! ты должен ,ведь ты уже Школьник!!! как будто школьники - не дети.... сплошь и рядом...
№3 | 28 октября 2013
Осадчая Елена Анатольевна
Психолог, Клинический психолог - г. Владивосток
Именно про подобное поведение родителей я и писала. Не вижу противоречий. И здесь важно понять, что толкает людей так себя вести. Родители не желают зла детям, но испытывая страхи и большое внутреннее напряжение, поступают лишь так как могут. Критика здесь мало эффективна, родители нуждаются в помощи.
№4 | 29 октября 2013
Сазыкина Екатерина Викторовна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Тольятти
возможно потому, что их родители вели себя также. возможно под давлением педагогов! которые сами с 1 сентября начинают говорить детям- все!!! ваше детство кончилось! теперь вы школьники!!! и родители чаще встают к сожалению на сторону педагога, а не своего собственного ребенка... критика да конечно не продуктивна. но и помочь без принятия того ,что она необходима семье- невозможно. а страдают наши дети.
№5 | 30 октября 2013
Осадчая Елена Анатольевна
Психолог, Клинический психолог - г. Владивосток
Сказать и только родителю, что он поступает неправильно, это всё равно, что сказать: ты -плохой родитель. Это чувствовать очень больно! И это вызовет дополнительное напряжение, протест, который невольно, автоматически выльется на ребёнка, которому и без того тяжело. Важно понять, что родителю необходимо прежде всего получить самому помощь и поддержку, т.е. начать с себя. Я писала статью для всех неравнодушных к этой теме: и для родителей, и для психологов. и для педагогов.
№6 | 31 октября 2013
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов db649 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз