Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27798 специалистов из 940 городов
Скрыть

Понимание Эго у Юнга

Психика по Югу имеет сложную структуру, включающую  сознательные части (Эго и) Персону, индивидуальное бессознательное (Аниму и Анимус, а также Тень), а также  проявляющееся через конкретную личность коллективное бессознательное и Самость. Именно коллективное бессознательное, населенное архетипами, а также культуральное бессознательное, как слой, присущий отдельным народам, цивилизациям,  составляет универсальный психический базис всего человечества.

Эго представлялось Юнгу некоей исходной точкой для входа в бесконечное пространство психического. Юнг был далек от фиксации на Эго, однако именно ему он приписывал наиболее весомую социальную ценность. 

Эго в мифологии и в личном материале сновидений выражается в виде основного активного действующего лица мифа, сказки или сна.

Понимание Эго у Юнга

Что есть Эго?

По Юнгу ответ на данный вопрос может включать в себя несколько аспектов.

  • Эго – это инструмент познания саморефлексии. С помощью него мы познаем себя и других.
  • Эго – центр и фокус сознания, оно «относится к переживанию себя как центра воли, желания, размышления и действия» .
  • Эго – зеркало и магнит психических содержаний. Как пишет юнгианский теоретик и практик Мюррей Стайн, «связь с Эго – необходимое условие того, чтобы что-либо стало сознательным» . Речь в данном случае идеи о мыслях, фантазиях, чувствах. Эго есть некий критерий вытесненного и осознанного содержания психики.
  • Эго – это комплекс, т.е. эмоционально окрашенная совокупность чувств, мыслей, переживаний, сознательных установок.
  • Эго – врожденный центр осознанности.
  • Эго есть энергетический центр сознания, занимающийся распределением содержимого в порядке значимости.
  • Эго – центр  воли, принятий решений.
  • Эго – своего рода магнит ассоциаций, позволяющий человеку управлять значительными массивами информации.

Путешествие в глубины Эго

Степень силы Эго различается у людей в зависимости от личностных особенностей, она  может меняться в разные периоды жизни. Более того, человек сознательно может приостанавливать некоторые функции эго, к примеру, при просмотре фильма, когда он вместе с его героями уносится в некоторые иллюзорные переживания, тем не менее, весьма реальные для психики.

Юнг исследовал соотношения между Эго и бессознательным. Корни Эго достигают бессознательного. Оно разнородно по структуре: верхние слои ориентированы на реальность, а более глубинные  -  на эмоционально-чувственную сферу.

Сознание человека не находится под тотальным контролем Эго. Скорее можно говорить о перемещении Эго по полю сознания.

Конфликт есть развитие

В течение жизни, начиная с младенческого возраста, Эго развивается в ходе внутренних конфликтов, переживаемых чувств и эмоций. В зрелом возрасте значительно отличается от рудиментарного младенческого Эго.

Иногда травматический опыт вызывает серьезные структурные изменения, в результате чего человек становится травматиком и использует чрезмерные защиты для психики, предупреждая любые возможные вторжения.

Развитие Эго по Юнгу фундаментально направлено на сепарацию и индвидуацию. Такое стремление к развитию и расширению сознания он считал естественным и врожденным процессом.

Сначала Эго, которое по Юнгу выделяется из общей Самости, укрепляет свои позиции, выходя за пределы бессознательного: маленький человек отождествляет себя со своим именем, затем он отождествляет себя с Персоной («я сын своих родителей», «брат сестры» и т.п.). Постепенно Эго все дальше и дальше удаляется от чистой Самости и становится все более связанным с конкретной личной историей, обстоятельствами жизни.

Я и другие

Согласно Мюррею Стайну, что соответствует многочисленным исследованиям Боулби, Харлоу, в Эго превалируют два противоположных вектора: потребность в сепарации, т.е. в обособлении, отделении и потребность в принадлежности к чему-либо, в эмоциональных связях с другими людьми. В связи с этим важной частью индивидуации как процесса развития Эго и личности в целом является взаимодействие с другими в отношениях. Поэтому проблемы личности со слабым Эго, например с психотической или пограничной структурой часто проявляются именно в неумении выстраивать стабильные удовлетворительные отношения с окружающими.

Психолог, Аналитическая психотерапия онлайн - г. Ростов-на-Дону
Опубликовано: , 1555 просмотров
К автору уже обратились 11 человек с сайта
Провела 211 онлайн консультаций на сайте
Подписаться151
Подписаться151
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Токарев Сергей Геннадьевич
Психолог - г. Москва
Очень интересно и познавательно! Спасибо за статью, Татьяна Леонидовна.
№1 | 4 сентября 2016
Суходольская Инга Леонтьевна
Психолог - г. Варшава (Польша)
Спасибо! "Прояснительно" )))
№2 | 4 сентября 2016
Татьяна Волкова
Психолог, Клинический психолог - г. Вологда
Спасибо, Татьяна Леонидовна!
Татьяна Леонидовна Черных писал(а):
По Юнгу ответ на данный вопрос может включать в себя несколько аспектов.
Эго – это инструмент познания саморефлексии. С помощью него мы познаем себя и других.
Эго – центр и фокус сознания, оно «относится к переживанию себя как центра воли, желания, размышления и действия» .
Эго – зеркало и магнит психических содержаний. Как пишет юнгианский теоретик и практик Мюррей Стайн, «связь с Эго – необходимое условие того, чтобы что-либо стало сознательным» . Речь в данном случае идеи о мыслях, фантазиях, чувствах. Эго есть некий критерий вытесненного и осознанного содержания психики.
Эго – это комплекс, т.е. эмоционально окрашенная совокупность чувств, мыслей, переживаний, сознательных установок.
Эго – врожденный центр осознанности.
Эго есть энергетический центр сознания, занимающийся распределением содержимого в порядке значимости.
Эго – центр  воли, принятий решений.
Эго – своего рода магнит ассоциаций, позволяющий человеку управлять значительными массивами информации.
Степень силы - путешествие в глубины - классно, когда это получается!
№3 | 4 сентября 2016
Митроченко Ольга Евгеньевна
Психолог - г. Харьков (Украина)
Татьяна Леонидовна, спасибо Вам за статью! Очень нравится Юнг и его, как мне кажется, уважительное отношение к человеку.
Как Вы понимаете "слабое Эго"? Это случай, когда Супер-эго преобладает? Или какие-то искажения в его развитии, когда, скажем, не удалось сепарироваться от родителей? Или что-то другое?
№4 | 17 апреля 2018
Татьяна Леонидовна Черных
Психолог, Аналитическая психотерапия онлайн - г. Ростов-на-Дону
Митроченко Ольга, Ольга, спасибо за ваш комментарий. В юнгианской парадигме я понимаю слабость Эго как его неспособность противостоять комплексам, регрессия к примитивным формам объектных отношений (например, инфантильная зависисимость).
№5 | 17 апреля 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 10828 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз