Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 22019 специалистов из 830 городов
Скрыть

Психотерапевтическое сообщество и групповая идентичность

От автора: Опубликовано в журнале "Псі: Свідомо про несвідоме". – № 2(3). – 2008. – С. 20-21.

Идентичность психотерапевта – это вещь индивидуальная, даже интимная. Она зависит от множества тонких характеристик личности, душевных свойств, нюансов профессионального мышления. Но на нее влияют и социальные структуры, в которых живет и работает психотерапевт.

Идентичность имеет разные формы и типы. Как минимум, можно рассматривать личностную и групповую идентичности. Личностная идентичность связана с ощущением своей индивидуальности, уникальности, особого своеобразия профессиональных качеств и умений. Она опирается на представление о собственных способностях, возможностях, а также слабостях и ограничениях. Очень важный аспект – это ролевая идентичность, то есть глубина отождествления с ролью психотерапевта, а модель этой роли прямо отражена в структуре профессиональных групп.

Групповая идентичность связана с чувством принадлежности к группе, сообществу. Чтобы она возникла, это сообщество, как минимум, должно существовать, обладая групповыми атрибутами: нормами, традициями, знаками отличия, собственным языком и символикой. В образе группы есть что-то родительское, иногда выражающееся в форме ощущения ее грандиозности с ее уникальной историей и своеобразной мифологией. Групповая идентичность обязательно предполагает наличие лояльности к группе, часто неосознаваемой. Группа должна восприниматься как некая высшая система, дающая ощущение защищенности, безопасности. Индивид испытывает положительные чувства к такой группе: симпатию, уважение, что-то вроде гордости и т.д. Группа обязательно должна быть референтной. Если этого не происходит, то с идентичностью наверняка будут проблемы.

А теперь давайте порассуждаем, какие есть профессиональные сообщества. Прежде всего – это та большая группа, из которой мы пришли в психотерапию. Для меня это – психологическое сообщество. Для кого-то – это сообщество медиков или какое-то еще. Здесь мы чувствуем себя наиболее свободно, здесь не так ощущается проблема конкуренции. Психологическое сообщество существует давно, но оно, тем не менее, размытое, рыхлое, недостаточно сплоченное. Такова и идентичность – нечеткая, изменчивая. Наверное, гордость психолога сильно уступает, например, чувствам дворянина в связи с принадлежностью его к дворянскому сословию. Одна из причин – неоднородность сообщества, пестрота состава. Кто только не называет себя психологами (равно, как и целителями, экстрасенсами и т.п.). От этих субъектов порой хочется решительно отмежеваться, не то, что идентифицироваться с ними.

Более узким является психотерапевтическое сообщество, претерпевающее сейчас бурный этап становления. Идентификация с этой группой связана с гораздо более сильными переживаниями и глубокими противоречиями. Здесь еще не выработались групповые атрибуты, характерные для таких устойчивых больших групп, как этнос, род, социальный класс. Оно еще не создало собственной мифологии, ну уже существует множество психотерапевтических мифов. Еще не написано всеобщей истории, но во множестве пересказываются различные истории о психотерапии. Одна из форм этого фольклора – анекдоты про психотерапевтов, значение которых в плане формирования групповой идентичности трудно переоценить. Они снимают табу на запретные и опасные темы, отреагируют страхи, развенчивают бессознательные комплексы и предрассудки. Важная роль развития профессиональной идентичности принадлежит официальным организациям, структурирующим стихийный процесс формирования сообщества, создавая уставы, этические кодексы, разрабатывая программы и квалификационные нормы. Но идентичность не может быть сформирована только официально, без стихийного неформального процесса.

В психотерапевтическом сообществе выделяются еще более узкие группы – (условно – по психотерапевтической специализации). Речь идет о сообществах психоаналитиков, гештальтистов, психодраматистов, расстановщиков и многих других. Все они настолько различные и своеобразные, что нет смысла доказывать: их представители обладают весьма своеобразной идентичностью, о чем тоже ходит множество анекдотов. Возникает проблема конкуренции не только между отдельными психотерапевтами, но и между разными направлениями, спорящими между собой на темы эффективности, универсальности, психологической экологии. В этом есть и плюсы, и минусы. Польза – в развитии профессионализма и вырабатывания эффективных методов психологической помощи. Вред в том, что в узкопрофессиональном споре утрачивается глубинное понимание психотерапии как таковой, как искусства исцеления посредством души психотерапевта, а не хитросплетением методов. Нужно все же, чтобы преобладающая сейчас поляризация между различными парадигмами сменилась на интеграцию.

Все же идентичность психотерапевта отличается от идентичности психолога или врача. Длительный психотерапевтический опыт (включающий личностное самопознание в процессе подготовки) очень сильно меняет психологию человека, даже перестраивает его мировоззрение. Общения между психологами и врачами всегда было извечной проблемой, они всегда не понимали друг друга, предвзято относились к противоположным взглядам, а по сути, являлись примерами односторонности и ограниченности. Психологи и врачи, обученные психотерапии по современным европейским стандартам, становятся, по сути, единомышленниками.

Особая форма групповой идентичности связана с психологией малых групп. Это, прежде всего – учебные и тренинговые группы, где совершенствуется профессиональное мастерство и, собственно, выковывается наша психотерапевтическая идентичность, в них, по сути, происходит профессиональная инициация терапевта, они, как alma mater являются проводником в большое сообщество и осуществляют эстафету между поколениями. В этих группах очень важна не только личностная проработанность участников, но и проясненность на групповом уровне, развитие личностной и групповой зрелости, решение тех групповых проблем, которые неизбежно возникают в процессе эволюции группы, и которые, будучи нерешенными, могут переноситься в более широкое сообщество. Это может повлиять на традиции, создать проблемную нравственную атмосферу, в конечном счете, отражаясь на особенностях идентичности. В условиях конкуренции вместо стремления к профессиональному совершенствованию будут возникать комплексы неполноценности и зависть.

Чтобы не возникало подобных искажений профессиональной идентичности, психотерапевтическое сообщество призвано быть открытой и саморазвивающейся системой. Оно должно быть открытым и прозрачным для всего общества, честность и нравственность должна цениться на том же уровне, что и профессионализм, его традиции должны опираться на самые высокие и гуманные цели человечества. Только в этом случае оно будет решать сложнейшие задачи, возложенные на этот вид профессиональной деятельности, а профессиональная идентичность будет этому только способствовать.

Горностай Павел Петрович
Опубликовано на сайте: ,  1366 просмотров
Получить консультацию автора
Психолог, Консультант — г. Киев (Украина)
Другие статьи автора:
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий aa5f1 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз