Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 23105 специалистов из 848 городов
Скрыть

Если не знаешь, кем быть. Профориентирование в гештальт-подходе

От автора: Если вы или ваши клиенты испытывают профессиональный кризис, вам сюда.

Если не знаешь кем быть Профориентирование в гештальт подходе

Изображение: allwantsimg.com

Сейчас я поделюсь работающим сценарием проведения сеанса профориентации в феноменологическом ключе, который лежит в основе гештальт-подхода. Как и многие другие техники, он родился спонтанно и потом помогал мне не раз. Он может быть полезен как для работы консультанта, так и в качестве инструмента самопознания. Если вы хотите сами для себя ответить на вопрос "Кем мне быть?", вы можете проделать описанные действия самостоятельно устно или на бумаге или найти человека, которому вы доверяете, показать ему эту статью и попросить его помочь.

Для общности мы будем исходить из того, что вы являетесь консультантом, и к вам пришел растерянный клиент, который заявляет, что не знает, кем он хочет дальше работать.

Сценарий состоит из четырех этапов.

Этап 1. Целью этого этапа является выяснить, какие виды деятельности в принципе способны доставить человеку удовольствие и воодушевление. Ведь новая работа должна приносить радость, а иначе - какой смысл обращаться к консультанту? Для этого задаем человеку вопрос: "Вспомните, чем вы вообще занимались в течение последнего месяца?" и внимательно слушаем, что он скажет. Очень вероятно, что вы быстро получите ответ: "Да ничем" или "Ну, всякой ерундой" или что-то подобное. Это не должно вас останавливать. На этом этапе требуется большое внимание и настойчивость. Главное - не позволять клиенту забегать вперед и делать преждевременные выводы и оценки: "Ну, это... это ж не годится в качестве работы". Цель сейчас в другом. Нужно расспрашивать человека о подробностях его повседневной деятельности, пусть даже самой обычной, и выяснять, что в ней вызывало наибольший интерес и подъем энергии.

Например, человек говорит, что целыми днями смотрел телевизор. Нужно выяснить, какие именно программы смотрел, что предпочитает? Какие моменты были наиболее интересны и почему? Был ли опыт, подобный тому, что он увидел в телепрограмме, или желание его получить. В итоге нужно выделить какую-то деятельность, которая хотя бы потенциально вызывает интерес и способна принести радость. Например, в случае с телевизором "Смотреть передачи о животных", в случае с компьютерными играми - "Играть в стратегические игры, где нужно строить виртуальные города" и т.д. Да, и таких видов деятельности нужно найти не менее пяти.

Этап 2. Для каждого из найденных на предыдущем этапе видов деятельности нужно провести следующий мысленный эксперимент. Даёте клиенту такую инструкцию: "Представьте, что вы завтра весь день занимаетесь <этим видом деятельности>. Расскажите подробно в настоящем времени, как это будет происходить и в какой последовательности". И вот, например, клиент начинает рассказывать: "Я встал утром в 8 часов, пожарил себе яичницу и сел смотреть канал про животных. В программе показывают морских львов. Мне нравится смотреть на то, как они двигаются в воде. Я вижу, как они ловко плавают и ловят рыбу. Мне жалко, что присутствие человека в среде их обитания ухудшает жизнь морских животных...". Здесь нужно внимательно следить за проявлениями (феноменами) клиента, сопровождающими рассказ. Возможно, вам откроются интересные детали. Например, вы увидите, что клиент рассказывая, проявляет скуку или неприязнь, и тогда нужно проверить, действительно ли ему нравится то, как он проводит свой вымышленный день. Или, наоборот, вы обнаружите воодушевление клиента, когда он упоминает какие-то второстепенные детали, сопровождающие рассказ о том, что он делает. Возможно, это приведет к тому, что на данном этапе какие-то виды деятельности отсеются или изменятся.

После завершения рассказа нужно задать такой вопрос: "Назовите, пожалуйста, буквально несколькими словами, что именно вы делаете, когда выполняете все то, что прозвучало? Какое в этом ваше намерение? Что вы этим приносите миру?" Фраза должна быть краткой, и содержать квинтэссенцию описываемой деятельности. Например, "изучаю природу Севера", либо "сохраняю редких животных", или даже, например: "обучаю детей", если окажется, что клиент каждый раз после просмотра пересказывает содержание передачи своему маленькому сыну и его приятелю. Получилось? Поздравляю, вы только что произвели так называемую феноменологическую редукцию и выделили из рассказа смысловое ядро описываемой деятельности, глубинную интенцию человека, тесно связанную с его уникальной системой ценностей. Назовём её "намерение". Для каждого из пяти видов деятельности нужно найти своё намерение.

Этап 3. Этот этап требует от клиента и от вас креативности и кругозора. Перед клиентом нужно поставить задачу: "Для каждого из полученных намерений подберите три профессии, которые, по вашему мнению, их реализуют". Важно поддерживайте клиента в нестандартных идеях, ибо здесь и начинается самый креатив. Например, "изучать природу Севера" может и ученый-теоретик в кабинете института, и зоолог в экспедиции на исследовательском судне, и оператор системы спутникового наблюдения Земли. Если человек не очень представляет, какие вообще бывают профессии, и затрудняется, вы можете ему помочь, предлагая свои варианты: "Мне кажется, <это намерение> могут реализовать люди <такой-то профессии>. Как вы думаете, так ли это?"

Для каждого намерения нужно найти не менее трёх профессий. В результате у вас должен получиться список из 15 профессий, которые в той или иной степени соответствуют системе ценностей вашего клиента, а значит - несут для него наибольший смысл на данном жизненном этапе. Не этого ли мы хотели добиться?

Этап 4. Этот этап можно выполнить вместе, либо клиент может проделать его самостоятельно. Вернее, даже не так. Он вряд ли сможет его не проделать :). Получив список из 15 профессий, он наверняка начнет идентифицироваться с ними, "примерять" на себя и сортировать по степени соответствия своей личности. Можете помочь ему в этом, попросив выбрать из списка то, что ему нравится в наибольшей степени, обсудить перспективы и возможные трудности на пути к новой профессии, как их видит клиент. В любом случае, дальнейшая работа с клиентом перейдет из области "Что делать?" в более практическую область "Как этого достичь?".

Все примеры в этом сценарии вымышленные, все совпадения являются исключительно моими проекциями :). Цифры пять и три (пять видов деятельности и три профессии на одно намерение) кажутся мне оптимальными, но их можно менять в ту или иную сторону в зависимости от того, как движется процесс. //AndreyRalko.ru

Ралько Андрей Александрович
Опубликовано на сайте: ,  361 просмотр
Получить консультацию автора
К автору уже обратился 31 человек с сайта
Провел 3 онлайн консультации на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Карпенков Юрий Витальевич
Организатор тренингов - г. Москва
Спасибо за идеи беседы с такими клиентами, которые мучаются выбором.
Сталкивался в своей практике с такими случаями, когда 20 лет человек выполнял заказ отца, а потом 20 лет выполнял заказ матери, а о своем собственном представления не имеет.
Расстановочные техники выбора очень хорошее подспорье. Клиент просто делает примерку, как будет в случае того или иного выбора. И всем телом это ощущает. Очень наглядно получается.
№1 | 13 июля 2016
Воробьева Юлия Николаевна
Психолог - г. Москва
Интересная техника, для тех, кто действительно хочет найти призвание.
Только чувствую, что мне очень требуется расширить кругозор по существующим профессиям, чтобы иметь возможность помогать на 3 этапе :-)
№2 | 14 июля 2016
Григоровская Екатерина Геннадьевна
Психолог, Семейный психолог гештальт-терапевт - г. Тула
Очень впечатлило. Репостну)!!!
№3 | 1 марта 2017
Рассказова Елена Викторовна
Психолог, Супервизор Расстановщик - г. Тула
спасибо, что поделились, конечно - репост. Попробую практиковать эту технику с МАК, должно получиться "вкусно" и эффективно
№4 | 2 марта 2017
Ралько Андрей Александрович
Психолог, Гештальт-терапевт онлайн-консульт - г. Москва
№1 | Карпенков Юрий Витальевич писал(а):
Спасибо за идеи беседы с такими клиентами, которые мучаются выбором.
Пожалуйста!
№5 | 2 марта 2017
Ралько Андрей Александрович
Психолог, Гештальт-терапевт онлайн-консульт - г. Москва
№3 | Григоровская Екатерина Геннадьевна писал(а):
Очень впечатлило. Репостну)!!!
Рад, что вам понравилось.
№6 | 2 марта 2017
Ралько Андрей Александрович
Психолог, Гештальт-терапевт онлайн-консульт - г. Москва
№4 | Рассказова Елена Викторовна писал(а):
спасибо, что поделились, конечно - репост. Попробую практиковать эту технику с МАК
Пожалуйста! Интересно, что получится.
№7 | 2 марта 2017
Малышева Мария Александровна
Психолог, Консультант - г. Москва
Замечаю, что когда у взрослых людей трудности с профориентацией и поиском работы, то им чаще всего комфортно в текущем состоянии. Или же они пошли учиться психологии и образовался кризис идентичности)) Интересно из Вашего опыта, часто ли случается, что клиенту просто надоедает метаться в неопределенности, и он поскорее что-то выбирает?
№8 | 14 марта 2017
Ралько Андрей Александрович
Психолог, Гештальт-терапевт онлайн-консульт - г. Москва
№8 | Малышева Мария Александровна писал(а):
им чаще всего комфортно в текущем состоянии.
Ну не знаю, это очень относительный комфорт. Состояние низкой энергии, скуки, тихого, но постоянного недовольства.
№8 | Малышева Мария Александровна писал(а):
часто ли случается, что клиенту просто надоедает метаться в неопределенности, и он поскорее что-то выбирает?
Не знаю, как ответить про "часто" или нет. Конечно, от безысходности или от того, что жизнь заставляет работать, человек что-то выбирает, даже неподходящее.
№9 | 22 марта 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 3f805 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз