Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27001 специалист из 924 городов
Скрыть

Не семья, а сказка

От автора: О семейных моделях и волшебных сказках

Не семья а сказка

 

С точки зрения аналитической психологии сказки - это обобщение коллективного опыта, описание закономерностей развития. Сказки того или иного народа воплощают в себе характерные для него модели поведения и в том числе - модели семейных отношений, которым мы можем неосознанно следовать. В этом обзоре я хотел бы рассмотреть четыре разные сказки с точки зрения психологии семьи - подобная практика может помочь нам взглянуть на себя со стороны и обрести вдохновение для семейной жизни.

Золушка

В этой сказке семья представлена мужчиной, его родной дочкой и его второй супругой с двумя дочерьми от первого брака. Мы видим здесь иллюстрацию характерной ревности новых членов семьи к старым, которая проявляется в постоянном обесценивании, язвительных комментариях, несправедливости. Всё это можно понять как проявления глубокой неуверенности в себе и своём месте в семье, как безуспешные попытки соревноваться с предыдущим партнёром (который остаётся в семье как эмоционально заряженный образ). Нападки "мачехи" на Золушку - это способ отвоевать себе место в сердце её отца, выразить злость и обиду из за ощущения себя человеком "второго сорта", как бы "заменой" первой любви. Эта сказка учит нас быть внимательными к тем, кто входит в нашу семью вместо ушедших близких (в результате смерти или расставания) - важно отследить не пытаемся ли мы и в самом деле "использовать" их, чтобы смягчить горечь утраты, важно дать им почувствовать, что мы принимаем и ценим их самих по себе, важно научиться отпускать прошлое ради настоящего.

Аленький цветочек

В этой сказке мы видим одинокого отца с тремя горячо любимыми дочерьми. Для них он готов на всё - ведь, кроме прочего, они воплощают в себе потерянную им супругу. Однако это приводит к формированию зависимых отношений, капризного характера, завышенных требований. Таким девушкам бывает трудно создать отношения с другим мужчиной помимо отца. Также мы видим, что отсутствие матери (физическое или эмоциональное) приводит к эмоциональной незрелости старших дочек, их неуверенности в своей красоте и демонстративности - ведь мать в первую очередь обеспечивает развитие у ребёнка уверенности в себе и эмоциональной саморегуляции за счёт отражения и выдерживания его переживаний. Кроме того, мы видим иллюстрацию важности "переходного объекта" - то есть некоего предмета, который напоминает о значимом человеке, как бы воплощает его присутствие и помогает справиться с необходимостью расставания.

Колобок

В этой сказке пожилая пара создаёт себе искусственного ребёнка, не в силах примириться с невозможностью продолжить свой род. Мы можем предположить, что либо в их отношениях, либо в их здоровье не всё гладко - но они не задумываются об этом, а используют ребёнка как некий спасательный круг. Это похоже на ситуацию, когда ребёнок становится единственным поводом для того, чтобы пара осталась вместе, или когда он как будто проживает жизнь за родителей. Как мы видим, в итоге ребёнок в отчаянной борьбе за самостоятельность и самобытность совершает один опасный поступок за другим, пока наконец не расплачивается за это. Эта сказка учит нас ответственному и осознанному отношению к родительству; напоминает, что детей мы рождаем не для себя, а для их самостоятельного бытия и развития в этом мире.

Волк и семеро козлят

Эта история - про многодетную мать, которая пытается управиться со всем в одиночку. Похоже, что она занимает оборонительную позицию по отношению к мужчинам, которые видятся ей исключительно как злые волки. В ней так сильна собственная мужская часть, что настоящему мужчине трудно удержаться рядом - ему попросту нет места. Мы видим здесь желание как бы удержать детей при себе, заполнить ими свою жизнь, чтобы, возможно, спастись от одиночества и бессмысленности. Она как будто ревнует детей к мужчине, боится, что он их "проглотит", воспитает по-своему. В этой сказке можно усмотреть идею о том, что для полноценного развития ребёнка необходимы полноценные отношения между родителями; он должен понимать, что они живут не только для него, но и друг для друга - тогда у него будет стимул искать собственных зрелых отношений.

Я надеюсь, что этот краткий обзор поспособствует развитию более осознанного отношения к семейной системе и вдохновит вас на самостоятельный поиск стимулирующих аналогов и метафор, содержащихся в нашем общем культурном наследии.

Арсеев Иннокентий Иварович
Опубликовано на сайте: ,  289 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 2 человека с сайта
Другие статьи автора:

Комментарии

Татьяна Лявенко
Психолог, Онлайн-консультант Тренер Коуч - г. Саратов
Благодарю за интересный ваш взгляд на сказки!
Эти сказки правда иную информацию несут в себе
да ну ладно, примерим их на семейную жизнь)))
№1 | 28 марта 2016
Арсеев Иннокентий Иварович
Психолог, Консультант - г. Москва
Думаю, что они несут в себе много разной информации ;)
№2 | 28 марта 2016
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий ee05f Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз