Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 25526 специалистов из 895 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Схема - терапия

От автора: для специалистов

Схема - терапия была разработана доктором Джеффри Е. Янгом (Dr. Jeffrey E. Young) для использования в лечении расстройств личности и хронических расстройств Оси I, в частности расстройств, при которых пациенты не отвечают на иные виды терапии или расстройств, рецидивирующих после первоначального ответа на иные виды лечения (например, традиционную когнитивно-бихевиоральную терапию). Схема -  терапия представляет собой новый, интегративный вид психотерапии, совмещающий в себе теорию и техники существующих видов терапии, включая когнитивно-бихевиоральную терапию, психоаналитическую теорию объектных отношений, теорию привязанности и гештальт-терапию (Young. 2003, стр. 6).

 Основными теоретическими концепциями схема - терапии являются ранние неадаптивные схемы (или просто «схемы»), стили совладания (копинг стратегии), режимы и базовые эмоциональные потребности. (Young. 2003.)

В базовой психологии схема описывает некую организованную модель мышления или поведения. Она также может быть определена как существующая в сознании структура априорных представлений, каркас, отражающий одну из сторон окружающего мира, или система восприятия и организации новой информации. Однако, согласно Янгу, схемы относятся к ранним неадаптивным схемам, и определяются как «обеспечивающие самозащиту модели восприятия, эмоций, и физических ощущений». (Young, 2003). К примеру, человек со схемой «покинутость» может быть излишне чувствительным (иметь «эмоциональные рычаги») относительно ощущения своей значимости для других, и, таким образом, быть склонным к тому, чтобы самому покидать этих других, в моменты, когда они расстраивают его или заставляют испытать чувство тревоги/паники.

Стили совладания (копинг стратегии) являются нашими поведенческими ответами на схемы, и направлены на «улучшение положения вещей», что, однако, в действительности очень часто заканчивается усилением схемы. (Young, 2003, стр. 32) Продолжая пример со схемой «покинутости», представим человека, имеющего высокий уровень ощущения возможности быть оставленным в отношениях; ощущая печаль и панику, человек с таким стилем может повести себя таким образом, что ограничит близость отношений с другими, с целью защитить себя от возможности быть покинутым. Возникающее в результате одиночество, или даже в действительности потеря отношений, легко могут укрепить присущую человеку схему «покинутости».

 Режимы являются умонастроениями, в которые мы можем погружаться быстро или более стабильно, и которые объединяют схемы и стили совладания во временный «характер существования». (Young. 2003). К примеру, модель уязвимого ребенка может представлять собой склад ума, включающий схемы Покинутости, Дефективности, Недоверия/Ожидания жестокого обращения и стиль совладания в виде признания несостоятельности/капитуляции.

 Отсутствие удовлетворения базовых эмоциональных потребностей в детстве может привести к возникновению дезадаптивных схем, стилей совладания и режимов (Young, 2003). Некоторыми описанными базовыми потребностями являются: связь, взаимность и взаимодействие, поток и автономность (Young, 2003, стр. 9). К примеру, ребенок с неудовлетворенными потребностями связи с другими, скажем, в случае потери или смерти родителей, развода или какой-либо пагубной зависимости, может выработать схему Покинутости/нестабильности.

 Цель схема - терапии - помочь пациентам в достижении удовлетворения своих глубинных эмоциональных потребностей. Основные шаги к достижению этой цели включают обучение пациентов:

  • Прекращению использования неадаптивных стилей совладания и моделей поведения, блокирующих контакт с чувствами
  • Излечение схем и уязвимых моделей поведения путем удовлетворения потребностей, существующих внутри и вне терапевтических отношений
  • Установление разумных пределов яростных, импульсивных или гиперкомпенсирующих схем и режимов
  • Борьбы с самонаказующими, излишне критичными или требовательными схемами и режимами
  • Построение здоровых схем и режимов

 Некоторыми характерными методами в схема терапии являются методы ограниченного перевоспитания и гештальт-психодрамы, такие как перезапись образов и техники «пустого стула». (См.ниже раздел «Методы»).

 Определение неадаптивных схем

 Янг использует концепцию схем согласно их определению в когнитивной психологии, таким образом, схемы могут быть либо здоровыми, либо неадаптивными. В некотором смысле схема - терапия преследует цель заменить неадаптивные схемы более здоровыми.

Неадаптивные или дезадаптивные схемы, согласно Янгу, определяются и относятся в основном к отсутствию удовлетворения основных эмоциональных потребностей в детстве, а также недостатком надлежащих отношений, связей и поведения родителей, опекунов и других людей, принимающих участие в жизни растущего ребенка.

Неадаптивные схемы считаются сложившимися (с детства) моделями нестабильных реакций/поведения в данной жизненной ситуации. Неадаптивные схемы могут иметь в своей основе вызываемые в памяти (иногда навязчивые) воспоминания прошедшей травмы, трагедии, страха, насилия, пренебрежения, неудовлетворенной потребности в безопасности, оставления, или недостатка нормальной человеческой любви в целом. Таким образом, будучи взрослым, человек сохраняет схемы и «режимы», которые могут стать почти рефлекторными по мере того как пациент ищет одобрения, что обусловлено потребностями, неудовлетворёнными в детстве.

Неадаптивные схемы могут также быть телесными ощущениями, связанными с разного рода травмами (и/или взглядами в прошлое, такими как при посттравматическом стрессовом расстройстве). Образы, в которых человек может видеть себя, в комбинации с трудностями в установлении своей истинной сущности, образа своего тела, и/или способность индивида (или ее отсутствие) должным образом или счастливо общаться с другими (поскольку его этому никогда не учили/не научился в детстве) также могут считаться «схемами». Схемы также могут служить причиной чувства неадекватности, ведущего к кажущимся драматичным, неподходящим, дисфункциональным, или в целом разрушительным видам поведения в ответ на ситуации и сценарии, которые «здоровый взрослый» определил бы как повседневные.

 Режимы

 Режимы определяются как эмоциональные состояния и пути преодоления жизненных ситуаций. Жизненные ситуации, которые кажутся нам выводящими из равновесия, вызывают плохие воспоминания, оскорбляют нас, или личные темы/ситуации, в которых мы особенно уязвимы, определяются как «инициаторы», могущие повлечь за собой в некоторой степени взрывное поведение пациентов, вовлеченных в данный вид терапии.

Согласно Янгу, люди, страдающие расстройствами личности, в особенности склонны к гиперчувствительности и могут «завестись» от простого образа, оскорбления, звука, и т.д. Данные «инициаторы» могут вызывать состояния, часто ведущие к реакциям, воспринимающимся окружающими как неуместные и/или гиперреакции. Размышление над собственной схемой инстинктивно вызывает неприязнь, и часто вызывает реакцию в виде «убегай или сражайся». Философия схема - терапии, основанная на заботе и комфорте, помогает вмешаться в тот момент, когда человек «заведен», замещая реакцию саморазрушения здоровым навыком справляться.

Схема - терапия работает путем сосредоточения на определении истоков отсутствия самоконтроля личности, импульсивности, недостатка привязанности к партнерам, коллегам или членам семьи, и помогает в достижении уверенности в себе и эффективном устранении каких-либо саморазрушающих реакций, по мере того как клиент приобретает более здоровые методы преодоления неприятностей.

 Некоторые из определенных режимов, о которых пациенты и клиенты узнают в ходе терапии, представлены ниже:

  • Сердитый ребенок – Данный режим вызывается в основном за счет ощущения себя жертвой или чувства горечи, ведущего к отрицанию, пессимизму, ревности и ярости. Будучи приверженным к данному режиму, человек может испытывать потребность кричать, орать, бросать/ломать вещи, и возможно даже наносить вред себе/окружающим. «Злой ребенок» разгневан, испытывает страх, отчаяние, полон сомнения в себе, чувствует отсутствие поддержки собственных идей, раним.
  • Импульсивный ребенок – этот тот режим, при котором «всё сходит с рук». Теоретически данный режим может вступать в игру в периоды, когда человек переживает «кризис самоопределения» или моменты деперсонализации. Виды поведения «импульсивного ребенка» могут включать в себя: безрассудное вождение, употребление психотропных веществ, нанесение себе порезов, суицидальные мысли, азартные игры, или вспышки гнева, такие как битьё в стену в состоянии «на взводе» или обвинение ни в чем не повинных людей в каких-либо несущественных трудностях. Небезопасный секс, быстрое принятие решения убежать от возникшей проблемы без ее решения, вспышки гнева, воспринимаемые окружающими как инфантильные, и так далее – вот лишь немногие проявления поведения, присущего «импульсивному ребенку». «Импульсивный ребенок» – это мятежный и беспечный режим, могущий приводить к сознательным суицидальным мыслям, если его не остановить.
  • Отстранённый защитник – Данный режим основан на бегстве. Личности в режиме «отстранённого защитника» устраняются, отмежевываются, отдаляются или прячутся тем или иным способом. Это может провоцироваться многими стрессовыми факторами или чувством потрясения. Отсутствие навыков справляться в ситуациях, когда от человека требуется повышенная самоотдача, или навязчиво вращающаяся цепочка мыслей/эмоций, часто могут вызвать режим «отстранённого защитника». Проще говоря, пациенты впадают в оцепенение с целью защитить себя от вреда стресса или того, чего они боятся, или страха неизвестности в целом. Недоверие часто является причиной, «запускающей» такого рода страхи.
  • Уязвимый ребенок – это режим, в котором человек чувствует себя в каком-то смысле дефектным, выброшенным, нелюбимым, очевидно одиноким, или может находиться в умонастроении «я против мира». Ощущение того, что человека оставили сверстники, друзья, семья, и даже целый мир, являются основой данного режима. Поведение человека, погрузившегося в режим «уязвимый ребенка» включает, но не ограничивается, впаданием в тяжелую депрессию, пессимизм, чувство ненужности, возникающего комплекса неполноценности, ощущения себя недостойным любви, ощущение черт собственной личности как изъянов, которые невозможно исправить. В данном режиме суицидальные замыслы и тенденции, гиперчувствительность к критике/комплиментам, упрямство, замкнутое поведение и отношение типа «чего ради стараться?» составляют основу «уязвимого ребенка».

 Редко ощущаемые пациентом личные недостатки могут быть преднамеренно скрываемы внутри. Когда это происходит, вместо того, чтобы показывать свое истинное я, пациент может казаться другим «эгоистичным», «ищущим внимания», корыстным, отдаленным, и может демонстрировать поведение, не характерное для его истинной природы. В этом режиме пациент может выработать самовлюбленную личность нарцисса/alter-ego с целью бегства или маскировки собственной незащищенности от других. Из-за страха быть отвергнутым, из-за ощущения потери связи с собственной личностью и болезненного самовосприятия, эти пациенты (поистине желающие общения/привязанности) могут в конечном итоге отталкивать других прочь. Этот редкий тип поведения также может быть самоуспокаивающей (однако, всё же нездоровой) техникой самолечения и, в конечном итоге, становиться опасным.

  • Карающий/критикующий родитель - режим наказывающего родителя определен верой пациента в то, что он должен быть жестоко наказан, возможно, из-за ощущения «неполноценности», или в результате совершения какой-либо простой ошибки. Они могут чувствовать, что должны быть наказаны даже за то, что они существуют, когда режим наказывающего родителя завладевает их личностью. Печаль, гнев, нетерпение, а также недовольство проявляются в «наказывающем родителе», и направлены на пациента и от пациента. Даже небольшие и решаемые проблемы или нереалистичные перфекционистские ожидания, а также «черное-белое мышление» порождают «наказывающего родителя». «Наказывающий родитель» имеет большие трудности в прощении себя даже в обычных обстоятельствах, в которых любой мог бы не оправдать их ожиданий. «Наказывающий родитель» не желает допустить человеческую ошибку или несовершенство, таким образом, наказание является тем, к чему этот режим стремится и чего желает.
  • Здоровый взрослый - режим «Здорового взрослого» - это тот режим, достичь которого стремится схема - терапия, и который обеспечивает длительное состояние благополучия. «Здоровый взрослый» хорошо справляется с принятием решений, заботлив, способен обнадежить, амбициозен, устанавливает пределы и границы, формирует здоровые отношения, берет на себя всю ответственность, видит вещи насквозь и в определенных границах наслаждается/принимает участие в доставляющих радость занятиях и интересах, также заботится о своем физическом здоровье, рационален, способен решать проблемы, думает, прежде чем действовать, осознает собственное достоинство, хорошо сбалансирован психически, эмоционально и физически. «Здоровый взрослый» является зрелой личностью и любит себя. В этом режиме человек сосредоточен на сегодняшнем дне, но надеется и стремится к лучшему в будущем. «Здоровый взрослый» прощает прошлому, больше не видит себя в качестве жертвы (но в качестве пережившего) и выражает все эмоции здоровыми средствами, не приносящими вреда.

Техники, используемые в схема - терапии

Некоторые методы схема - терапии используют и расширяют стандартные техники когнитивно-бихевиоральной терапии (КБТ), главным образом осуществляя вмешательства на когнитивном уровне (Young, 2003), такие как традиционные доводы за и против или расширение в образный диалог между «схемной стороной» и «здоровой стороной». Некоторые методы, используемые в схема - терапии, являются более экспериментальными и сосредоточенными на эмоциях (Young, 2003), и во многом основываются на психодраму и методы гештальт-терапии. Другой тип вмешательств является бихевиоральным (поведенческим) (Young, 2003): ролевые игры, включающие взаимодействие, и в последующим назначение взаимодействия в качестве домашнего задания. Поведенческие вмешательства также основываются на и расширяют стандартные методы КБТ. Одной из самых отличительных и центральных областей метода в схема - терапии является использование терапии отношений, в частности, ограниченного перевоспитания (Young, 2003).

С точки зрения внедрения психотерапии, ограниченное перевоспитание и экспериментальные вмешательства, в особенности связанные с изменением режимов, могут рассматриваться как описанные в психоанализе объектные отношения, или как определенные психоаналитиком Томасом Одгеном (Thomas Ogden) внутренние субъектные отношения. Исторически основное направление психоанализа склонялось к неприятию активных вмешательств в области изменения объектных отношений, что отражено, например, в работе Фрица Перлза (Fritz Perls) по гештальт-терапии или «корректирующем эмоциональном опыте»Александера. Однако, направления в современной психологии собственной личности пересматривают или заново открывают некоторые из этих областей с точки зрения «оптимального реагирования». Интересно, что при прямом сравнении психоаналитического подхода, основанного на теории объектных отношений, в частности феномена трансфера в психотерапии Отто Кернберга (Kernberg), и схема - терапии, схема - терапия показала значительно лучшие результаты.

 Ограниченное перевоспитание 

Процесс ограниченного перевоспитания является основой лечения в схема - терапии, и одним из наиболее уникальных и определяющих ее элементов. Центральное положение и эффективность данного подхода получили экспериментальное подтверждение по результатам двух рандомизированных контролируемых исследований схема - терапии. Изучение исходов в данных исследованиях показало, что большая доля пациентов с пограничными расстройствами личности могут достичь полного выздоровления в отношении целого спектра симптомов. Уровень выхода из исследования в этих работах был крайне низким. Пациенты, принявшие участие в данных исследованиях, относили большую часть эффективности лечения и низкий процент выхода из исследования на счет метода ограниченного перевоспитания.

Удовлетворение потребностей и создание безопасных привязанностей

Ограниченное перевоспитание берет исток непосредственно из предположения схема - терапии о том, что ранние неадаптивные схемы и режимы возникают в том случае, если не удовлетворяются основные потребности. Цель заключается в удовлетворении этих потребностей путем оказания помощи пациенту обрести впечатления и переживания, которые были упущены в раннем детстве, и которые послужат в качестве антидота разрушительным переживаниям, приведшим к неадекватным схемам и режимам. Ограниченное перевоспитание, соответствующее здоровому воспитанию, предполагает создание с помощью терапевта безопасных привязанностей, в рамках профессиональных отношений, когда терапевт направляет свою деятельность на удовлетворение этих потребностей. Исследования, охватывающие широкий спектр дисциплин, поддерживают постулат о том, что эта безопасная привязанность является основой адаптивного функционирования, благополучия и процветания.

Широкий спектр ограниченного перевоспитания

В центре внимания ограниченного перевоспитания лежит широкий спектр потребностей, включающий ранние связи, радость, адекватные ограничения и автономию. По мере того, как процесс воспитания принимает разные формы, ограниченное перевоспитание может включать тепло и заботу, твердость, самораскрытие, конфронтацию, игривость и, среди прочего, установление границ. Оно принимает форму одновременной нежности и твердости через то, что называется «эмпатической конфронтацией». Оно также изменяется в зависимости от этапа лечения. По этой причине схема - терапия не может быть определена как особая позиция нейтралитета, твердости или заботы. Она наилучшим образом характеризуется широким спектром реакций и склонностей со стороны терапевта и включает в себя его гибкость и организацию этих реакций вокруг основных потребностей пациента.

Ораниченное перевоспитание и потребность в доверии

Подход ограниченного перевоспитания к ранним потребностям в связи отличает схема - терапию от большинства других подходов в психотерапии. Преобладает мнение, что автономии наиболее эффективно способствует обучение пациентов навыкам регулирования их аффектов или занятие терапевтически нейтральной позиции, и, таким образом, предотвращение выработки у пациента зависимости от терапевта для этого регулирования. Процесс ограниченного перевоспитания приветствует и поощряет эту зависимость. Регулирование терапевтом аффектов пациента становится внутренней составляющей пациента и формирует режим здорового взрослого, моделью которого является терапевт. Этот режим здорового взрослого становится прочным фундаментом для создания автономии. Таким образом, ограниченное перевоспитание основано на большем доверии к этим ранним потребностям зависимости и убеждении в том, что более эффективным путем является удовлетворить их, чем бороться с ними.

Ключевые шаги ограниченного перевоспитания

Ограниченное перевоспитание включает в себя достижение режима уязвимого ребенка и затем переубеждение, будучи твердым, или установление ограничений режимов избегания и компенсации или стилей совладания, которые блокируют доступ к режимам или схемам уязвимого ребенка. В ходе данного процесса терапевт помогает обеспечить конструктивные выходы из ситуаций, провоцирующих так называемый режим злого ребенка. Кроме того, от терапевта часто требуется помощь пациенту в борьбе со схемами наказания, требовательными схемами, схемами и режимами порабощающего родителя. Эти шаги обычно облегчаются путем использования управляемых визуальных изображений, экспериментального метода, который позволяет психотерапевту становить более прямой контакт с различными режимами и схемами.

Визуальные образы

Правое полушарие головного мозга является доминирующим полушарием в раннем детстве и, следовательно, полушарием, посредством которого маленький ребенок строит связи, участвующие в его становлении. По этой причине большинство ранних неадаптивных схем считаются пережитыми и хранящимися в правом полушарии пациента. Правое полушарие имеет наиболее прочные связи с лимбической системой мозга (место возникновения наших эмоций) и, следовательно, напрямую связано с нашими наиболее глубокими и мощными чувствами. Визуальные образы, как основное средство, посредством которого правое полушарие организует и обрабатывает информацию о собственной личности, других людях и аффектах, часто являются важным средством получения прямого доступа к «уязвимому ребенку» внутри пациента в его отношении к значимым и связанным с ним «инстинктивным» чувствам, которые лежат в основе схем.

Управляемые визуальные образы часто используются на ранних этапах схемной терапии с целью более четко и глубоко понять схемы и режимы. Это достигается путем:

1.         Вызова в памяти негативных детских воспоминаний в виде образов переживаний, связанных с матерью, отцом и другими значимыми людьми

2.         Просьбы к пациенту вести диалог с этими людьми

3.         Попытки узнать у пациента, что ему нужно от значимых других и понять эти потребности через призму связанной с ними схемы

4.         Просьбы к пациенту определить, какие из нынешних ситуаций вызывают те же эмоции, что и образы из раннего детства и, таким образом, уточнение связи между ранними воспоминаниями и текущими триггерами схем и режимов

Через этот процесс устанавливается резонанс между правым полушарием терапевта, по мере того как он представляет себе образы, описываемые пациентом в режиме уязвимого ребенка, и правым полушарием пациента. Считается, что этот резонанс правых полушарий углубляет и активизирует эмоциональную связь между терапевтом и пациентом.

Также визуальные образы часто являются важным элементом фазы изменений. Данная фаза включает в себя процесс под названием «перезаписи изображений», посредством которого болезненные воспоминания пересматриваются пациентом и, таким образом, обеспечивают важную основу. Для некоторых пациентов и терапевтов Дневник схем используется в рамках своей системы, а не явно, особенно на более поздних этапах лечения. Для других пар терапевт-пациент он становится важным инструментом для дальнейшей интернализации процессов, присущих здоровому взрослому. 

Обсуждение результатов некотороых исследований применения схема - терапии

Сравнение результатов схема - терапии и психотерапии, основанной на переносе («Архивы общей психиатрии» (Archives of General Psychiatry) 2006)

Голландские исследователи, включая Д-ра Джозефин Гизен-Блу (Josephine Giesen-Bloo) и Д-ра Арнуд Арнтц (Arnoud Arntz) (руководитель проекта), сравнили схема - терапию (также известную как терапия, основанная на схемах (SFT – Schema Focused Therapy) с психотерапией, основанной на переносе (TFP - Transference Focused Psychotherapy) в лечении пограничного расстройства личности. В исследование были включены 86 пациентов из 4 учреждений психического здоровья в Нидерландах. В данном исследовании пациенты проходили по два сеанса схема - терапии (SFT) или психотерапии, основанной на переносе (TFP) в течение 3 лет. После трех лет полное выздоровление было достигнуто у 45% пациентов, получавших SFT, и 24% пациентов, которым проводилась TFP. Спустя один год процент полностью выздоровевших увеличился до 52% в группе SFT и до 29% в группе TFP, при этом 70% пациентов в группе SFT достигли «клинически значимого улучшения». Кроме того, процент выбывших из исследования составил лишь 27% для SFT, в сравнении с 50% для TFP.

Пациенты начинали чувствовать себя и действовать значительно лучше после первого года, при этом улучшение происходило более быстрыми темпами в группе SFT. Было отмечено продолжающееся улучшение в последующие годы. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что оба вида лечения имеют положительный эффект, при этом более успешной является схема - терапии.

Полный текст статьи имеется в свободном доступе по адресу: http://archpsvc.ama-assn.Org/cqi/content/full/63/6/649

Менее интенсивная амбулаторная, индивидуальная схема - терапия (BehaviourResearchandTherapy (Исследование и терапия расстройств поведения) 2009)

Голландские исследователи, включая Д-ра Марион Надорт (Marjon Nadort) и Д-ра Арнуд Арнтц (Arnoud Arntz), оценили эффективность схема - терапии в лечении пограничного расстройства личности (ПРЛ) при ее использовании в рядовых учреждениях психического здоровья. Всего 62 пациента получали лечение в 8 учреждениях психического здоровья в Нидерландах. Лечение было менее интенсивным по нескольким аспектам, включая переход от проведения сеансов дважды в неделю к проведению сеансов один раз в неделю на протяжении второго года. Несмотря на это, снижения эффективности не наблюдалось, с частотой выздоровления, достигающей по крайней мере таких же цифр, и сходно низкими показателями выхода из исследования.[8]

Пилотное исследование групповой схема - терапии при ПРЛ (JournalofBehaviorTherapyandExperimentalPsychiatry(Журнал терапии поведения и экспериментальной психиатрии) 2009)

Исследователеи Др. Джоан Фаррел (Joan Farrell), Ида Шоу (Ida Shaw) и Др. Майкл Веббер (Michael Webber) из Центра исследования и лечения ПРЛ медицинского университета Индианы испытали эффективность добавления восьмимесячного курса групповой схема - терапии, включавшего тридцать сеансов, к обычному лечению (ОЛ) тридцати двух пациентов с ПРЛ. Процент выбывших из исследования составил 0% для пациентов, получавших групповую схемную терапию в дополнение к ОЛ и 25% в группе пациентов, получавших только ОЛ. В конце лечения 94% пациентов, получавших групповую схема - терапию в дополнение к ОЛ, в сравнении с 16% пациентов, получающих только ОЛ, более не соответствовали диагностическим критериям ПРЛ. Групповая схема - терапия привела к значительному уменьшению симптомов и существенному улучшению деятельности. Значительный положительный эффект, отмеченный в исследовании групповой схема - терапии предполагает, что групповой механизм может увеличить или стимулировать активные компоненты лечения больных ПРЛ. В настоящий момент разрабатывается совместное рандомизированное контролируемое исследование на базе 14 учреждений в шести странах, цель которого будет состоять в дальнейшем изучении этого продуктивного взаимодействия между групповой и схемной терапией.

Экономическая эффективность схемной терапии

Даже наиболее интенсивная версия схема - терапии, упомянутая в первом исследовании, была определена как экономически эффективная. Экономический анализ, проведенный авторами исследования, показал, что за каждый год проведения данной терапии у пациентов, включенных в исследование, голландское общество получило прибыль в 4500 евро на пациента (эквивалентно около 5700 долл. США), несмотря на дорогостоящее лечение.

Заключение

Конечной целью схемной терапии является помощь пациентам в удовлетворении своих основных потребностей. Схема - терапия достигает этого путем изменения неадаптивных схем, стилей совладания и режимов, используя такие инструменты, как визуальные образы, ограниченное перевоспитание, и поведение, направленное на изменение недостаточной адаптации.

Панова Екатерина Владимировна
Опубликовано на сайте: ,  9128 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 182 человека с сайта
Провела 13 онлайн консультаций на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Вовненко Ольга Витауто
Психолог, Профконсультант - г. Мурманск
Хорошо написано... лаконичненько... спасибо..только ссылка на статью не работает(
№1 | 12 июня 2015
Термин "ограниченное перевоспитание" вызывает ассоциации с тюрьмой или дрессировкой животных). Не пошла бы к психологу, который собирается меня перевоспитывать, словно я дурной ребёнок.
№2 | 22 июля 2016
Кириллова Софья Григорьевна
Психолог, Психология материнства-детства - г. Санкт-Петербург
Очень интересно!
В рамках исправления схем идет работа через визуализацию (ситуаций, когда схема работала или работал бы), проективные методики, научение навыкам? Все кроме внушений?
№3 | 15 мая 2017
Денисова Наталья Александровна
Психолог, Когнитивный терапевт - г. Бердск
В схема-терапии Дж.Янг использует термин Репарентинг - "Ограниченное родительство", а не "ограниченное перевоспитание" Суть репарентинга заключается в том, что терапевт становиться для клиента заботливым, сочувствующим родителем. Терапевт помогает клиенту удовлетворить, до некоторой степени, нереализованные потребности, которые игнорировались его родителями, при этом терапевт выстраивает четкие границы клиенту при проявлении дисфункционального поведения.
№4 | 21 мая 2017
Порохова Ольга Геннадьевна
Психолог, Нейропсихолог - г. Благовещенск
Благодарю за статью!
№5 | 29 июня 2017
Тигра рыжая, сейчас мнение другое или такое же по этому вопросу?
№6 | 28 ноября 2017
Удалено автором комментария
Здравствуйте, Екатерина! Подскажите, где можно скачать опросник?
№8 | 14 марта 2018
Информативно, только исправьте опечатки.
№9 | 15 марта 2018
Митроченко Ольга Евгеньевна
Психолог - г. Харьков (Украина)
Екатерина Владимировна, спасибо за статью! Я правильно поняла, что основная разница с КПТ в том, что здесь принципиально другие отношения выстраиваются с клиентом, и сами эти отношения оказывают терапевтический эффект? Или есть ещё другие ключевые отличия?
№10 | 18 апреля 2018
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов ca5b7 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз