Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 21454 специалиста из 817 городов
Скрыть

Монетарные отношения личностно зрелых людей как педагогический идеал

В работах российского философа В.Л.Иноземцева [1] и в других современных концепциях постиндустриального общества социально-экономическое развитие стран возможно не только через трансформацию социальных структур, а вследствие духовной и интеллектуальной эволюции людей, личностного роста. Так исследования российских и зарубежных ученых доказывают, что экономическая удовлетворенность как субъективный показатель слабо связана с объективным уровнем экономического благосостояния человека [2]. Следовательно, изучение экономического образа жизни, экономического сознания личностно зрелых людей дает обществу определенный педагогический идеал экономического развития.

Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания социальных групп и конкретных людей. От экономических представлений о всеобщей эквивалентности денег гуманитарные науки переходят к изучению специфических особенностей отношения людей к деньгам. В социальной психологии такими особенностями являются монетарные ценности, потребности, мотивы, социальные установки, а также экономическое мышление и экономические представления (А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко [3], В.П.Позняков [4]).

Исследования, проведенные В.В.Новиковым, С.И.Ериной и др. [5], показывают, что монетарное поведение зависит как от происходящих социальных изменений, так и от индивидуально-психологических особенностей людей. В психологических и педагогических работах выделяется проблема формирования "гармоничных отношений" к деньгам (О.С.Дейнека [6], С.Ю.Буренина [7], А.Б.Фенько [8] и др.), ставится вопрос о процессах экономической социализации и задачах экономического воспитания. Поэтому рассматриваемая проблематика оказывается важной для каждой семьи, заинтересованной в воспитании экономически эффективного и личностно зрелого человека.

Отношение к деньгам взаимосвязано с потребительским поведением и часто его определяет. Личностная зрелость как один из критериев типологизации потребителей широко используется за рубежом в маркетинге стилей жизни (Дж.Ф. Энджел и др. [9]), является одним из критериев социальной стратификации.

Формирование в России с девяностых годов двадцатого века новых социально-экономических отношений ставит проблему адаптации к рынку зрелых людей, у которых экономическое сознание формировалось при социализме. Трансформация экономической среды, возникновение различных форм собственности, финансовое расслоение общества приводит к дифференциации экономического сознания и экономических отношений, в том числе к появлению различных социально-психологических типов людей по отношению к деньгам. Для одних деньги -  цель жизни, для других - условие существования, и каждому типу отношений соответствует специфическое монетарное поведение (В.А.Хащенко [10]).

Ряд отечественных и зарубежных психологов обращают внимание на то, что отношение к деньгам изменяется по мере развития личности и самоактуализации (А.А.Капустин [11], Poduska B.[12]). Мы считаем, что понимание сущности отношения людей к деньгам получит свое развитие за счет сравнительного анализа монетарных отношений у людей с  разным уровнем личностной зрелости. Кроме того, необходимо уточнить понятия "монетарная потребность" и "монетарная удовлетворенность", соотнести понятия "монетарное" и "материальное".

Таким образом, мы считаем необходимым расширить существующее понимание природы, функций и свойств монетарных отношений, их места во взаимоотношении человека с окружающей средой.

В проведенных в течение нескольких лет эмпирических исследованиях особенностей монетарных отношений у личностно зрелых людей были доказаны следующие положения:

1. Существуют особенности в отношении к деньгам у людей, имеющих разный уровень личностной зрелости. Отличия в отношении к деньгам у людей, имеющих высокий уровень личностной зрелости, проявляются в специфической иерархии ценностей. Происходящие в человеке изменения, обусловленные  личностным ростом, приводят к снижению ценности денег, повышается уровень монетарной удовлетворенности.

2. В мотивах расходования денег у людей, имеющих высокий уровень личностной зрелости, в большей степени представлены мотивы творчества, познания, саморазвития, альтруистической помощи другим людям.

3. У личностно зрелых людей формируется более рациональное и осознанное отношение к деньгам, преобладают установки на рациональное потребительское поведение.

4. Личностно зрелые люди быстрее обучаются новым правилам поведения в экономически нестабильной среде, в ситуации финансовых затруднений чаще ориентированы на объективное и рациональное восприятие сложившейся ситуации и поиск решения проблемы.

5. Существенные изменения в монетарных отношениях у личностно зрелых людей проявились на разных уровнях, что свидетельствует о системном характере этих изменений.

6. Данные особенности могут выступать педагогическим идеалом для задач воспитания гармоничных монетарных отношений, а предложенный методический подход – сравнение обычных и личностно зрелых людей –инструментом для уточнения и развития педагогического идеала.

 

 

  1. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы/ Иноземцев В.Л.- М.: "Логос",  2000.- 204 с.
  2. Угланова, Е.А. Влияние феномена субъективного экономического благополучия на оценку качества жизни: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ярославль: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, 2003. - 21 с.
  3. Журавлев, А.Л. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности/ Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б.- М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2003.- 436 с.
  4. Позняков, В.П. Экономическая психология как отрасль психологической науки/ Позняков В.П.// Проблемы экономической психологии.- М.: Изд-во "Ин-т психологии РАН", 2004.- Т. 1.- С. 27-57.
  5. Люди и деньги/ Под ред. В.В. Новикова, С.И. Ериной. - Ярославль: ЯрГУ, 1999.
  6. Дейнека, О.С. Экономическая психология: Учеб. Пособие/ Дейнека О.С.- СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000.- 160 с.
  7. Буренина, С.Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков. Автореф. дис. … канд. пед. наук.-  СПб, 2000.- 24 с.
  8. Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации/ Фенько А.Б.// Вопросы психологии.- 2000.- № 2.- С. 94–102.
  9. Энджел, Дж. Поведение потребителей/ Энджел Дж., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У.- СПб: Питер Ком, 2000.- 759 с.
  10. Хащенко, В.А. Социально-психологический подход к анализу экономического самосознания/ Хащенко В.А.// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 7.- С. 47-52.
  11. Капустин, А.А. Отношение различных социальных групп к деньгам: На основе комплексного социально-психологического исследования: Автореф. дис. … канд. психол. наук.- Ярославль: Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2001.- 25 с.
  12. Poduska, B. Money, marriage, and maslow`s hierarchy of needs / Poduska B. //American Behavioral Scientist.- 1992.- Vol. 35.- Issue 6.- P. 756-770.
Михаил Семенов
Опубликовано на сайте: ,  1760 просмотров
Получить консультацию автора
Психолог, Ученый Бизнес-тренер — г. Владимир
Другие статьи автора:
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий d8ce2 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз