Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 25856 специалистов из 902 городов
Скрыть

Люди, которые играют в Учителя

От автора: По мотивам клиентских случаев

Люди которые играют в Учителя

Думается, в окружении каждого найдется человек, делающий непрошенные замечания без повода. Казалось бы, вы уже не в детском саду, не в школе, не в институте, уже не нуждаетесь в чутком Всевидящем Оке, наставляющем вас на «Путь Истинный» и поправляющем вас, если «что-то не так». Но тут появляется кто-то, кто объявил себя выше вас, назначил себя вашим Судьей.

Ладно бы, если вы его об этом просили:

«Уважаемый (ая), оцени, будь любезен… Я доверяю твоему мнению, вкусу, профессиональному взгляду». Оценке может подвергнуться что угодно – начиная с аспектов вашей внешности и заканчивая плодами вашей профессиональной деятельности, включая ваши поступки и действия  или иные проявления вас лично. И тогда вы имеете шанс услышать конструктивную критику в свой адрес, на которую, заметьте, вы дали разрешение, которую вы запросили сами. Или, например, вы участвуете в конкурсе, в котором вышеупомянутые оценки вполне адекватны ситуации – со стороны жюри.

Но бывает так, что вы ни о чем подобном не просили, но сталкиваетесь с этим в обычной жизни. Пожалуй, ни для кого не секрет, что такие «столкновения» при прочих равных условиях способны выбить вас из седла, надолго испортить настроение, порой довести до слез, заставить оправдываться, почувствовать стыд «со мной что-то не так»… И вам, взрослому человеку, по сути, навязывается роль Ребенка в таком общении. Ведь основной посыл при такой форме контакта звучит как Родительское предписание «Ты недостаточно хорош». В этом предписании вам вешают стыд и вину, в которых отчетливо слышны ноты превосходства: «Твоя плохость так бросается в глаза, что я сейчас же укажу тебе на это. Ты – неправильный, но я знаю, как тебя исправить: как тебе надо жить, реагировать, поступать».

Неприятно, правда? Несложно догадаться, что все это вызовет у вас мгновенный эмоциональный дискомфорт.



Что же делать в таких случаях?

Во-первых, стоит посмотреть глубже – что стоит за таким поведением человека, обратившегося к вам? Ведь когда мы понимаем мотивы другого человека, можем как-то объяснить их себе, нам легче сохранять спокойствие и ясность ума, не включаясь в сценарий эмоционального дискомфорта.

Итак, возможные мотивы, по которым некто берет на себя роль вашего Учителя и труд делать вам замечания:

  • Склонность к вездесущему контролю. И здесь контроль выступает качеством личности и распространяется на весь окружающий мир. Человек искренне считает, что мир должен быть таким, каким он хочет его видеть. В первую очередь, такой человек жестко контролирует себя и требует, чтобы все, на что падает его взгляд – соответствовало его ожиданиям. Включая, конечно же, вас – если уж вас угораздило попасться ему на глаза. Причем, человек может даже не догадываться, что задевает вас своими неуместными высказываниями, не осознавая их глубокой субъективности и включая вас в свои широкие границы.
  •  Желание сместить фокус внимания с себя на вас. Лучшая защита – нападение. При таком раскладе человек предполагает, что если он первым не укажет вам на что-либо, то это непременно сделаете вы. Он опасается пристального внимания к себе, поиска его недостатков и осуждения. Он принципиально верит, что до него всем есть дело – а вам так точно!
  • Самоутверждение за ваш счет. Здесь наблюдается попытка возвыситься  путем сравнения  не в вашу пользу, стремление доказать «я лучше тебя». Здравствуй, нарциссизм  и непереносимый комплекс неполноценности.
  • Зависть, а то ваша «идеальность» в некоторых областях аж по глазам режет.
  • Смещение гнева. Бесите вы человека, просто бесите. Но по каким-то причинам он не в состоянии напрямую открыто направить на вас свой гнев. А посему агрессия изливается косвенно, через цепляния и придирки.
  •  

    Во-вторых, если вы регулярно попадаете в ситуации, где вас поучают, в ситуации откровенных нападок, то стоит задуматься, а не играете ли вы роль Жертвы, тем самым провоцируя окружающих?

  • По какой причине вы позволяете нарушать свои границы?
  • Как вы ведете себя в социуме, что это дает право людям делать вам замечания и нападать на вас?
  • Какие элементы вашей демонстрации миру – тембр голоса, интонации, взгляд, осанка, походка – выдают в вас человека, на которого можно напасть или сделать замечание?
  • Как вы приглашаете к нападению? Ведь чаще всего поучают не всех, а тех, кто бессознательно готов это принять.
  •  

    В-третьих, сама по себе ситуация, где вам делают непрошенные замечания-указания, критикуют, выглядит как ролевая модель «Учитель-Ученик», «Родитель-Ребенок». Любая оценка вас и ваших действий в данном случае предполагает позицию «сверху», которую ваш собеседник захватил, самовольно назначив себя на роль вашего Учителя, Родителя, Судьи.

    Он-то захватил, его «причуда», но вы вправе эту его позицию просто Не поддерживать, не выбирать для себя роль Ученика-Ребенка.

    Как это сделать? Через внутренний настрой. Отнеситесь к таким проявлениям человека как к причуде, странности, игре одного Актера при пустом  Театре. Моим клиентам в ряде случаев помогает следующий прием:

    «Посмотрите на все отстраненно. Вот если бы человек перед вами объявил себя Наполеоном и сделал бы вам замечание: «Жак, почистите мундир, а то он у вас грязный. И вообще, вы гнусно скачите на лошади и совсем уж непотребно строите редут. Не позорьтесь, вам следует взять уроки строевой подготовки!». Приняли бы вы его слова всерьез? Думается, вряд ли. Удивились бы несуразности, нелепости сказанного вам – максимум. Но реакции эмоционального дискомфорта вы бы уж точно не испытали – не по адресу ведь указания, не по адресу:)



    Гришина Ольга
    Опубликовано на сайте: ,  618 просмотров
    Получить консультацию автора
    К автору уже обратились 119 человек с сайта
    Провела 14 онлайн консультаций на сайте
    Другие статьи автора:

    Комментарии

    Светлана Петрова
    Психолог, Дианалитик Психоаналитик - г. Новосибирск



    Гришина Ольга писал(а):
    В этом предписании вам вешают стыд и вину, в которых отчетливо слышны ноты превосходства: «Твоя плохость так бросается в глаза, что я сейчас же укажу тебе на это. Ты – неправильный, но я знаю, как тебя исправить: как тебе надо жить, реагировать, поступать»
    Согласна! Ольга спасибо за статью!
    №1 | 30 апреля 2017
    Ольга Самохвалова
    Психолог - г. Омск
    Гришина Ольга писал(а):
    если вы регулярно попадаете в ситуации, где вас поучают, в ситуации откровенных нападок, то стоит задуматься, а не играете ли вы роль Жертвы, тем самым провоцируя окружающих?
    Это очень похоже на игру «Пни меня!».
    Гришина Ольга писал(а):
    вы вправе эту его позицию просто Не поддерживать, не выбирать для себя роль Ученика-Ребенка.
    Выход всегда через осознание, а что же сейчас происходит, а что я сейчас делаю и зачем, «где я, кто я?»))))
    Спасибо! Почитала и сама ещё немного подлечилась))))
    №2 | 30 апреля 2017
    Екатерина Павлова
    Психолог, Онлайн-консультант - г. Кемерово
    Спасибо, очень актуальна мне сейчас ваша статья)
    №3 | 30 апреля 2017
    Журавлева Галина Вячеславовна
    Психолог, Семейный психолог - г. Калуга
    Спасибо! Актуальная тема!
    №4 | 30 апреля 2017
    Алексей Рыженков
    Психолог, Лайф-коуч - г. Калуга
    Спасибо, Ольга за замечательную статью!
    Гришина Ольга писал(а):
    такие «столкновения» при прочих равных условиях способны выбить вас из седла, надолго испортить настроение, порой довести до слез, заставить оправдываться, почувствовать стыд «со мной что-то не так»…
    Они и происходят для этого — такие события, — чтобы действительно «выбить из седла». Вернее вернуть к жизни из надуманной розовой реальности. Понять — «кто ты прямо сейчас и вообще на этой Земле».
    Ну и бывает немалый процент попадания критиков в наши действительно болевые места, которые мы не хотим исправлять. Благодарность заметившему, а не отторжение!
    №5 | 30 апреля 2017
    Путилин Олег Викторович
    Психолог, Семейный психолог - г. Москва
    Ольга, спасибо Вам за статью!
    №6 | 30 апреля 2017
    Милашина Ольга Георгиевна
    Психолог, Консультант - г. Новосибирск
    Спасибо, Ольга, очень интересная и полезная статья.
    №7 | 15 июля 2018
    Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
    Войти через:ВконтактеFacebook
    Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 88d12 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
    Справка по сайтуКонтакты
    наверх
    вниз