Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 28125 специалистов из 947 городов
Скрыть

Принятие чувств как ресурс жизнестойкости: арт-терапевтическая техника

В последнее время очень много публикаций посвящено стрессу и стрессоустойчивости. Эти феномены понятны почти каждому человеку. При этом термин «жизнестойкость» только начинает пробивать себе дорогу.

 

Под жизнестойкостью ученые (Сальваторе Мадди, Дмитрий Леонтьев, Елена Рассказова и другие) понимают способность человека успешно справляться с жизненными трудностями и противостоять ударам судьбы.

 

Жизнестойкость (hardiness) включает в себя три составляющие, которыми должна овладеть личность, чтобы успешно преодолевать трудные жизненные обстоятельства:

  • интерес к жизни - активность личности, вовлеченность в отношения с другими людьми (вместо пассивности и отчуждения);

 

  • контроль над собой и обстоятельствами своей жизни, проявляющийся в ответственности за свои действия в преодолении трудностей, в продуктивном влиянии на события собственной жизни (вместо бессилия, инфантильности, выученной беспомощности); 

 

  • принятие риска – мудрое отношение к жизненным вызовам и «выход из зоны комфорта» (вместо стремления к безопасности и избеганию усилий по преодолению трудностей).

 

Однако человеку может не хватать собственных внутренних ресурсов для конструктивного преодоления трудностей, и тогда он ищет помощи извне. Психологи в индивидуальной или групповой работе с клиентами взращивают субличность ответственного, верящего в себя «Взрослого», усиливают внутреннюю позицию заботливого и критического (контролирующего) «Родителя», а также естественного «Ребенка», умеющего радоваться жизни. В целом, речь идет о восполнении недостающих ресурсов для мудрого решения жизненных проблем.

 

Resourсe(ресурсы) – это внутренние запасы мотивации и энергии, отдых и развлечение, находчивость, изобретательность и оригинальность, а также прочие имеющиеся средства, способствующие успешному преодолению проблем.

 

Основными ресурсами человека являются энергия, знания, умения, навыки, его Величество опыт, образование, здоровье, сильные личностные качества, деньги и материальные блага, а также ближайшее окружение, формирующее стратегии совладания личности.

 

Таким образом, ресурсы – это внутренние опоры для совладания. Актуализации личностного ресурса могут помочь: психологически компетентное профессиональное консультирование, коучинг, групповой психологический тренинг, поведенческие методы и техники саморегуляции (аутогенная тренировка, психомышечная релаксация, медитация и др.), креативные техники и развитие творчества, методы транзактного анализа, приемы арт-терапии (терапии средствами искусства) и пр. Раскрытию ресурсов человека могут также помочь естественные способы нивелирования стресса: общение с друзьями и близкими, красивые уголки природы, запахи и звуки, вкусная еда, полноценный отдых и медитация, секс, хобби и творчество, путешествия, субъективно значимые вещи… Так, ношение талисмана, особенно изготовленного своими руками, вызывает чувство спокойствия и, следовательно, может влиять на поведение человека в новых обстоятельствах.

 

С целью принятия собственных чувств (как позитивных, так и негативных), осознания человеком имеющейся проблемы, а также поиска стратегий для преодоления трудностей и обретения ресурсов жизнестойкости можно использовать технику «Принятие чувств как ресурс жизнестойкости», неоднократно апробированную автором в работе с мужчинами и женщинами разного возраста, социального и профессионального статуса (например, на Ежегодном саммите психологов «Технологии успеха» в Санкт-Петербурге в 2012 году).

 

Для работы необходимо приготовить 3 белых листа формата А4, половинку ватмана (или кусок обоев), клей и ножницы, акварельные краски или гуашь, кисти, пастельные карандашики или фломастеры, журналы с картинками, рекламные буклеты таких магазинов, как Магнит, Лента, Стандарт (и другие), прочую полиграфическую продукцию (например, ненужные Вам открытки).

 

Процесс арт-терапевтической техники «Принятие чувств как ресурс жизнестойкости» состоит в следующем:

  1. Нарисуйте на альбомном листе красками свои чувства (состояние) в детстве. Расскажите, что происходит на рисунке? 

 

 2. На другом листе - свои чувства (состояние) в подростково-юношеском возрасте. Расскажите, что происходит на рисунке.

 

 3. На третьем листе – чувства (состояние), которые испытываете сейчас (во взрослом периоде). Расскажите, что происходит на рисунке?

 

4. Сфотографируйте все три свои «шедевра».

 

 5. Порежьте эти три работы на любое количество частей (можно порвать на кусочки разной формы или вырвать лишь значимые образы и символы), а затем наклейте кусочки на половинку ватмана так, как Вам нравится, или как душе угодно, как они «просятся на ватман лечь»... Если уж не захочется клеить все кусочки – сожгите некоторые из них или выбросьте; однако допустимо сделать их нижним слоем работы, тем самым приняв все чувства - они же Ваши! Расскажите, что теперь отражено на рисунке?

 

 6. Сфотографируйте эту работу, интегрирующую в себе эмоциональные состояния детства, подросткового периода и взрослости. Осознайте все чувства, связанные с прошлыми воспоминаниями и актуальными переживаниями; это обеспечит их принятие.

 

7. Полистайте красивые глянцевые журналы, просмотрите прочую полиграфическую продукцию, отберите понравившиеся Вам 3-4 картинки (можно и больше, конечно), вырежьте их, а также слова или фразы, привлекшие Ваше внимание. Прислушайтесь к своим чувствам, доверьтесь своему подсознанию и наклейте эти картинки и фразы на свой «шедевр». (Можно изготовить и что-то объемное, прикрепив его к своей работе, например, конфету, салфетку, коробочку с подарком и др.).

 

8. Сфотографируйте заключительную работу. В ней найдут отражение актуальные состояния, эмоции и чувства – как позитивные, так и негативные.

 

9. Заключительная беседа по выполненной работе с разбором образов и символов. (Для этого могут использоваться словари образов и символов, практическое руководство по имагогике (от «имаго» - образ), трактовка образов из символдрамы, нумерология, тест Люшера для интерпретации цвета в рисунках и пр. При этом следует обращать внимание не только на классическую интерпретацию образов и символов, но и на их индивидуальное значение для клиентов).

 

Пример рисунков женщины 43 лет (учитель):

1. Детское состояние. Она рассказываето жизни в селе, купании в реке и рыбалке; черные птицы напоминают ей об умерших дедушке и бабушке.

Принятие чувств как ресурс жизнестойкости арт терапевтическая техника

  2. Подростковое состояние. Клиентка рассказывает о школьной любви с одноклассником, который стал ее мужем. Однако несколько лет назад он умер…(Пронзенное стрелой сердце – стандартный образ любви; холмик и черная туча подсказывают нам переживания, связанные со смертью. Символ горы может свидетельствовать о проблемах во взаимоотношениях с матерью, а коричневый цвет - говорить об отношениях зависимости и психосоматических нарушениях. После уточняющих вопросов узнаём, что на ее руках - больная мать).

 3. Взрослое состояние. Любимая семья и работа. (Изображение воды символизирует женскую сексуальную энергию. Черная «стена-туча» справа говорит, что процесс горевания еще продолжается).

 4. Коллаж (с использованием частей из всех трёх рисунков). Фрагментарность на коллаже может говорить о дезинтеграции и рассогласовании частей личности, о внутреннем конфликте. Причем черную тучу она наотрез отказалась убирать из коллажа.

 

  5. Коллаж с дополнительными образами. Здесь актуализировались значимые потребности: чтобы у детей была радостная жизнь, внук и внучка росли здоровыми, чтоб мы все были как одна большая дружная семья (образ тигрицы с тигрятами). Заметим, что картинки приклеены так, что они оказались в центре работы, что говорит об ассоциации частей личности и интеграции «Я». 

 Итак, в ходе работы выявились проблемы клиентки, состоялось отреагирование эмоций и принятие чувств, стала понятной символика бессознательного, были осознаны значимые потребности, появился «вкус к жизни».

 

Можно сделать вывод, что благодаря подобной арт-терапевтической работе клиент обретает способности к контролю чувств и саморегуляции эмоциональных состояний; это ведет к интеграции частей личности и, следовательно, к обретению целостности и тождественности (идентичности) как основы жизнестойкости.

 

Расширенную версию данной статьи с дополнительными примерами работ участников тренингов вы можете прочитать на моем сайте: 

http://n-maisak.ru/2014/09/11/acceptance-of-feelings-for-hardiness/

 

Подробнее о стресс-менеджменте, совладающем поведении и методах работы по обретению жизнестойкости, включая арт-терапевтические, можно прочитать в следующих работах автора:

  1. Майсак Н.В. Стресс-менеджмент как способ профилактики отклонений в поведении личности: Методические рекомендации. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», –2008. – 18 с.
  2. Майсак Н.В. Превенция деформаций, деструкций и девиаций специалистов социономических профессий: Методические рекомендации. - Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО «АИКПК», 2012. – 24 с.
  3. Майсак Н.В. Психосоциальная помощь специалистам стрессогенных профессий: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2011. – 158 с.
  4. Майсак Н.В. Профилактика личностных деформаций и деструкций специалистов стрессогенных профессий: учебно-методическое пособие для студентов вузов. - Москва: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. – 288 с., илл.

 

Я в Skypen-maysak

Другие публикации автора вы сможете прочитать также на моем сайте: 

Психолог-консультант в Астрахани

 

Психолог, Специалист по психокоррекции - г. Астрахань
Опубликовано: , 3224 просмотра
К автору уже обратились 36 человек с сайта
Подписаться42
Подписаться42
Поделиться13СохранитьЕщё...

Комментарии

Полудненко Лилия Владимировна
Психолог, Консультант - г. Новочеркасск
Доброго времени!
Мне очень понравилась эта техника!
В буду использовать её в своей работе.
Большое Вам спасибо!
№1 | 13 ноября 2014
Майсак Надежда Васильевна
Психолог, Специалист по психокоррекции - г. Астрахань
Используйте на здоровье (во благо клиентов!), техника действительно работает!
№2 | 16 ноября 2014
Андрей Ивакин
Психолог, Специалист по психодиагностике - г. Нижний Новгород
Интересная техника, тоже думаю попробовать использовать её с клиентами. Только возник вопрос: сколько времени требуется на сеанс, или процедура проводится в несколько этапов?
№3 | 1 августа 2015
Майсак Надежда Васильевна
Психолог, Специалист по психокоррекции - г. Астрахань
Здравствуйте, Андрей! Обычно технику использую на тренинге (нужно 3-4 часа в зависимости от количества группы). Или даю индивидуальное задание на дом, чтобы самостоятельно выполнили все этапы, а на консультации, благодаря фото промежуточных этапов и интегративной работе, разбираем символику и работаем с проблемой.
№4 | 2 августа 2015
Замечательная техника. В терапии постоянно говорят о Я ребенке, о Я подростке в рамках одной техники я не слышала, а ведь травмы вытекают из одного периода в другой и деформации нарастают. Спасибо!!!
№5 | 22 февраля 2016
Майсак Надежда Васильевна
Психолог, Специалист по психокоррекции - г. Астрахань
№5 | Людмила Щербакова писал(а):
травмы вытекают из одного периода в другой и деформации нарастаю
Да, Людмила, поэтому есть и взрослый этап, на котором не меньше травм у личности. И техника дает возможность из проработки.
№6 | 22 февраля 2016
Спасибо за такое подробное описание техники! Особенно интересно было ознакомиться с примерами)))
№7 | 21 марта 2016
Ковалевская Лилия Евгеньевна
Психолог, Автор обучающих программ - г. Харьков (Украина)
Отличная техника! Огромное Вам спасибо, Надежда Васильевна!
№8 | 18 мая 2016
Майсак Надежда Васильевна
Психолог, Специалист по психокоррекции - г. Астрахань
№8 | Ковалевская Лилия Евгеньевна писал(а):
Отличная техника!
Да, техника работает! Можете ее модифицировать в зависимости от ситуации. Я сначала предположила, что раз надо принять чувства, то рисунки, их отражающие, должны быть заклеены сверху, порезаны-приклеены, но остаться модифицированными в интегративной работе. Теперь же я рекомендую трансформировать символы из прошлого так, чтобы клиент вышел на другой уровень психоэмоционального состояния (положительный!) и осознал свои актуальные потребности. Их-то обычно участники тренинга могут стесняться озвучивать, а наклеил в интегративную работу картинки - и сразу все понятно! ;)
Так, один участник моего тренинга - молодой мужчина - всё искал себя на разных поприщах, жил за границей, работая тренером, истязал себя диетами и голоданием, а приклеил в свою работу аж трех младенцев! И на этапе рефлексии сказал, улыбаясь: "Наверно, пора...". :)
№9 | 18 мая 2016
Майсак Надежда Васильевна
Психолог, Специалист по психокоррекции - г. Астрахань
№3 | Андрей Ивакин писал(а):
сколько времени требуется на сеанс, или процедура проводится в несколько этапов?
Обычно тренинг с использованием данной техники длится не менее 3-х часов, в зависимости от длительности разморозки и количества участников. Реально проработать проблемы каждого участника тренинга, выявленные благодаря технике, можно, если участников - человек 10 .
№10 | 18 мая 2016
Майсак Надежда Васильевна
Психолог, Специалист по психокоррекции - г. Астрахань
№10 | Майсак Надежда Васильевна писал(а):
процедура проводится в несколько этапов
Наверно, если времени мало, можно попробовать проводить и в несколько этапов. Самым длительным все равно окажется четвертый этап.

Когда 4 раза краски-воду подготавливать и убирать - это временные затраты. Уж если "разводить грязь" - так в один день ;)
№11 | 18 мая 2016
Османова Елена Геннадьевна
Психолог, Расстановщик - г. Астрахань
Надежда Васильевна,здравствуйте! В примере прозвучало про коричневый цвет как о психосоматическом отражении и зависимости. Это может не быть так однозначно? Вопрос личный . Появилась тяга в одежде низа(юбки,брюки ) коричневых оттенков насыщенных. И розовых оттенках верха. Я это ощущаю как Землю и нежность(любовь).
№12 | 10 сентября 2016
Майсак Надежда Васильевна
Психолог, Специалист по психокоррекции - г. Астрахань
№12 | Османова Елена Геннадьевна писал(а):
Это может не быть так однозначно?
Конечно, не однозначно. Но в тест Люшера все-таки загляните, прочитайте про трактовку коричневого и красного цветов в их сочетании: позиция +6+5, а также **х6х5.
Розовый цвет в Вашей одежде может символизировать эротичность и молодость. Вспомните картину Серова "Девочка с персиками": о развитии женственности и сексуальности. Аллюзия - "спелый персик"! Это как с цветами и плодами: цветы - это эротизм, желание и обещание секса, а плоды - это секс и его итоги. (Не я придумала, словарь по имагогике цитирую).
№13 | 12 сентября 2016
Багриева Наталья Евгеньевна
Психолог, Игропрактик - г. Новороссийск
Здравствуйте!
Интересен ваш взгляд на ресурсность в данном контексте. Считаю данную тему (о развитии Жизнестойкости) приоритетной и занимаюсь исследованием всего, что с ней связано. Ваши наработки очень полезны и своевременны. Как раз надеюсь "пробить" дорогу этой теме, заодно нивелируя жизненные стрессы творческим исследованием, поднимая из глубин подсознания свои ресурсы.
Благодарю за подробное описание техники о Принятии чувств. Есть ли в вашем арсенале еще что-нибудь об этом?
№14 | 27 сентября 2016
Майсак Надежда Васильевна
Психолог, Специалист по психокоррекции - г. Астрахань
№14 | Багриева Наталья Евгеньевна писал(а):
Интересен ваш взгляд на ресурсность в данном контексте
Я копала про ресурсы в словарях. Ресурс (в рамках этой техники) - это запас внутренней энергии и мотивации к изменениям на основе ПРИНЯТИЯ ТОГО, ЧТО С ТОБОЙ ПРОИЗОШЛО. Если это психотравма - придется принять и ее, ведь она уже случилась. Главное - ресурсы для трансформации! А она такая интересная!
№15 | 28 сентября 2016
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 8471a Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз