Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 22390 специалистов из 831 городa
Скрыть

Влияние травмы развития на структуру характера

При нормальном развитии с течением времени у ребёнка формируется автономность (с определённой долей агрессии) с одновременной способностью к привязанности. Травма развития происходит в том случае, если основные потребности малыша в силу различных причин систематически и постоянно не считываются и не удовлетворяются близкими людьми. Это имеет неизбежное влияние на формирование его характера - в частности и судьбы - в целом.

Итак, формирование структуры характера человека можно рассматривать через его основные потребности, а именно – их удовлетворение/неудовлетворение на разных этапах взросления (по Лоуренсу). Таким образом, выделяют 5 основных стадий:

  1. Контакт.
  2. Согласование.
  3. Доверие.
  4. Автономность.
  5. Любовь / Сексуальность.

На первом этапе появляется возможность контакта с собственным телом и собственными чувствами (при получении хорошего контакта с материнским объектом). Именно отсюда будет появляться и развиваться способность контактировать с другим/и.

На втором этапе (0-6 месяцев) основной момент – чтобы мир был в согласовании с нашими потребностями. Здесь мы тоже учимся согласовывать себя со своими потребностями. Учимся распознавать питательное в плане физического и эмоционального, ищем это и принимаем в себя. Так продолжается до полутора лет.

На третьем этапе формируется возможность доверять другим. Происходит допущение взаимной зависимости (привязанности).

На четвёртом этапе (около 3-х лет) мы обретаем способность устанавливать границы и говорить «нет», а также способность без страха и вины высказывать своё мнение.

На пятом этапе формируется способность человека жить с открытым сердцем. А также способность впоследствии соединять любовь и сексуальность.

Если на какой-либо стадии происходит сбой (потребности ребёнка не удовлетворяются), происходят следующие нарушения:  

Этапы

От чего отказывается ребёнок (ради сохранения контакта с родителями)

Последствия

1.

От тела и эмоций. Отказываются от желания существовать. Становятся «невидимыми».

Происходит потеря контакта с собственными эмоциями и физическим телом. А, следовательно, с другими.

2.

Отказываются от потребностей, теряют к ним доступ. Становятся тем ребёнком, которого хотят видеть родители.

Отсутствует понимание – что нам нужно. Желания и потребности считаются не достойными исполнения (удовлетворения).

3.

От собственной аутентичности. Нет доступа к здоровой зависимости (привязанности). Могут становиться для родителей друзьями, доверенными лицами, помощниками.

Нет доверия никому, кроме себя. Контроль отношений.

4.

Отказываются от прямых форм выражения независимости. Реагируют так, как ожидают взрослые.

Присутствие постоянного давления – со стороны себя или других. Невозможность открыто сказать «нет».

5.

Нет доступа к любви, либо к сексуальности. Либо не могут их интегрировать.

Перфекционизм – чтобы избежать отвержения. Придаётся большая роль успешности, статусу, внешнему виду.

Эти нарушения имеют продолжение в виде стратегий, которые становятся основополагающими в поведении.

Так, невозможность что-то получить от окружающего мира (мама не может любить) воспринимается как собственная неспособность, ущербность. И потом этот выросший ребёнок всю жизнь живёт с мыслью: "если бы я только был чуть-чуть лучше...", или: "если бы я сделал что-нибудь иначе..." Понятно, что это мистическое мышление, к котормоу прибегает ребёнок в попытке изменить реальность и получить желаемое. На самом деле он ничего не мог изменить - там и тогда.

Может быть и другой вариант: ребёнокм принимается (скорее всего - бессознательно) решение - если я не могу получить удовлетворения своих потребностей, значит, я смогу жить без потребностей.

Итак, мы имеем две стратегии: одна из них опирается на идентификацию, которая основывается на стыде, вторая – на чувстве гордости/превосходства.

Другими словами, это всё те же картины мира: 1. Я -  Другие + ; 2. Я +  Другие - . 

Этапы

Идентификация, основанная на чувстве стыда

 

Идентификация, основанная на чувстве гордости

1.

Стыд собственного существования. Чувство, что мне нет места. Кажутся себе грузом.

Гордятся тем, что одиночки и тем, что им никто не нужен. Гордятся отсутствием чувств. Много рационального.

2.

Стыдятся быть нуждающимися. Чувствуют себя пустыми, недостойными.

Опека других. Гордятся тем, что являются «сильным плечом». Делают себя необходимыми для других. Сами, якобы, ни в чём не нуждаются. Если не чувствуют себя нужными, то вступают в идентификацию стыда.

3.

Стыдятся быть маленькими и беспомощными. Часто чувствуют себя использованными и преданными.

Должны во что бы то ни стало быть успешными. Используют и предают других.

4.

Милы, послушны и симпатичны. Боятся разочаровывать других.

Не признают авторитеты. Бунтари. Разочаровывают других, и торжествуют при этом.

5.

Стыдятся ранимости, непринятости, недостатков в теле.

Отвергают других, чтобы те их не оттолкнули первыми. Стремятся быть безупречными и идеальными, не допускать ошибок.

Следует отметить, что избранная идентификация – не раз и навсегда, можно путешествовать из одной в другую: все мы знаем о  нарциссических качелях «я ничтожный – я грандиозный». Но, как правило, одна из идентификаций является ведущей, и из неё выстраивается всё поведение, а, следовательно, ситуации жизни и сама жизнь. Эти идентификации становятся тем фильтром, через который люди смотрят на мир (как в сказке про Снежную королеву – осколок зеркала в глазу у Кая).

Основные задачи в терапии таких клиентов: 

  • Определить, на какой стадии (стадиях) произошло нарушение и какая идентификация/стратегия избрана.
  • Пройти процедуру разидентификации.
  • Обозначить и воплотить в жизнь способы изменения поведенческих стратегий.
  • Закрепить и удержать полученный результат.

(по материалам семинара Михаэля Мокруса «Работа с травмой»)

Другие мои статьи здесь: http://prof-psycholog.by/moi-stati

Ткачук Оксана
Опубликовано на сайте: ,  756 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 5 человек с сайта
Провела 1 онлайн консультацию на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Томашевская Людмила Николаевна
Психолог, Гипнотерапевт - г. Ростов-на-Дону
Спасибо! Очень во-время для меня и интересно!
№1 | 25 апреля 2016
Людмила Михайловна Захарова
Психолог, Расстановщик Оn-line-терапевт - г. Волгоград
Спасибо большое, Оксана.
Ценный и довольно редкий материал.
№2 | 26 апреля 2016
Ткачук Оксана
Психолог - г. Минск (Беларусь)
Спасибо, коллеги, за отзывы. И Михаэлю - за семинар ).
№3 | 26 апреля 2016
Старостина Людмила Васильевна
Психолог, Консультант - г. Самара
Очень полезный материал.

Ткачук Оксана писал(а):
Травма развития происходит в том случае, если основные потребности малыша в силу различных причин систематически и постоянно не считываются и не удовлетворяются близкими людьми.

Ткачук Оксана писал(а):
Эти нарушения имеют продолжение в виде стратегий, которые становятся основополагающими в поведении.

Ткачук Оксана писал(а):
Так, невозможность что-то получить от окружающего мира (мама не может любить) воспринимается как собственная неспособность, ущербность.

Очень отзываются эти смыслы. Спасибо за статью!
№4 | 27 апреля 2016
Ткачук Оксана
Психолог - г. Минск (Беларусь)
Людмила Васильевна, спасибо, что читаете.
№5 | 6 мая 2016
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов a634e Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз