Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 26931 специалист из 924 городов
Скрыть

Чем опасна ранняя социализация для психики ребенка?

Социализация - это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе...

 

Самый первый и важный опыт социализации человек получает в своей семье. А детство (примерно до 6-7 лет) - это период, когда мозг и психика необычайно восприимчивы для впечатлений и воздействий. Кроме познания мира через игровую деятельность, основной потребностью для ребенка в это время является получение позитивного опыта любви и принятия, формирование эмоциональной привязанности, а также находиться под опекой и защитой.

Без этого невозможно стать полноценным, счастливым, успешным взрослым. Без этого человек идет по жизни с ощущением внутреннего сиротства, несчастливости и неполноценности, восполнить которую можно лишь во время психотерапии или, если повезет, встретив в жизни пример позитивного к себе отношения и принятия со стороны кого-то из старших. 

Вторичная социализация происходит с ребенком при поступлении в различные учреждения  сады, школы, группы развития, кружки и т. д. Тип учреждения, его микроклимат, личные особенности людей там работающих также же сильно влияют на ребенка, его развитие и душевное благополучие в дальнейшем, как и семья. В процессе вторичной социализации у ребенка может происходить корректировка базовых ценностей, и не всегда в лучшую сторону.

Под ранней социализацией имеется в виду нахождение ребенка дошкольного возраста в детском учреждении (ясли, детский сад).

Историческая справка: Впервые детское учреждение типа детского сада было организовано в Шотландии в начале XIX века Робертом Оуэном. Это была так называемая "школа для малышей". В 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель открыл первое в мире "учреждение для игр и занятий детей младшего возраста", которое назвал детским садом. Он считал детей цветами жизни и, соответственно, выращивать их должны садоводы. Отсюда и пошло название "детский сад". Основной акцент педагог делал на игре. Любое воздействие на ребенка должно преподноситься как элемент игры, чтобы оно могло стать развивающим. Ведь основная форма познания мира для дошкольника - игра.

В России первые детские сады были частными и дорогостоящими, то есть предназначенными для развития детей высших сословий. Впоследствии открылись и благотворительные сады для детей заводских работниц и т.п.

В советское время, развивающее воздействие на ребенка изменилось с игрового на обучающее и воспитательное. Изменилось не случайно. Так как изменилась цель, ради которой детей туда отправляют. Родители отдавали малышей в ясли и сады, чтобы иметь возможность работать полный день. Определение из Википедии: "Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста." То есть воспитательная функция родителей (семьи) была ими добровольно передана обществу! Есть о чем задуматься...

Чем опасна ранняя социализация для психики ребенка

Что представляет собой детско-садовская группа? Около двадцати детей одного возраста и пара присматривающих за ними взрослых (воспитатель и нянечка). Каким будет развития личности в таком обществе? В основном, дети учатся слушаться воспитателей и выживать в среде своих сверстников.

Например свое, времен СССР, детсадовское детство я вспоминаю не самыми хорошими словами. Так сложилось, что работа родителей была далеко от дома. Они не успевали вовремя отводить-забирать, поэтому отдали меня на "пятидневку" - когда находишься в саду круглосуточно 5 дней в неделю. Вот это ощущение беззащитности перед произволом воспитательниц и сиротства помню до сих пор. (Воспитатели прибегали к рукоприкладству за непослушание, могли отстегать крапивой, могли при других детях унижать ребенка больного энурезом, насильное кормление рыбьим жиром и т.п..)

ДДУ- это особая, искусственно созданная среда (социум в миниатюре), которая обладает всеми позитивными и негативными характеристиками "большого" социума (школа, работа, армия, тюрьма). Личность ребенка впитывает в себя нормы поведения, которые в этой среде приняты. А нормы эти не всегда соответствуют нормам семейным, нравственным и вообще, человеческим.

Существует популярная точка зрения, что чем раньше ребенок социализируется (приспособится к жизни в обществе) тем лучше, а социализация - необходимое условие существования любой культуры.

Социализация означает, что детей воспитывают приспособленными для жизни в обществе, чтобы они могли вырасти и стать такими взрослыми, которые приносят пользу, могут с уважением общаться с другими людьми как на работе, так и дома, с коллегами, с семьей и с друзьями. Социализация включает в себя умение строить отношения с окружающими, оставаясь в то же время самим собой. Оставаться собой может только уже сформировавшаяся личность. Личность формируется (вызревает) до 5-6 лет. Отсюда можно сделать вывод, что поступление в детское учреждение до этого возраста является преждевременной социализацией.

"Преждевременная социализация - это раннее освоение индивидом социальных ролей и моделей социального поведения, которые не только не соответствуют его возрасту по действующим культурным традициям и общественным нормам, но и недопустимы в связи с психофизиологической незрелостью индивида для выполнения данных ролей и способов поведения, или даже  вредны для его физического и нравственного здоровья." (А.И.Ковалева)

"Преждевременная социализация всегда считалась самым большим злом в воспитании детей. Когда детей слишком рано помещают вместе прежде, чем они станут самими собой, они становятся такими же как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее." (Г.Ньюфелд)

Чем еще не полезна ранняя социализация?

По данным американских и европейских исследований, во время пребывания в детском саду у детей повышается уровень кортизола (гормон стресса), а эксперименты в области психологии привязанности показали, что до пяти лет ребёнок не в состоянии адекватно пережить разлуку с родителями на весь день. Поэтому, поступление в детский сад для большинства детей является стрессом и воспринимается ребенком как некое "предательство" со стороны родителей. В будущем это ведет к нарушению привязанности детей к своим родителям! (Не по этой ли причине появляются дома престарелых?)

Если детский сад неизбежен (могу принять саму идею существования ДДУ только при наличии какого-то форс-мажора в жизни родителей), то пребывание там нужно пытаться смягчать, например, отдавать ребенка на пол-дня или посещать через день и т.п.. Хотя лучшим вариантом все же является домашнее воспитание и образование, или приглашение на дом специалистов (няни/гувернера), или на пару часов в день посещение кружков и развивающих групп - вот место, где безопасно можно социализироваться без вреда для здоровья и привязанности.

Ранняя социализация в ДДУ приводит в лучшем случае к конформизму - (приспособленчество, пассивность), в худшем - к травматизации, нарушению чувства привязанности к родителям, утрате ценности семьи и детства, невозможности устанавливать с другими людьми эмоционально близкие отношения с надежным типом привязанности. 

Нилова Наталья Ивановна
Опубликовано на сайте: ,  101 просмотр
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 23 человека с сайта
Провела 1 онлайн консультацию на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Кудина Елена Евгеньевна
Психолог - г. Наро-Фоминск
Благодарю за актуальную информацию!
№1 | 1 сентября 2018
Дети такие разные, кто-то приходит в садик и не хочет оттуда уходить,играет с удовольствием,а кто-то сидит в уголке и оттуда не хочет вылезать,ему вокруг слишком шумно.
№2 | 1 сентября 2018
Нилова Наталья Ивановна
Психолог, Семейный консультант - г. Москва
№2 | Марина 37 писал(а):
кто-то приходит в садик и не хочет оттуда уходить
Не встречала таких детей.
А этот кто-то он разве сам туда пришел?
Предполагаю, что ребенок не хочет уходить, если дома обстановка хуже.
№3 | 1 сентября 2018
Нилова Наталья, его привели,но забегает в группу,глаза горят,активный,весёлый,с воспитателями общается.
№4 | 1 сентября 2018
Нилова Наталья Ивановна
Психолог, Семейный консультант - г. Москва
Марина 37,
Ну повезло, адаптивный ребенок значит. :)
№5 | 1 сентября 2018
Нилова Наталья, и не один, детей 20 таких видела.
Но и есть противоположность,когда полгода ходит и полгода плачет.
№6 | 1 сентября 2018
Нилова Наталья Ивановна
Психолог, Семейный консультант - г. Москва
№6 | Марина 37 писал(а):
полгода ходит и полгода плачет.
Вот возникает вопрос насколько это полезно для ребенка?
И стоит ли работа одного их родителей (ну, для России типично, когда оба работают) таких жертв?
№7 | 1 сентября 2018
Нилова Наталья, а в каком возрасте это проявится?Тогда ему было 2 года, сейчас 7, можно было отследить состояние,но я уже не работаю.Или это в любом возрасте может аукнуться?
№8 | 1 сентября 2018
Нилова Наталья Ивановна
Психолог, Семейный консультант - г. Москва
№8 | Марина 37 писал(а):
Или это в любом возрасте может аукнуться?
В любом конечно. Но наверно больше в школьном, при увеличении нагрузки на психику, ослабленную садом.
№2 | Марина 37 писал(а):
приходит в садик и не хочет оттуда уходить
Кстати, про не хочет уходить - не только с плохой обстановкой в семье может быть связано. Так и обида на родителей проявляется. Родители приходят забирать, а он их игнорирует. Смотрите фильм "Джон" про нарушение привязанности.. https://www.youtube.com/watch?v=yecDUs_9biE
№9 | 1 сентября 2018
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 28857 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз