Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 23129 специалистов из 848 городов
Скрыть

Критиковать ребенка правильно

С первого осознанно произнесенного «мама» начинается лавинообразное развитие речи у ребенка. Уровень владения языком и развитый словарный запас характеризует культурного человека. Родительское слово может вдохновить ребенка на подвиги и поддержать в трудной ситуации.

Но, кроме необходимых слов поддержки и подбадриваний, ребенку необходимо давать и обратную связь о его поведении и о нем самом. И эта обратная связь выражается при помощи критики.

Критика имеет очень большое значение при воспитании человека. Она служит своеобразным рычагом, который не дает уверенности в себе и своих силах перерасти в самоуверенность. Умение правильно воспринимать критику – важное качество, которое пригодится в будущем. Но правильное восприятие критических замечаний формируется самой формой этой критики, особенно на первых порах ее применения.

Поэтому важным фактором, влияющим на развитие и воспитание ребенка, является умение родителей правильно высказывать критику в адрес своих детей.

Как же высказывать критику правильно, и как она влияет на развитие уверенности в себе?

     Первое и очень важное правило, которое следует помнить: критика должна касаться поведения, поступков либо деятельности, но ни в коем случае не должна распространяться на личность ребенка. Пример: «Твое поведение, когда ты бегал и кричал, мне мешало», но ни в коем случае не «ты мне мешал».

Неправильно выраженная критика в адрес ребенка может нарушить его внутреннюю уверенность в том, что он хороший и его любят. Ребенок может воспринять критику, как характеристику себя или отношения родителей к себе.

         Второе:

В случае критики поведения необходимо обозначить временные рамки, на которые распространяется критическое замечание. Чтобы у ребенка не сложилось впечатление о том, что какое-то его поведение недопустимо всегда, либо он всегда вызывает определенные негативные чувства у родителей.

Пример: «мне не понравилось, когда ты бегал и кричал в магазине» Потому что в случае спортивных игр бегать и кричать не только не возбраняется, но даже является необходимостью.

         Третье:

Ваша критика не должна носить характер только констатации факта. Просто констатация факта выражает ваше отношение к какому-либо аспекту поведения вашего ребенка. В ней не заложены причины, объясняющие вашу реакцию, либо анализирующие ситуацию.

 При высказывании критических замечаний следует объяснять свою позицию.

Пример: «Твое поведение сегодня у наших соседей меня раздражало, потому что…»

            Четвертое:

В критических замечаний должен содержаться стимул для развития и, по возможности, указываться направление движения.

Пример: «У тебя не получается сделать что-то потому, что…,  если ты попробуешь исправить (указать что конкретно), то у тебя получится лучше».

Придерживаясь этих правил, вы сможете выказать свое отношение к поведению, либо деятельности ребенка; объяснить свое отношение и сделать его более понятным ребенку; объясните, что ему необходимо что-то изменить и укажите, в каком направлении он может двигаться.

Следует помнить при этом, что важно оставить ребенку максимум свободы в определении того, стоит ли ему что-то менять или нет, и если да, то как.

С критикой можно соглашаться или нет. И ребенок, как и взрослый, может пользоваться этим правом.

В не зависимости от того, согласится ли ребенок с критикой, он научится правильно выслушивать ее. А в дальнейшем сможет уже во взрослой жизни видеть даже в неправильно сформулированных критических замечаниях подспорье для своего позитивного изменения.

Умение правильно реагировать на критику – важная характеристика уверенной в себе личности. Но и это умение, как составную часть уверенности в себе, следует правильно воспитывать.

Критикуйте своих детей правильно, не оскорбляя и не унижая их  чувство собственного достоинства, научите их делать выводы из критических замечаний, и они будут уверенными в себе, самостоятельными и самодостаточными личностями.

Бодиков Максим Михайлович
Опубликовано на сайте: ,  199 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратился 1 человек с сайта
Другие статьи автора:

Комментарии

Максим Михайлович, спасибо за статью. В обсуждаемой теме сложным моментом является формулировка и понимание, что такое критика? Какой смысл в этот термин вкладываете Вы? Что значит критиковать ребенка? На мой взгляд, используя понятие критика во взаимодействии с родителем у психолога есть большой шанс неверного толкования родителем его рекомендаций.
№1 | 9 сентября 2016
Татьяна Силаева
Психолог, Медицинский-клинический психог - г. Валенсия (Испания)
Не праыильно
№2 | 9 сентября 2016
Любицкая Оксана Григорьевна
Психолог, Консультант по бесплодию - г. Омск
Спасибо за примеры.
№3 | 9 сентября 2016
Лазарева Анастасия Викторовна
Психолог, Консультант Педагог - г. Сургут
Спасибо!
№4 | 10 сентября 2016
Бодиков Максим Михайлович
Психолог, Коуч - г. Минск (Беларусь)
№1 | Купченко Виктория Евгеньевна писал(а):
Какой смысл в этот термин вкладываете Вы?
Критика - анализ и разбор с целью вынесения оценки. В психологическом понимании - указание на недостатки в том, что было сделано.
№1 | Купченко Виктория Евгеньевна писал(а):
используя понятие критика во взаимодействии с родителем у психолога есть большой шанс неверного толкования родителем его рекомендаций.
неверное истолкование любого термина/слова возможно и случается не только между психологом и клиентом, но и между 2 любыми собеседниками
№5 | 10 сентября 2016
Бодиков Максим Михайлович
Психолог, Коуч - г. Минск (Беларусь)
№2 | Татьяна Силаева писал(а):
Татьяна Силаева
г. Валенсия (Испания)
Не праыильно
ну нет, так - нет
№6 | 10 сентября 2016
Бодиков Максим Михайлович
Психолог, Коуч - г. Минск (Беларусь)
№3 | Любицкая Оксана Григорьевна писал(а):
Любицкая Оксана Григорьевна
г. Омск
Спасибо за примеры.
№4 | Лазарева Анастасия Викторовна писал(а):
Лазарева Анастасия Викторовна
г. Сургут
Спасибо!
Пожалуйста)
№7 | 10 сентября 2016
Татьяна Силаева
Психолог, Медицинский-клинический психог - г. Валенсия (Испания)
№6 | Бодиков Максим Михайлович писал(а):
ну нет, так - нет

)))))))
№8 | 10 сентября 2016
Каракова Ирина Сергеевна
Психолог, Гештальт-терапевтСемейный терапевт - г. Пятигорск
Благодарю за статью!
№9 | 12 сентября 2016
Спасибо за статью, Максим Михайлович!
№10 | 19 сентября 2016
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов f4d2a Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз