Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 22784 специалиста из 839 городов
Скрыть

Мертвая царевна в сказке и жизни

От автора: Давно думал об этом написать, но как-то не складывалось, зрело. Вот, вроде сложилось...

МЕРТВАЯ ЦАРЕВНА В СКАЗКЕ И ЖИЗНИ

Мертвая царевна в сказке и жизни


Не получив признания своей женственности от матери
девушки-дочери в сказках и в жизни вынуждены
искать это признание у других объектов
Из текста статьи

 

Предметом моего исследования стала известная сказка А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". У сказки, как и у любого произведения, есть много фокусов анализа. Я в своей статье рассмотрю лишь психологический ракурс и сфокусируюсь на особенностях отношений главных героев и их структуре личности. На мой взгляд, это одна из сказок, в которой описываются типичные отношения между матерью и дочкой. Эта тема довольно часто встречается и в других сказках. Схожие мотивы обнаруживаются в сказке "Белоснежка и семь гномов", "Десятое королевство" и др. Фокусом моего внимания в данной статье станут отношения мачехи (Царицы) и царской дочки (Царевны).

Не буду повторять сюжет, он всем известен. События сказки происходят довольно быстро до того момента, когда в царской семье подросла Царевна. С этого момента начинается подробное описание жизни героев и их взаимодействие. Центральными фигурами становятся Царица и ее падчерица Царевна и отношения между ними.

Итак, девочка созрела:

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

Подросшая девушка нуждается в подтверждении своей формирующейся женственности от значимых объектов - матери и отца. У матери и отца на этом этапе отношений с дочерью есть свои родительские задачи.

Задача отца - заметить, восхититься и очароваться красотой дочки-девушки и при этом не соблазниться. Очень важно пробалансировать на этой грани и не скатиться либо к полюсу отчуждения, либо к полюсу чрезмерного сближения с нарушением границ. Второй полюс представляется более опасным. Психологическая незрелость отца может быть причиной инцеста (символического либо реального) и привести к серьезным последствиям в психическом и личностном развитии дочери.

Но это фабула не нашей сказки, следовательно, не нашей статьи. Царь-отец, по всей видимости, справился со своей отцовской функцией на этом этапе отношений со своей дочерью.

Задача матери - принять формирующуюся красоту и женственность своей дочери и признать, что она (дочь) "милее, румяней и белее..." матери.
Подарок подрастающей девушке от матери - признание ее женской идентичности. Однако, это может сделать только мать со сформировавшейся устойчивой идентичностью "Я-женщина".

Далеко не каждая мать является таковой в реальной жизни. Инфантильная, психологически незрелая мать с несформировавшейся женской идентичностью сама нуждается в подтверждении своей неустойчивой самооценки и вынуждена рассматривать любой появляющийся в ее поле объект как повод для сравнения и конкуренции. В том числе и подрастающую дочь. Таковой является и Царица в анализируемой сказке.

В сказке эта невозможность отражается через усиление - мать не родная, а мачеха. Замена матери на мачеху - достаточно частый прием, используемый во многих сказках. Этим подчеркивается "психологическая неполноценность", несостоятельность матери, ее неспособность исполнять полноценно свои материнские функции.

Этого не может сделать Царица в нашей анализируемой сказке - мачеха дочери-царевны. Она, в силу своих личностных особенностей, не в состоянии передать такой подарок подрастающей Царевне. И ее яблоки отравленные.
В мачехе-царице угадывается нарциссичесая структура личности. Несмотря на ее реальную красоту и ум

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;

Царица не является самодостаточной и уверенной в себе женщиной

Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Она постоянно нуждается в поддтверждении своей неустойчивой самооценки

"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"

В качестве подтверждения ее женской идентичности она регулярно обращается к Зеркальцу, как сэлф-объекту, значимому для Царицы

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,

Зеркальце не простое, а волшебное. В чем суть его волшебства? В сказке волшебство зеркальца проявляется в том, что оно может разговаривать. Думаю важнее здесь то, что зеркальце живое. Живое, то есть имеющее собственную волю, обладающее собственной активностью, а не пассивно отражающее все что в него попадает.

Увидеть себя в живом зеркале значит посмотреть на себя глазами Другого. Потому что, когда мы смотрим на себя в обычное зеркало, мы не имеем избытка видения. М. Бахтин говорит, что человек испытывает перед зеркалом ложь и фальшь, потому что, находясь перед зеркалом, он хочет посмотреть на себя глазами Другого, но ничего, кроме удвоения своего собственного лица, в зеркале он не видит. Он не видит эмоционально-волевой реакции на себя со стороны другого человека, он видит только свои-чужие глаза, которые отражаются в этом зеркале.

Лишь глядя в глаза Другого (в данном случае живого зеркала) мы видим себя глазами Другого. Эти глаза могут быть дружелюбны, ласковы, приветливы или, наоборот, подозрительны, ненавидеть нас, смотреть на нас с плохо скрываемым презрением. Никакой подобной реакции в зеркале мы, естественно, увидеть не можем, и получается ситуация двойника.

Царица регулярно обращается к зеркальцу с целью подтверждения своей неустойчивой женской идентичности.

"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".

Получив очередную порцию признания собственной женской привлекательности от значимого объекта, царица впадает в грандиозный нарциссический полюс:

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Однако время неумолимо идет - царица начинает терять свою прежнюю красоту, а подрастающая Царевна становится краше с каждым днем. Красота и молодость падчерицы являются немым укором, символизирующим неумолимость времени и его последствий - красота и молодость Царицы не вечны. Это вызывает у нее чувства ревности и зависти и актуализирует конкуренцию с Царевной. И однажды привычно обратившись к зеркалу она не услышала от него слов подтверждения своей несравненной красоты.

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".

Этот момент является сложным в жизни каждой женщины. Красота и молодость подрастающей дочери является свидетельством неизбежного увядания и старости ее матери. К дочери появляются противоречивые чувства любви-ненависти.

Не получив привычное подтверждение собственного превосходства, царица в ярости бросается на сэлф-объект.

Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.

И впадает в нарциссическую ярость

Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..

Не желая принимать реальность происходящего, Царица в качестве психологической защиты использует непринятие реальности и обесценивание. Она обвиняет зеркало во лжи:

"Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.

Далее следует обесценивающий текст в отношении своей падчерицы:

Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.

Не получив признания своей женственности от матери, девушки-дочери в сказках и в жизни вынуждены искать его у других объектов. И часто для этого им приходиться пройти через бесчисленное множество богатырей, гномов и пр. для того чтобы встретиться со своей женской идентичностью.

Получив отравленной яблоко в сказке (символически означая неполучение подтверждения своей женственности), царевна умирает. Но ее смерть, даже в сказке не является буквальной.

Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.

По сути, речь идет о психологической смерти - как неспособности полноценно жить и утверждаться в своей женственности.

Однако, ее жених - королевич Елисей - совершает ряд усилий для спасения своей невесты. И получив поцелуй от любимого, царевна оживает, просыпается от долгого сна.

И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.

В сказках с помощью этого (поцелуй любимого) часто удается вернуть к жизни "условно мертвых" девиц. До этого, ее избраннику приходится преодолевать многие препятствия и совершать бесчисленные подвиги.

В реальной же жизни далеко не каждый королевич Елисей (Иван-Царевич и т.д.) способен на такие подвиги с целью оживления мертвых царевен. Да и не их это дело, как мне кажется. В сказке царевичи, а в жизни мужья, поступая таким образом, выполняют несвойственные им функции, подчищая родительские ошибки. И далеко не всегда и не всем удается расколдовать свою мертвую суженную. Да и не мужское это дело. Ведь проклятье наложено другим (матерью).

Однако "колдовство" матери односторонне. Она может заколдовать дочь, но не в состоянии расколдовать ее. Думаю, что в том случае, когда мать не в состоянии отменить свое колдовство, это могут сделать другая значимая для девушки женщина (в сказках в этой роли часто фигурирует добрая фея-крестная), либо это может произойти посредством обряда женской инициации. К сожалению, в современном мире инициации (женские и мужские) чрезмерно упростились и формализовались и перестали выполнять свои изначально заложенные в них функции.

В реальной жизни такой феей крестной может стать психолог.

Вернемся к нашей истории. Не выдержав сравнения не свою пользу, царица получает нарциссическсую травму и впадает в противоположный полюс - ничтожности с нарциссической депрессией. В сказке этот факт преувеличивается до реальной смерти последней.

Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.

А царицу, несмотря на ее мерзкий характер и неприглядные поступки жаль. Если смотреть глубже, то мы увидим, что в данном случае речь идет о женщинах-матерях, которые сами не получили от своих родителей необходимого принятия-признания-любви и не в состоянии передать ее "по наследству", так как сами являются психологически мертвыми и вынуждены постоянно искать их любой ценой для того, чтобы почувствовать себя живыми. Для этого они вынуждены использовать в качестве нарциссической подпитки близких людей, в том числе своих дочерей.

И теоретически им можно помочь. Но в реальности есть много препятствий - неосознавание своих проблем, как проблем психологических, непринятие своей ответственности в воздействии на близких, нежелание что-то менять в своей жизни...

ЧТО ДЕЛАТЬ? ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Несомненно, что описанный в тексте период является кризисным для женщины-Царицы. С разной степенью осознанности ей приходится встречаться с переживаниями неумолимости времени и неизбежности собственных изменений под влиянием его непрерывного течения. У женщины, вступившей в этот период жизни, возникает несоответствие между образом Я (идентичностью) и теми телесными и социальные изменениями, с которыми она неизбежно сталкивается. Ее образ Я отстает от реальности, не успевает так быстро перестроиться. Такого рода кризисы в психологии называются кризисами идентичности.

И в этом нет ничего страшного и опасного, если не игнорировать «вызовы реальности», а встретиться с ними, осознать их, прожить и измениться. Кризисы идентичности всегда связаны с качественной и глубокой ревизией и перестройкой личности – ее ценностей, смыслов, корректировкой жизненных целей и задач. Безусловно, лучше это делать с помощью специалиста, но, тем не менее, обладая навыками самоанализа и определенным уровнем рефлексивности, а также при поддержке близких людей можно успешно преодолеть самому этот непростой период в жизни.

Вот некоторые советы для этого:

  • Не закрывайте глаза на происходящие изменения в своей жизни, принять их как данность, неизбежность и «нормальность»;
  • Примите с достоинством и мужеством факт созревания своей дочери и увядания собственной красоты как неизбежной данности жизни;
  • Не рассматривайте свою подрастающую дочь как объект для сравнения и конкуренции, не завидовать ей, радоваться ее расцветающей женственности и красоте;
  • Учитесь находить достоинства и прелести своего возраста. Телесная красота не единственное достоинство женщины;
  • Пересмотрите и осознайте систему ценностей и смыслов своей жизни;
  • Наметьте новые цели и жизненные задачи в соответствии с изменившимися ценностями и смыслами;

Важно помнить, что возрастные кризисы жизни – это точки роста для человека, не закрывающего глаза на реальность происходящих изменений. Осознание и принятие «вызовов» реальности позволят ему уточнить и скорректировать образ Я, найти в нем ресурсы и источники для радости.

 

P.S. Надеюсь, моя статья будет откровением не только для психологически "мертвых" царевен, но и для их матерей - "мертвых" Цариц.

Для иногородних возможно консультирование и супервизия по скайпу.
Скайп Login: Gennady.maleychuk

Регистрируйтесь на сайте b17.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии

Малейчук Геннадий Иванович
Опубликовано на сайте: ,  29626 просмотров
Получить консультацию автора
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т — г. Минск (Беларусь)
Другие статьи автора:

Комментарии

Панина Ирина Николаевна
Психолог, Гипнолог - г. Москва
Соглашусь, что не "царское ( мужское) это дело" расколдовывать царевен. В юнгианской трактовке анализа сказок часто рассматриваются персонажи ( царевна и царевич) не как самостоятельные личности, а как анима или анимус одного и того же человека.
Очень красиво вы интерпретировали эту сказку на мой взгляд. Я ее понимала несколько по другому. Есть над чем помедитировать.
Спасибо вам!
№1 | 19 июня 2015
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Спасибо, Ирина Николаевна! Приятны ваши слова)
№2 | 19 июня 2015
Спасибо! Откликнулось!
№3 | 19 июня 2015
Еляхина Дарья (Сафонова)
Психолог, Онлайн-консультант - г. Новосибирск
спасибо, Геннадий! )) еще одна чудная статья!)
помочь можно, в т.ч. и с помощью инициаций-тренингов по сказкам и мифам.
№4 | 20 июня 2015
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Спасибо, Дарья!
№5 | 20 июня 2015
Татьяна Юрьевна Борисенко
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Щёлково
Геннадий Иванович, спасибо, интересно. Особенно заинтересовало 3 момента:
- "Ей в приданое дано было зеркальце одно", интересно, какой символ этого приданного был заложен?
- "колдовство" матери односторонне"... Конечно, мне приятнее думать, что мама способна "зализать" любые травмы ребенка. Интересно, можно ли данное колдовство рассматривать как приданное или напутствие дочери на "счастливую жизнь"?
- и на счет королевича Елисея - с точки зрения Эриха Нойманна одна их фаз формирования женского начала является акт спасения женского "Я" мужским героем, которое преодолевает патриархальное первоначало (герой воспринимается как превосходящий).
И конечно, моё восхищение А.С. Пушкину, знатоку женской психологии.
№6 | 20 июня 2015
Екатерина Потапова
Психолог, Юнгианский аналитик Групп-аналитик - г. Санкт-Петербург
Спасибо за статью, Геннадий Иванович! Мне Вас читать очень нравится)
Дополню от себя. Яблоко - символ токсичной зависти нарциссической матери, отравляющей дочь. Царевич в сказке - это анимус реальной женщины. Именно благодаря функции анимуса - способности выходить из бессознательного (сон) состояния в осознанное - и происходит освобождение от злых чар и вывод токсинов их психики. И терапевт может выступать как проводник и катализатор этого процесса.
№7 | 20 июня 2015
Трещёв Дмитрий Александрович
Врач-психотерапевт, Скайп-консультант гипнотерапевт - г. Гродно (Беларусь)
Царевич поцеловал спящую красавицу и тоже заснул....Спасибо, Генадий, именно за такой анализ.
№8 | 20 июня 2015
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№8 | Трещёв Дмитрий Александрович писал(а):
Царевич поцеловал спящую красавицу и тоже заснул
А в жизни часто - заболел...
Спасибо, Дмитрий Александрович за интересное замечание!
№9 | 20 июня 2015
Сальникова Разима Загитовна
Психолог, Консультант - г. Уфа
Замечательная статья, Геннадий Иванович! Благодарю Вас! Читается на одном дыхании.
№10 | 20 июня 2015
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Спасибо, Разима Загитовна! Пишу с душой)))
№11 | 20 июня 2015
Леонидова Лариса Витальевна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Курск
Поэзия Пушкина, Ваш глубокий анализ, и смысл, и стиль - получила большое удовольствие. Геннадий Иванович, спасибо Вам!
№12 | 20 июня 2015
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Спасибо, Лариса Витальевна за хорошие слова!
№13 | 20 июня 2015
Круто! Как обычно. И вот что интересно - только пару дней назад искала на просторах инета нормальный путный анализ этой сказки и ничего интересного не нашла, все в двух словах было, Вселенная откликнулась!)) Спасибо.
№14 | 20 июня 2015
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Да, здорово! Похоже, я "считал" ваше послание во вселенную)))
№15 | 20 июня 2015
Спасибо большое! Очень толковый анализ сказки. Полное внутреннее согласие в соответствии с моими наблюдениями и опытом на тему: как калечат мамы своих детей и как это передаётся из поколения в поколение.
Маленькое дополнение от себя. Если зеркальце - это наследство, значит это то, что принадлежит его владелице (не глаза другого). Предлагаю зеркальце живое рассматривать, как Живую Душу царицы (голосом совести оно разговаривало со своей хозяйкой). А Царица больше ориентиривалась на свою Личность, которая представляет Эго человека (то, что привело к нарциссизму). И когда реальность поменялась, о чем свидетельствовала Душа, Эго взбунтовалось и начало пытаться изменить реальность путём устранения того, что ему мешало, насильственным способом.
Также предлагаю маленькое уточнение. Папа Царевны в сказке был пасивен. Это по тексту заметно. Значит со своей ролью, как мужчины, который при взрослении дочери должен отмечать и своими мягкими ненавязчивыми комплементами оказывать должное красоте и очарованию подрастающей девушки в качестве поощрения для полноценного развития дочки, как женщины. От того она съела отравленное яблоко, доверилась другой жучой женщине (не мужчине, а женщине), т.к. мужчина-отец был непроявлен. Не было у Царевны противоядия, которое должен был дать в свое время отец (мудрости - у кого брать, а кого лучше к себе не подпускать). Соответственно именно настоящий герой Царевич смог преодолеть яд, который оказался уже в Царевне. И преодолел его с помощью силы Любви, никак иначе. Так и в жизни. Только с помощью Силы Любви возможно преодоление злых напастей, трансформации человека и возвращение его к жизни, к настоящей реальности и выхода из состояния сна (иллюзии жизни).
Ещё раз спасибо Геннадию за раскрытие сакрального смысла сказки и о том, как это работает в жизни. Успехов Вам и Силы этой самой волшебной Любви!
№16 | 20 июня 2015
Удалено автором комментария
Не все женщины готовы иметь дочерей. Помню одну знакомую, она вышла замуж, забеременела, и говорила, только бы не дочь, потому что, по ее словам, дочь забирает у матери красоту и любовь мужа. Она родила сына, что дальше, не знаю, саязь потерялась. Мне кажется, таких много вокруг, только не каждая способна признаться в этом себе. А если бы могли, то аборт был бы лучшим решением, сколько судеб поломанных просто не состоялось бы.
№18 | 21 июня 2015
Панина Ирина Николаевна
Психолог, Гипнолог - г. Москва
User74, интерсное наблюдение, признаюсь в первый раз об этом слышу. Однако задумалась над вашими словми потому, что только от женщин я слышала, что они были нежеланным ребенком для соей матери ( в семье), от которого даже думали избавиться во время беременности. От мужчин не слашала. Это, конечно, не материал для статистики, опроса не было специального.
Кстати говоря, многие из тех нежеланных жнщин, доказывают свое право на жизнь, достигая, совершая, преодолевая....
№19 | 21 июня 2015
Ирина Николаевна, возможно, сыновья бывают нежеланными для инфантильных отцов по похожим причинам. С одним таким случаем я точно сталкивалась.
№20 | 21 июня 2015
Чуева Елена Николаевна
Психолог, Консультант - г. Петропавловск-Камчатский
"... речь идет о женщинах-матерях, которые сами не получили от своих родителей необходимого принятия-признания-любви и не в состоянии передать ее "по наследству".
Как не грустно признавать, но выросло целое послевоенное поколение "мертвых Цариц", воспитанных одинокими, вечно работающими, "холодными" матерями, которым "в приданное дано было зеркальце одно", как в прямом, так и в переносном смысле. Ну а выросшие в голодное послевоенное время Царицы, воспитывали дочерей, с одной стороны желая им лучшей доли во всем (балет, музыкальная или художественная школа, и т.д.), а с другой, травили их чувством вины, что живут они, "неблагодарные", лучше, чем жили они. Ну а сегодня, выросшие "мертвые Царевны" воспитывают своих дочерей и сыновей со всеми вытекающими из этого последствиями.
Спасибо, Геннадий Иванович!
№21 | 21 июня 2015
Зачем винить какое-то одно время? По-другому разве было когда-то? Можно подумать, в эпоху отсутствия контрацепции и поголовного психологического невежества вот так прямо все дети были желанными. Наоборот, в НАШЕ время первый раз за всю историю у людей появилась возможность делать осознанные выборы.
№22 | 21 июня 2015
Елена Ахунзянова
Студент-психолог - г. Москва
Геннадий, спасибо! Очень полезная статья.
№23 | 22 июня 2015
Татьяна Силаева
Психолог, Медицинский-клинический психог - г. Валенсия (Испания)
№20 | user74 писал(а):
user74
Ирина Николаевна, возможно, сыновья бывают нежеланными для инфантильных отцов по похожим причинам. С одним таким случаем я точно сталкивалась.

Полностью согласна..
№24 | 22 июня 2015
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Однако "колдовство" матери односторонне. Она может заколдовать дочь, но не в состоянии расколдовать ее. Думаю, что в том случае, когда мать не в состоянии отменить свое колдовство, это могут сделать другая значимая для девушки женщина

Вот тут интересно.
Если мать не меняется (а раньше матери - "Мертвые Царицы" и не могли поменяться, не было ни психотерапии, ни шансов хоть как-то еще вернуть себя к психологической жизни), то вся история именно такой и остается - Царевну придется расколдовывать какой-нибудь другой женщине.

А если матери удается измениться, тогда ситуация может тоже стать кардинально другой. Ведь современным женщинам много чего доступно, в том числе и шанс на изменение. Оттого и современные сказки стали другими - в аналоге "Мертвой царевны", в "Малефисенте" колдунья накладывает чары на юную принцессу, и сама же будит ее своим поцелуем (очень психологичная, кстати, вся история, начиная со взаимоотношений главной героини с ее избранником и заканчивая его смертью).

Правда, именно этот момент и был категорически не принят мужской аудиторией - фильм обвинили в косвенной пропаганде лесбийства и прочих ужасах. Похоже, отечественные мужчины никак не собираются смирится с идеей, что женщину в таких историях может спасти только другая женщина, но отнюдь не Королевич Елисей.
№25 | 27 июня 2015
Филатова Ирина Григорьевна
Психолог, Консультант - г. Симферополь
№19 | Панина Ирина Николаевна писал(а):
только от женщин я слышала, что они были нежеланным ребенком для соей матери ( в семье), от которого даже думали избавиться во время беременности. От мужчин не слашала. Это, конечно, не материал для статистики, опроса не было специального.
Кстати говоря, многие из тех нежеланных жнщин, доказывают свое право на жизнь, достигая, совершая, преодолевая....
Да, я тоже замечала это.
№26 | 29 июня 2015
Филатова Ирина Григорьевна
Психолог, Консультант - г. Симферополь
Геннадий Иванович! Спасибо за статью.

№11 | Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Пишу с душой)))

Это чувствуется!
№27 | 29 июня 2015
Смородинская Ксения Сергеевна
Психолог, Семейный психолог - г. Санкт-Петербург
Спасибо. Очень интересная статья.
№28 | 1 июля 2015
Спасибо! Очень понравилась ваша статья! Люблю Пушкина. Узнала себя и свои отношения с мамой. И с папой...
А что делать, если встретив своего Елисея, все- равно всегда чувствуешь желание Царицы заколдовать тебя обратно? Как от нее ограждаться, сохраняя душевное равновесие и мирные отношения?
№29 | 15 июля 2015
Копейченко Лилия Михайловна
Психолог, Онлайн консультант - г. Харьков (Украина)
Алиса, пойти с этим запросом к психотерапевту.
№30 | 15 июля 2015
Мусин Рафаиль Рашитович
Психолог, Консультант - г. Алматы (Казахстан)
Спасибо!
№31 | 15 июля 2015
Ксения, я собственно уже здесь)
№32 | 15 июля 2015
Марков Вячеслав Витальевич
Психолог - г. Королёв
Спасибо! Очень понравилась Ваша статья, Геннадий.
№33 | 15 июля 2015
Визгалова Алена Борисовна
Психолог - г. Нефтеюганск
Обожаю Ваши статьи! Здесь много практического, переработанного, "опытного". Читаю с удовольствием, насыщаюсь как специалист.
№34 | 15 июля 2015
Круто! :)
№35 | 15 июля 2015
Виктория Анохина
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
Ведь действительно у царицы нарцистический психотип! Очень точно Пушкин все описывает. Очень интересно стало как давно такие личностные механизмы появились...
№36 | 15 июля 2015
Перфильева Инна Юрьевна
Психолог, Перинатальный психолог - г. Ростов-на-Дону
Геннадий Иванович, как всегда, блестяще! Получила огромное удовольствие от чтения!
№37 | 15 июля 2015
Геннадий Иванович, браво!! Спасибо большое! Раньше не могла понять, почему именно эта сказка Пушкина была любимой, теперь все стало на свои места:)
№38 | 15 июля 2015
Всё круто! Только жаль, что и в расколдовывании женщин на самообслуживание поставили :( - Не царское (мужское) это дело - со спящими Царевнами возиться... А вдруг сам заразишься (уснёшь)? Куда приятней готовенькую женственность эксплуатировать, пока у неё хронически "голова болеть" не начнёт...
№39 | 15 июля 2015
Плотникова Ольга Анатольевна
Психолог, Супервизор, Психоаналитическая психотерапия - г. Пятигорск
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Надеюсь, моя статья будет откровением не только для психологически "мертвых" царевен, но и для их матерей - "мертвых" Цариц.
Наверное психологи наивные люди.....? Интересно, кто-то из матерей дочерей "спящих царевн" откликнулся и прочел для начала?

Спасибо за статью автору!
№40 | 16 июля 2015
Шуваева (Гулина) Любовь Олеговна
Психолог, Гештальт-терапевт танатотехник - г. Нижний Новгород
спасибо за Ваш интересный анализ сказки! Иллюстрация нарциссического отношения матери к дочери... Про Елисея я сама соглашаюсь больше с юнгианцами - про женский анимус, в нём правда может быть спасение. Однако, если говорить о Пушкинском варианте сюжета (в отличие от Белоснежки, например), Елисей - реальный суженый, который хоть и расколдовал волшебным поцелуем царевну, неизвестно какую получил себе в итоге жену. Это ведь не сразу проявляется: материнское приданое может ждать своего часа...
№41 | 16 июля 2015
Бисенова Ляйля Муратовна
Психолог, Консультант - г. Алматы (Казахстан)
Спасибо. У меня в соавторстве с подругой тоже есть статья на эту тему, у нас совсем другой фокус рассмотрения, направленный на бессознательные процессы. Не думала, что сказку можно интерпретировать буквально и получится точно и интересно.
№42 | 17 июля 2015
Дорогие коллеги, друзья.анализ очень интересный. но я вот что думаю: ведь логика фрейда, юнга, других уважаемых психотерапевтов не универсальна.Пушкин был очень близок к исконной русской культуре.почему бы разгадки в славянских реалиях жизни не поискать? Анализ в статье очень тонкий, интересный.но согласитесь, в тексте можно увидеть то, что сложилось в картинку и стало значимым.согласна с Е.Н.Чуевой:нужно учитывать реалии культуры, страны, времени. А то, что материнское принятие крайне важно-это безумловно! Всем спасибо за диалог!
ь
№43 | 17 июля 2015
Вот интересно:где и когда этот сюжет возник? Не славянский он... у славян род был сверхважен
№44 | 17 июля 2015
Смирнова Ольга
Психолог, Консультант - г. Минск (Беларусь)
Спасибо, Геннадий! С восторгом читаю ваши с Наташей "Сказочные истории", и рада, что можно пополнять список проинтерпретированных вами сказок! Очень полезное чтиво и для собственного развития, и как инструмент психологу. Спасибо за ваш труд! И не устаю восхищаться мудростью авторов таких историй...
№45 | 17 июля 2015
Спасибо, Геннадий! Статья очень понравилась!
№46 | 17 июля 2015
Если подойти к данной сказке с архетипической точки зрения . То есть как некому реально происходившему и неоднократно повторявшемуся событию записанного в сказочной форме. По Проппу. При матриархальном типе наследования Престола, наследная принцесса должна быть посвящена в тайны Мужского Дома племени, но существовало жесткое правило которое гласило: "Женщина вошедшая в мужской дом не может покинуть его живой". Поэтому "наследная принцесса" покидала МД в гробу, с соблюдением всего ритуала похорон. То есть, "наследная принцесса" при достижении пубертата входила в мужской дом и Жила там в Семибрачии (полубрачии) посвящаясь во все тайные ритуалы и обучаясь воинскому искусству. После смерти Мужа своей Матери она покидала МД и становилась Наследницей Царства чьей руки и добивались Претенденты (вспомните завершающий сюжет "Одиссеи"). Что нам даёт это знание ? "Психогенез повторяет культурогенез". Наши предки вынуждены были решать обсуждаемую в теме задачю - Отношения Отца и Дочери достигшей половозрелости, начиная с этапа Перехода от Группового Брака к Парному. В групповом браке никто не уверен в своём отцовстве, поэтому все женщины этого Рода - жены. Выбор остаётся за ними. В эпоху же перехода к парному браку возникает феномен "Ревность Матери к Дочери", одним из способов решения данного конфликта являлся "отдать дочь в МД" (сделать лядью) сейчас вновь, увы, можно встретить данный способ решения конфликта).
№47 | 18 июля 2015
Потеенко Светлана Валентиновна
Психолог, Семейный психолог Психоаналитик - г. Москва
Ваша статья интересна и актуальна. Сейчас вопросы с женской идентичностью очень важны, так как много путаницы. Нельзя отрицать влияния бессознательной симбиотической связи с матерью у дочерей. Проблема в благополучном разрешении вопросов женской идентичности остается не просто решаемой. Многие женщины так и не могут преодолеть эти болезненные узы с собственной матерью, ее неудавшейся женской доли, продолжая проживать несчастливую жизнь с нераскрытой женственностью. В чем Вы видите помощь в инициации, которую может произвести психолог в индивидуальной или групповой работе с такими женщинами, "Мертвыми Царевнами"? Как вы работаете с бессознательной сильной привязанностью и преданностью своим матерям выросших дочерей, если они обращаются за помощью?
№48 | 19 июля 2015
Елена Силич
Психолог, Помогаю восстановить здоровье - г. Минск (Беларусь)
Геннадий Иванович, благодарю Вас! Моя долго любимая мною сказка...Собственно, я и в психологию, видимо, поэтому "попала")))))
№49 | 31 июля 2015
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Спасибо, Елена Валерьевна! Приятно)
№50 | 31 июля 2015
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Замена матери на мачеху - достаточно частый прием, используемый во многих сказках. Этим подчеркивается "психологическая неполноценность", несостоятельность матери, ее неспособность исполнять полноценно свои материнские функции.
Это вы так думаете Геннадий Иванович, а в те времена была высокая смертность из-за эпидемий. Иногда дети теряли обоих родителей, иногда одного.
Недаром же говорится в пословице "Ребёнок без отца половина сироты, без матери - целая сирота " , "Вдовец - деткам не отец, а сам круглый сирота "
№51 | 2 августа 2015
Розанова Ирина Сергеевна
Психолог - г. Санкт-Петербург
Геннадий Иванович, спасибо за статью. Есть хорошая книга с глубинным анализом женских волшебных сказок Р.П.Ефимкиной "Пробуждение Спящей Красавицы". Она диссертацию по этой теме написала. Очень интересно. Надеюсь, Вам понравится.
№52 | 6 августа 2015
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
что в данном случае речь идет о женщинах-матерях, которые сами не получили от своих родителей необходимого принятия-признания-любви и не в состоянии передать ее "по наследству", так как сами являются психологически мертвыми и вынуждены постоянно искать их любой ценой для того, чтобы почувствовать себя живыми. Для этого они вынуждены использовать в качестве нарциссической подпитки близких людей, в том числе своих дочерей.
Я такая мертвая царевна,не получившая от матери признания -любви,до сих пор тянуза собой этот шлейф,гордыни и неуверенности в себе и ищу подтверждения у других людей.Принять это в себе,и сколько можно возиться мне с этим?
№53 | 21 августа 2015
Удалено автором комментария
№16 | Анжелика Ружевская писал(а):
Только с помощью Силы Любви возможно преодоление злых напастей, трансформации человека и возвращение его к жизни, к настоящей реальности и выхода из состояния сна (иллюзии жизни).
Геннадий, спасибо за труд, что делитесь так, что можно поучиться (как всегда!!!)
Всех благ и ЛЮБВИ, что творит ЧУДЕСА!
№55 | 31 августа 2015
Рассказова Елена Викторовна
Психолог, Супервизор Расстановщик - г. Тула
Спасибо,Геннадий. Очень профессионально, точно и красиво. С благодарностью и любовью беру в свою копилку.
№56 | 1 сентября 2015
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
спасибо. Татьяна! Рад тебе)
№57 | 1 сентября 2015
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
спасибо, Елена Викторовна! Приятно)
№58 | 1 сентября 2015
Елена Силич
Психолог, Помогаю восстановить здоровье - г. Минск (Беларусь)
№9 | Малейчук Геннадий Иванович писал(а):

№8 | Трещёв Дмитрий Александрович писал(а):Царевич поцеловал спящую красавицу и тоже заснулА в жизни часто - заболел...Спасибо, Дмитрий Александрович за интересное замечание!
инересно...а можно подробнее об Елисее в рамках этого сценария?
№59 | 22 сентября 2015
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
А царицу, несмотря на ее мерзкий характер и неприглядные поступки жаль. Если смотреть глубже, то мы увидим, что в данном случае речь идет о женщинах-матерях, которые сами не получили от своих родителей необходимого принятия-признания-любви и не в состоянии передать ее "по наследству", так как сами являются психологически мертвыми и вынуждены постоянно искать их любой ценой для того, чтобы почувствовать себя живыми.

Для этого они вынуждены использовать в качестве нарциссической подпитки близких людей, в том числе своих дочерей.
..вот, скажем, если бы Царица могла с дочерью не конкурировать, а разговаривать (ВМЕСТО зеркала) - это бы решило проблему?
заглядывая в другого (общаясь с дочерью) - можно было бы ей получить хотя бы часть подверждения своей женственности?
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
В сказке царевичи, а в жизни мужья, поступая таким образом, выполняют несвойственные им функции, подчищая родительские ошибки.
и если им удается "разбудить" Царевну - обычно отношения заканчиваются, т.к. Царевна их переросла так сказать (не без помощи Царевича. но все же.)
это же бывает и в обратном порядке. подращивают инфантильного мужа, и он уходит к другой, обретя Статус мужчины.
№60 | 6 октября 2015
Дыши, дыши, моя царевна!
Пусть будет безмятежен сон.
Забудь, что ты жила, что тленна.
Забудь последний разговор

О том, что прясть тебе не можно,
И где лежит веретено.
О том, что быть царевной сложно,
И рукодельничать – смешно.

Не помни, как витком на палец
Сама свила себе судьбу.
Забудь в тот день оконный глянец
И капли крови на снегу.

Спи, будто не было укола,
И не вонзалось остриё.
И будто не было такого
Проклятья, что сметает всё.

И пусть тебя не потревожит
Ни стон, ни плачь, ни шёпот, смех.
Твой сон, царевна, длиться может.
Дыши! Дышать во сне не грех.

Пусть шепчутся в углу старухи –
Бледна, как смерть, и холодна.
След от укола греет руки.
Во сне ты всё ещё жива.

(это о запрете женственности пожалуй, по Фрейду...)))))
№61 | 6 октября 2015
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
И далеко не всегда и не всем удается расколдовать свою мертвую суженную. Да и не мужское это дело
Но мужчина может показать женщине, что она желанна и любима и её женская идентичность проявится с помощью этого. Как Вы думаете?
№62 | 11 декабря 2015
Каменецкая Марианна Яновна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Ростов-на-Дону
Очень классная статья!
№63 | 3 февраля 2016
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Спасибо!
№64 | 3 февраля 2016
Майя Хен
Психолог - г. Курган
Всегда интересно было каково мужчине разбирать женские проблемы.
№65 | 11 марта 2016
Волкова Елена Ивановна
Психолог, Консультант - г. Липецк
Спасибо огромное! статья идет однозначно в копилку!
№66 | 21 марта 2016
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Спасибо, Елена Ивановна!
№67 | 21 марта 2016
Иванова Татьяна Ивановна
Психолог, Консультант - г. Москва
Прекрасная статья)) Очень актуально. Благодарю))
№68 | 16 апреля 2016
Елагина Ольга Викторовна
Психолог, Супервизор, Гештальт-терапевт - г. Москва
Спасибо за статью. Часто матери реально не видят красоты дочери и если они не идут к психологу, они не смогут эту красоту увидеть и тогда инициация обречена на провал. Даже если дочь каким-то образом пройдет инициацию, в ней навсегда останется радикал, сформированный матерью.
№69 | 19 апреля 2016
ОГРОМНОЕ БЛАГОДАРЮ!
Очень классная статья!
Большое спасибо за труд, и за то, что делитесь!
Всех благ!

Скажите, а есть ли какой-то шанс услышать Вашу точку зрения на отношения мужчины и женщины через призму "Сказки о золотом петушке"?
Ибо слова Пушкина
"И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей." - давно вызывают больше вопросов, чем ответов.
Что такого происходит между ними?
Он ведь не дурак, он понимает, что именно из-за нее они лишили друг друга жизни - его любимые сыновья, но даже не пытается выяснить, что произошло, а в итоге - вообще берет ее с собой, и не иначе как подругу жизни: не в обозе, а с собой в карете!
Что это за отношения такие?
№70 | 19 апреля 2016
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Спасибо, Вячеслав! Про Петушка буду иметь ввиду)
№71 | 20 апреля 2016
Бакаева Лалена Фаридовна
Психолог, Специалист по психодиагностике - г. Симферополь
Спасибо, Геннадий, воспользовалась случаем и продолжила ваши идеи: Сказка о золотом петушке. Психоанализ позиции превосходства:http://www.b17.ru/article/49881/
№72 | 21 апреля 2016
Камин Андрей
Врач - г. Нижний Новгород
№72 | Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
когда мать не в состоянии отменить свое колдовство, это могут сделать другая значимая для девушки женщина (в сказках в этой роли часто фигурирует добрая фея-крестная))

Не помню никаких фей в пушкинской сказке. Если только не считать им Царевича Елисея инициирующего Метрвую Царевну с помощью поцелуя любви
№73 | 23 апреля 2016
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№73 | Камин Андрей писал(а):
в сказках в этой роли часто фигурирует добрая фея-крестная
Читайте внимательнее статью

№74 | 23 апреля 2016
№69 | Елагина Ольга Викторовна писал(а):
Часто матери реально не видят красоты дочери
- моя мама, видела мою красоту: "Моя красавица!; Моя радость", теперь мне кажется, даже чересчур. В личной жизни мне это никак не помогло, даже во вред. А от приобретенной эстетической проблемы, даже не хочу жить, она как ком собрала другие проблемы, кот. не могу решить.
№75 | 26 апреля 2016
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
На мой взгляд, это одна из сказок, в которой описываются типичные отношения между матерью и дочкой.
- матери в сказке нет, значит отношения уже нетипичные!
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Фокусом моего внимания в данной статье станут отношения мачехи (Царицы) и царской дочки (Царевны).
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Центральными фигурами становятся Царица и ее падчерица Царевна и отношения между ними.
- а это вот типичные отношения между мачехой и падчерицей. Когда мачехе дочь мужа не нужна, она просто балласт. Женщине/мачехе нужен был только мужчина/царь. Даже если бы Царевна была страшненькой, мачеха всё равно бы нашла к чему придраться!!! То не так ходит, ест, неряха и т.п.

№76 | 26 апреля 2016
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№76 | umniza писал(а):
а это вот типичные отношения между мачехой и падчерицей.
На мой взгляд, это очень поверхностный уровень анализа. Все здесь гораздо глубже и символичнее...
№77 | 26 апреля 2016
№76 | umniza писал(а):
Когда мачехе дочь мужа не нужна, она просто балласт. Женщине/мачехе нужен был только мужчина/царь. Даже если бы Царевна была страшненькой, мачеха всё равно бы нашла к чему придраться!!! То не так ходит, ест, неряха и т.п.
- это, к сожалению, чаще жизненная правда, Геннадий Иванович. Вот недавно прошёл фильм "Лестница в небеса", ляпов, конечно там более чем достаточно, даже до смешного, но идея, что мачеха, она и есть мачеха, правдоподобна без всякого символизма. А вообще, разбор сказки с такой точки зрения, очень понравился. Спасибо.
№78 | 26 апреля 2016
Игорь Димитриевич Бронин
Психолог - г. Москва
Спасибо.
№79 | 24 мая 2016
Валитова Алия Исхаковна
Психолог, Консультант - г. Уфа
Огромное спасибо, Геннадий Иванович, за Ваши статьи! Каждый раз восхищаюсь глубиной анализа, актуальностью и четкостью изложения.
№80 | 13 июля 2016
Каракова Ирина Сергеевна
Психолог, Гештальт-терапевтСемейный терапевт - г. Пятигорск
Спасибо за статью!
№81 | 2 сентября 2016
Алёна Авсянкина
Психолог - г. Могилёв (Беларусь)
Замечательная статья, Спасибо!
№82 | 11 ноября 2016
Комментариев много!
Интересно было бы послушать ваше мнение на американскую или финскую сказку
№83 | 6 декабря 2016
Крикорова Анна Валерьевна
Специалист - г. Ростов-на-Дону
Года три назад рассматривали эти сказки в Мастерской Н.М. Турченко. Очень приятно было вновь с ними встретиться.
№84 | 1 февраля 2017
Светлана Метальникова
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Воронеж
Благодарю за статью!

С удовольствием учусь у Вас, читая статьи - многое проясняется как в теории, так и практике. Ваш взгляд и простота в донесении информации, рассмотрение практических примеров, понятны и полезны.
№85 | 3 февраля 2017
Светлана Метальникова
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Воронеж
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
И часто для этого им приходиться пройти через бесчисленное множество богатырей, гномов и пр. для того чтобы встретиться со своей женской идентичностью.
Жизненно-то как...
№86 | 3 февраля 2017
Кунцевич Светлана Владимировна
Психолог - г. Караганда (Казахстан)
Спасибо.А есть еще "прелестная народная" примета -если беременная женщина как-то нехорошо выглядит-родит девочку ...
№87 | 26 марта 2017
Хлопова Екатерина Александровна
Психолог, Консультант - г. Красноярск
Статья напомнила мне главу из книги "Сказки обратимой смерти. Депрессия как целительная сила" Симоны Мацлиах-Ханох.
Там и про роль зеркальца хорошо сказано, и про царевича, который пробуждает. В книге это скорее внутренняя мужская часть героини, которую она обретает со временем, чем реальный мужчина. Поскольку изначано поддержка со стороны отца была утеряна. Сон героини интерпретируется как некая депрессия, пройдя через которую, ей предстоит обрести потерянные части себя.
№88 | 18 мая 2017
Наталия Дюма
Психолог, Skype-терапевт - г. Амстердам (Нидерланды)
Спасибо!
№89 | 10 июля 2017
Полежаева Елена Тимофеевна
Психолог, Консультант - г. Краснодар
Спасибо Геннадий Иванович! Как же всё-таки девочка становится женщиной, существует ли порядок инициации? Этапы становления женской идентичности?
№90 | 16 августа 2017
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№90 | Полежаева Елена Тимофеевна писал(а):
Как же всё-таки девочка становится женщиной, существует ли порядок инициации? Этапы становления женской идентичности?
Хорошие вопросы) Надо писать новую статью)))
№91 | 17 августа 2017
Полежаева Елена Тимофеевна
Психолог, Консультант - г. Краснодар
Жду с нетерпением!!!Малейчук Геннадий Иванович,
№92 | 17 августа 2017
Малейчук Геннадий Иванович
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)

№90 | Полежаева Елена Тимофеевна писал(а):
Как же всё-таки девочка становится женщиной, существует ли порядок инициации? Этапы становления женской идентичности?
Я об этом уже начал писать в статье "Феномен мертвой матери" https://www.b17.ru/article/68154/
№93 | 21 августа 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 2642f Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз