Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 24931 специалист из 882 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Еще раз о Внутреннем Ребенке и волшебных сказках

От автора: О чудесах, скрытых в тайниках нашей души

Еще раз о Внутреннем Ребенке и волшебных сказках

 

Мы старших за то презираем,
Что серы и скучны их дни.
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они.

Марина Цветаева


В книгах Памэлы Трэверс про Мэри Поппинс упоминается о том, что в детстве все мы были способны понимать язык зверей и птиц, но в определенном возрасте утратили этот дар и постепенно стали все больше отдаляться от сокровищницы коллективного бессознательного и своего Внутреннего Ребенка, становясь обыденными, скучными взрослыми с очень гордым или очень страдающим Эго.

Если Вы помните наш советский фильм "Мэри Поппинс, до свиданья!", то в финале Мэри Поппинс делает подарок каждому из взрослых героев - они встречаются с детской версией самих себя и беседуют о том, как сложилась их жизнь; а в итоге оказывается, что закрутившись в житейской суете, они позабыли свои мечты, утратили вдохновение и подлинную радость бытия.

Мы утрачиваем способность говорить с природой, видеть вокруг тайны и волшебство, а взамен получаем пиджаки, офисы и бытовую технику. В итоге мы страдаем от потери смысла, низкого жизненного тонуса, проблем в общении с нашими собственными детьми. Мы разучились играть и веселиться, разучились делать "большие хорошие глупости", как говорил барон Мюнгхаузен в исполнении Олега Янковского.

А один из персонажей мультфильма "Полет драконов" вразумляет нас так: "Мир не понимает - он не может обойтись без волшебства. Человек видит броню драконов и создает доспехи и танки, наблюдает за полётом фей - и создает летательные средства, удивляется магии, с помощью которой можно видеть и слышать за тысячи миль - а потом создает такое же чудо, называя его радио и телевидением. Человеку необходимо волшебство, чтобы вдохновлять его, а значит, оно не может умереть".

И действительно - насколько интересней и полноценней могла бы быть наша жизнь, если бы мы не старались во что бы то ни стало избавиться от всяких "ребячеств" и быть солидными, успешными гражданами! В своей книге "Путь Художника" Джулия Кэмерон пишет о том, что наш источник вдохновения, инициативы и творчества - это и есть Внутренний Ребенок, который всегда с нами, но о котором нужно заботиться: радовать его, дарить подарки. Тогда он начинает сотрудничать с нами и мы вдруг оказываемся способны на то, чтобы писать хорошие книги, заниматься живописью, играть в театре, находить нестандартные решения деловых задач, радоваться каждой мелочи и давно ставшим привычными чудесам.

Американский комик Луис Си Кей говорил о том, что мы живем в удивительном мире, но при этом несчастны. Он приводит в пример полет на самолете, где пассажирам предложили воспользоваться высокоскоростным интернетом - это была абсолютная новинка - но через пару минут из-за неполадок связь прервалась; один из пассажиров тут же презрительно и недовольно фыркнул и начал ворчать насчет качества услуг. То есть повел себя как капризный ребенок; именно это может произойти, если мы не уделяем Внутреннему Ребенку достаточно внимания - он начинает капризничать и портить жизнь себе и окружающим. В худшем же случае он превращается в страшное чудовище, ввергающее нас в пучину аффекта, истерики, манипуляции и неуемное потребительство.

В одной компьютерной игре повествуется о том, как демоны похищают сына Императора и ребенок постепенно становится все меньше похож на человека и все больше одержим дьяволом - которого, в определенном смысле, тоже можно назвать капризным, недовольным ребенком - он разрушает города, уничтожает все живое и жаждет все большей и большей власти.

Однако возможен и другой вариант - когда Внутренний Ребенок оказывается наглухо заперт где то глубоко внутри нашим Суровым Родителем. Это очень удачно проиллюстрировано в романе "Снежный странник", где колдунья-мать, похожая на Снежную Королеву, отправляет своего сына в далекий холодный замок, где он вынужден прозябать в голоде и одиночестве. А делает она это потому, что боится его волшебной силы, которая может разрушить ее собственную власть - так происходит и с нами: мы боимся того, что если откроемся Внутреннему Ребенку, доверимся своей творческой интуиции, наша привычная жизнь рухнет, а Эго утратит свое главенствующее положение.

Очень часто нас тревожит и то, что о нас подумают и не отвергнут ли, если мы позволим себе "быть как дети". В фильме "Назад в будущее" молодой отец главного героя отказывается показывать кому-либо свои литературные опыты - "а вдруг им не понравится? А вдруг они скажут "не подходит"? - но решившись дать отпор Бифу Таннену, воплощению своих страхов (и в том числе - страху быть обесцененным), он обретает и смелость творить, что в итоге приносит ему феноменальный успех.

Очень показательно, что в современном мире популярность приобретает такой жанр как фэнтези - то есть разновидность волшебных сказок; это говорит о чрезмерном усилении позиции Взрослого и Родителя и компенсаторном стремлении к ресурсам Внутреннего Ребенка. Нам стоит решиться поверить в волшебство, позволить себе быть непосредственными и радостными, не бояться уделять время игре и милым шалостям: петь, как будто тебя не слышат; танцевать, как будто тебя не видят; баловать себя сладостями; бегать под дождем; идти, куда глаза глядят; придумывать новые слова и мечтать.

Пусть нас вдохновят слова известного фантаста Джорджа Мартина:

"Фэнтези — серебро и багрянец, индиго и лазурь, обсидиан с прожилками золота и лазурита. А реальность — это фанера и пластик, окрашенные в грязно-коричневые и желтовато-зеленые тона. Фэнтези имеет вкус хабанеры и меда, корицы и гвоздики, превосходного красного мяса и вина, сладкого, словно лето. Реальность — это бобы и тофу, а в конечном итоге — прах; это бесконечные магазины Бербанка, дымовые трубы Кливленда, парковки Ньюарка. А фэнтези сравнимы с башнями Минас Тирита, древними камнями Горменгаста, залами Камелота. Фэнтези летает с помощью крыльев Икара, а реальность воспользуется Юго-Западными авиалиниями. Почему наши мечты оказываются такими маленькими и скромными, когда исполняются?

По-моему, мы читаем фэнтези, чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песню сирен. Есть нечто древнее и истинное в нем, затрагивающее глубокие струны в наших душах. Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребенку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор, и найдет любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и северу от Шангри-Ла.

У фэнтези есть их небеса. Когда я умру, то отправлюсь в Средиземье."

Арсеев Иннокентий Иварович
Опубликовано на сайте: ,  268 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 2 человека с сайта
Другие статьи автора:
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов e460e Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз