Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 25523 специалиста из 896 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

На заре Жизни

От автора: Материал опубликован по мотивам книги Дэниэла Н.Стерна «Дневник младенца»

Данная статья представляет собой краткое описание содержания книги Даниэла Стерна «Дневник младенца».

Прежде всего, книга привлекает необычностью изложения материала, который представляет собой рассказ ребёнка о своих впечатлениях и переживаниях во время контакта с окружающей действительностью, начиная с первых недель жизни, затем месяцев и, наконец, нескольких лет, когда у ребёнка появляется способность к речи. Кроме того, автор несколько по новому (в отличии, к примеру, от З. Фрейда и Э. Эриксона) рассматривает этапы формирования основных потребностей и умений у ребёнка. Эти этапы у автора сформированы  в виде отдельных Миров, в которые входит ребёнок по мере своего взросления, открывая их для себя.

Дэниэл Стерн выделяет пять таких Миров, каждый из которых дополняет и обогащает предыдущий:

  • Мир чувств
  • Мир непосредственного общения
  • Мир внутренней жизни
  • Мир слов
  • Мир историй

 

Итак, первый Мир, в который входит ребёнок, назван Миром чувств. Именно чувства преобладают у ребёнка на этом этапе своего развития. Он слышит, видит, ощущает внешнюю реальность без каких-либо интерпретаций, без названия того, что открывается перед ним. Звуки, краски, ощущения воспринимаются ребёнком скорее как потоки энергии, создавая свой неповторимый чувственный тон. Границы между внутренним миром и внешним пространством у него практически отсутствуют, что позволяет ему находиться в настоящем времени и воспринимать жизнь как череду событий подобно кадрам кинофильма.

 

Следующий Мир, открывающийся для ребёнка примерно в четыре месяца, является Миром непосредственного общения. Само название этого этапа определяет его содержание – у ребёнка начинают формироваться социальные навыки, способность к прямому общению и контакту.  Эти новые способности увлекают и захватывают ребёнка, он открывает полноту и интенсивность невербального контакта, возникающего между двумя «Я». При этом у ребёнка развивается умение развивать близость с другим человеком, привязанность к нему. К этому моменту ребёнок становится активным участником событий (его действия могут приводить к определённым изменениям во внешнем мире). Уже начиная с этого этапа развития, у ребёнка начинают формироваться собственные границы. Он начинает осознавать себя отдельным существом, способным условно использовать слова «я», «ты», «мы». Так происходит приобретение социального опыта, который является мощным шагом  в развитии ребёнка и в котором так важна роль окружающих его взрослых.

 

Третья часть книги и соответственно период развития младенца назван Мир внутренней жизни. Чем знаменателен этот этап и почему его выделяет автор? Примерно к первому году жизни ребёнок открывает свой собственный внутренний мир - мир внутренних образов, картин, желаний, намерений, мыслей, воспоминаний. Такие внутренние миры, открываясь, могут соприкасаться и взаимодействовать друг с другом. Теперь ребёнок начинает интерпретировать действия другого, исходя из внутренних состояний, которые стоят за действиями. Такие внутренние состояния являются мощными средствами управления поведением другого человека. Опасность, свойственная этому периоду – это противоречия между родителями в ожиданиях по отношению к ребёнку. Такое несоответствие, как правило, приводит к формированию внутреннего конфликта у ребёнка, которое, возможно, ему придётся разрешать долгие годы.

Приблизительно в этот период своего развития появляется новая потрясающая для ребёнка способность – он начинает ходить! Тем самым расширяется пространство для новых действий, намерений, целей и чувств, появляется возможность менять внутреннюю перспективу.

 

Четвёртый мир, раскрывающийся для ребёнка тоже уникален. Он назван по той способности, которая развивается у него на этом этапе жизни – способность к речи. Соответственно и период этот назван автором – Мир слов. Это происходит, когда ребёнку исполняется приблизительно 1,5 – 2 года. Этот разброс довольно широк и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Зачастую такой скачок в развитии ребёнка обозначают как переход от младенчества к детству. Ребёнок начинает использовать слова в качестве символов для обозначения людей, предметов, действий. Наблюдая за другими, он запоминает действие, создает свой внутренний сценарий событий и позже имитирует его. С помощью слов ребёнок может путешествовать в прошлом, настоящем и будущем, и даже по самым немыслимым мирам. Тем более, что с помощью языка такие путешествия он может совершать с другими.

К сожалению, у языка есть и другая сторона – он может разделять мысль и испытываемую эмоцию вследствие многих причин. Для ребёнка это свойство языка создаёт пропасть между доречевым и речевым мирами и, начиная с этого момента, его жизнь развивается параллельно на двух планах: вербальном и невербальном.

 

Наконец последний скачок, который совершает ребёнок, происходит в особый мир, изменяющий практически весь накопленный опыт – в Мир историй. Теперь из всего огромного арсенала появившихся слов он может составлять рассказы. Рассказы о себе, о своих переживаниях, о других. Это похоже на работу сценариста по развитию сюжета: здесь есть и восприятие и интерпретация, есть действующие лица, мотивы, место действия. Есть своя драматическая линия. Ребёнку становится доступным понимание психологического содержания человеческих действий и поступков. На основании этого автор ставит такую универсальную способность ребёнка на один уровень с освоением ходьбы и речи.

Когда ребёнок создаёт историю, он формирует свою идентичность, а это, в свою очередь, является очень важным моментом в его развитии и напоминает процесс самопознания, становления, как личности. Здесь опять необходимо помнить о роли родителей, так как многие истории создаются ребёнком при их помощи, влияя на формирование представлений ребёнка о себе. Часто такие представления имеют искажённую форму, влияют на самооценку ребёнка и даже могут определять последующие психические расстройства.

 

На этой главе заканчивается и вся книга. Теперь, пишет автор: «Ребёнок становится рассказчиком своей жизни, он обладает контролем над собственным прошлым и, соответственно, может гораздо лучше контролировать своё настоящее и будущее».

Зайцев Андрей Юрьевич
Опубликовано на сайте: ,  651 просмотр
Получить консультацию автора
Психолог, Ведущий тренингов — г. Калининград
Другие статьи автора:
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 960fb Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз