Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 28095 специалистов из 947 городов
Скрыть

Лечение синдрома дефицита внимания (СДВ)

Лечение синдрома дефицита внимания СДВ

 

Я продолжаю рассказывать о синдроме дефицита внимания (СДВ) и сегодня текст посвящен лечению СДВ. 

Другие части можно также прочитать в блоге: 

Первая часть https://www.b17.ru/article/79110/ 

Вторая часть https://www.b17.ru/article/79202/ 

Синдром дефицита внимания – медицинское заболевание, которое требует тщательной диагностики несколькими экспертами и внимательного лечения. К основным симптомам СДВ относят импульсивность, отвлекаемость и повышенную активность. Перед лечением необходимо проконсультироваться со специалистом, имеющим опыт работы с СДВ (а лучше – с несколькими). Важно убедиться, что диагноз поставлен правильно. Существует ряд симптомов, которые внешне похожи на СДВ, но имеют под собой другую причину или диагноз. Например, тревожное расстройство личности, диссоциативное расстройство, гипертиреоз и другие. 

 

Постановка диагноза и просвещение 

Сама постановка диагноза СДВ способна оказать терапевтический эффект и принести облегчение: наконец дано название тому состоянию, которое долгое время человек считал свойством характера или темперамента. 

«Представьте, например, что близорукий человек никогда не слышал о близорукости и годами считал нечеткое зрение и связанные с ним проблемы в учебе результатом стараний или моральной порочности. Можете вообразить, какое облегчение он почувствует, обнаружив, что есть такое состояние, как близорукость, и что оно никак не связано со стараниями и моралью, а просто это заболевание нервной системы? То же самое с синдромом дефицита внимания. Диагноз освобождает человека». 

 Эдвард Хэлловелл «Почему я отвлекаюсь»

После постановки диагноза следует как можно глубже изучить болезнь. О синдроме дефицита внимания публикуется все больше научной и научно-популярной литературы (особенно иностранных изданий). На данный момент обнаружено и описано множество форм и проявлений синдрома. Новые знания помогают понять свое прошлое, освободиться от груза вины за «слабые волевые качества» и научиться по-новому относиться к себе – с большим сочувствием, вниманием и принятием. 

У родителей возникают вопросы, что именно и в каком количестве рассказывать ребенку, страдающему СДВ. Единственно верного ответа не существует. Многие специалисты предлагают руководствоваться важным принципом – говорить правду. Самым простым и наиболее точным образом. Недостаток информации и тревога родителей создает у ребенка ощущение опасности и секретности и стимулирует развитие фантазий, которые часто оказываются в разы страшнее реального положения вещей. Родителям следует показать ребенку, что здесь нечего скрывать, стыдиться или бояться. 

Поначалу ребенок может стесняться своего диагноза и чувствовать себя некомфортно. Тем не менее, по опыту многих специалистов, чем раньше открыто прояснить все вопросы, тем быстрее ребенок примет свое состояние как элемент повседневной жизни. 

 

Информирование окружающих 

СДВ не приводит к полной утрате трудоспособности, но существенно влияет на повседневную жизнь: на работу, учебу, взаимоотношения. Если окружающие в курсе диагноза, им значительно проще принимать различные проявления человека, страдающего СДВ. 

Отношение учителя может заметно улучшиться, если он поймет, что ребенок отвлекает класс не с целью вывести из себя преподавателя, а потому, что имеет неврологическое заболевание. Учитель совместно с родителями и врачом могут составить план, каким образом улучшить условия обучения. Например, ребенок может самостоятельно выходить из класса на 5 минут и делать физические упражнения, когда чувствует, что больше не может усидеть на месте и начинает отвлекать других детей. 

Необходимо по возможности объяснить, что происходит, и одноклассникам ребенка. Дети замечают, если кому-то из ребят требуется особое отношение. В случае с синдромом, его обладатель сидит ближе всех к учителю, ему разрешено выходить из кабинета, когда он ощущает излишнее возбуждение или ему необходимо принять лекарство, и т.д. Гораздо лучше дать детям точное и простое объяснение, чем создавать слухи. Может также оказаться, что ваш ребенок – не единственный с СДВ в классе или что есть дети с другими формами нарушения обучаемости. Здесь также действует правило: чем раньше дети поймут, что собой представляет заболевание, тем раньше смогут принять его и лучше относиться к ребенку с СДВ. 

СДВ существует не в вакууме и влияет на семейные отношения и отношения в паре, ежедневно затрагивая каждого члена семьи. Повседневная жизнь в отношениях с человеком, который болен, может быть крайне нестабильной. Здоровому партнеру долгое время приходится брать все на себя, ощущая при этом отсутствие поддержки, внимания и заботы. Взрослому с СДВ трудно сосредоточить свое внимание не только на рабочих задачах, но и на другом человеке. Он все время отвлекается или ищет интенсивной стимуляции, которая позволит избежать скуки и поможет справиться с хаосом внутри. 

Понимание, что за поведением партнера стоит неврологическое заболевание, может серьезно улучшить отношения. Другому становится легче прощать «промахи» партнера и искать решения возникающих проблем. Тем не менее, диагноз – это объяснение возникающих трудностей, но не их оправдание. Больной должен нести ответственность за свои действия и поступки, а партнеру или другим членам семьи не следует ему потакать, постоянно и немедленно исправляя за него ошибки. 

Структурирование жизни 

Проблемы с самоорганизацией могут быть у каждого из нас. Однако человеку с СДВ они сильно усложняют жизнь, не давая ему в полной мере реализовать себя. Для того, чтобы компенсировать слабый внутренний контроль, рекомендуется создавать внешний порядок и структуру. Это позволяет больному не распыляться, не отклоняться от намеченных целей и придает направление его энергии. 

Под структурой подразумеваются различные инструменты, помогающие создать систему надежного внешнего контроля: списки, правила, напоминания, блокноты, ежедневники, системы документации, картотеки, доски объявлений, расписания, будильники и т.д.Некоторые специалисты рекомендуют создать систему паттернов – регулярных дел и задач. Допустим, понедельник – день похода в спортзал, утро воскресенья – уборка дома, каждая вторая среда месяца – семинар и т.д. С течением времени регулярные задачи укоренятся в подсознании и не будут требовать дополнительного планирования. Не придется каждый день размышлять и гадать, когда пойти в химчистку или оплатить счета. Это позволяет не тратить энергию и время на планирование однообразных задач и уменьшить стресс, связанный с наведением порядка в повседневной жизни. 

Систематизация жизни успокаивает человека с СДВ и питает его уверенность в собственных силах. Можно также договориться с кем-нибудь из друзей, коллег или родственников, чтобы они помогли создать устойчивую структуру, напоминали о важности следования ей или следили за принятием лекарств. Вы также можете экспериментировать с различными устройствами: некоторые дети во время выполнения домашних заданий ставят таймер, делают паузы и выполняют упражнения по частям. 

Родителям потребуется достаточно энергии и творчества, чтобы придумать, как помочь ребенку с СДВ. Но это необязательно делать это в одиночестве. Обсуждая с ребенком трудности и приглашая его к совместному поиску решений, родитель дает ребенку понять, что верит в его способности справляться с жизненными сложностями. Поддержка, умение видеть успехи ребенка и рассказывать ему о них – также играют большое значение. Для решения сложных школьных задач, возможно, стоит пригласить репетитора или тренера, чтобы оставаться для ребенка прежде всего родителем, а не инспектором, будильником или учителем. 

Тренинги и психотерапия 

Помимо проблем, связанных с самоорганизацией, отвлекаемостью и гиперактивностью, люди с СДВ могут иметь различные эмоциональные проблемы, также требующие должного внимания. До того, как человек узнает о своем заболевании, он, как правило, долгие годы сталкивается с непониманием со стороны окружающих, чувствует себя неспособным и неуспешным, переживает душевную боль и занимается самобичеванием. Многие из больных обращаются к различным специалистам, но так и не получают необходимую помощь и лечение. Ко времени постановки диагноза они утрачивают надежду, что их жизнь может поменяться в лучшую сторону. 

По этой причине врачи рекомендуют посещать психолога или психотерапевта. Также можно найти тренера – друга или коллегу, который знает об СДВ и готов каждый день уделять по 10-15 минут. Главная задача тренера – общаться с больным каждый день, оказывать ему эмоциональную поддержку и удерживать от возвращения к прокрастинации, негативному самовосприятию, неорганизованности и хаосу. 

Лекарственные средства 

В США для лечения СДВ как у детей, так и у взрослых используют две группы препаратов, которые одобрены FDA (агентством Министерства здравоохранения и социальных служб США): антидепрессанты и стимуляторы. В США синдром лечат в основном с помощью препаратов амфетаминового ряда. В нашей стране все производные амфетамина запрещены к использованию, поэтому в России врачи рекомендуют антидепрессанты, которые в других странах назначают во вторую очередь. 

Лекарственные препараты не являются панацеей и не могут излечить СДВ полностью. Тем не менее, при правильном применении они безвредны, способны значительно облегчить протекание синдрома и могут существенно улучшить качество жизни человека с СДВ (по результатам исследований, применение препаратов эффективно в 80% случаев). Медикаменты повышают способность мозга к продолжительному фокусированию на чем-то одном, уменьшают тревожность, фрустрацию, раздражительность, повышают устойчивость настроения. 

Прием медикаментов ни в коем случае не являются единственным лечением. Лекарственная терапия назначается после прохождения тщательной диагностики, совершается под строгим наблюдением лечащего врача и совмещается с другими средствами помощи: просвещением, созданием структуры, тренировкой, консультациями и психотерапией. 

Необходимо быть готовым к тому, что для подбора лекарства, необходимой дозы и верной схемы приема может понадобиться длительное время – недели или месяцы. Могут наблюдаться побочные эффекты, но положительный результат от лечения, как правило, превышает потенциальные минусы. Некоторые люди с недоверием относятся к лекарствам и воздерживаются от них, так как имеют ложные представления. Пациент имеет право отказаться от лекарственной терапии, но такое решение все же лучше принимать на базе научных фактов, а не на основе слухов и суеверий.

*** 

В заключение хочется сказать, что крайне важно помнить о положительных аспектах синдрома дефицита внимания. Дети и взрослые с СДВ имеют незаурядный интеллект и богатое воображение. Они полны энергии, обладают удивительной стойкостью духа и развитой интуицией. Увидеть за болезнью личность человека, его индивидуальность, способности и таланты, дать возможность им проявиться – одна из важнейших целей лечения.


Литературные источники

Хэлловэлл Э., Рэйти Дж. Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 368 с.

Этот текст впервые был опубликован на моем сайте: http://isaeva-psy.ru/blog/attention_deficit_disorder_part3 

 

 

Психолог - г. Санкт-Петербург
Опубликовано: , 2466 просмотров
Подписаться8
Подписаться8
Поделиться8СохранитьЕщё...

Комментарии

Волконская Наталья Владимировна
Психолог, Гипнотерапевт - г. Ростов-на-Дону
Спасибо, очень интересно и полезно.
№1 | 19 мая 2017
Дюсметова Римма Вафиевна
Психолог, Детский семейный гипнолог - г. Челябинск
Спасибо! Очень важная статья для родителей!
№2 | 19 мая 2017
Шипочёва Елена Викторовна
Врач-психотерапевт, Онлайн-психолог - г. Екатеринбург
Дети с СДВ - это будующие взрослые которые идут против системы, свободны в выражение себя. И именно они виновники прогресса.
№3 | 19 мая 2017
Гуслик Галина Борисовна
Психолог, Арт-терапевт - г. Кривой Рог (Украина)
Ангелина Николаевна, благодарю за популяризацию книги и актуализацию самой темы СДВ. Давно не дает покоя существующее положение вещей: дети в школе, по умолчанию, считаются здоровыми, а все проблемы с поведением и обучением есть результат плохого воспитания и недостаточного старания.
№4 | 19 мая 2017
Исаева Ангелина Николаевна
Психолог - г. Санкт-Петербург
№4 | Скворцова Елена Викторовна писал(а):
Дети с СДВ - это будующие взрослые которые идут против системы, свободны в выражение себя. И именно они виновники прогресса.

Здорово, что вы видите позитивные стороны) Главное, чтобы самооценка этих людей не пострадала в детстве от замечаний учителей, родителей и других взрослых.
№5 | 19 мая 2017
Исаева Ангелина Николаевна
Психолог - г. Санкт-Петербург
№5 | Гуслик Галина Борисовна писал(а):
Давно не дает покоя существующее положение вещей: дети в школе, по умолчанию, считаются здоровыми, а все проблемы с поведением и обучением есть результат плохого воспитания и недостаточного старания.

Со мной некоторые мамы делились тем, что учителя не принимают диагноз из-за его популярности. И поэтому, многие дети с истинным СДВ остаются без должного внимания и поддержки.
№6 | 19 мая 2017
Буркова Елена Викторовна
Психолог, Магистр психологических наук - г. Челябинск
Спасибо за статью! Есть как эффективные рекомендации, так и далёкие от истины. Например
в России врачи рекомендуют антидепрессанты
на практике я часто сталкиваюсь с тем, что, например при СДВГ врачи рекомендуют ноотропы (Пантогам, Энцефабол), если они не помогают, то психиатры назначают нейролептики. Научно доказано, что нейролептики очень негативно сказываются на развитии мозга, угнетают умственную деятельность, при длительном приеме приводят к резкому ухудшению состояния и другим побочным эффектам. Ничего они не лечат. По поводу антидепрессантов тоже не могу сказать ничего хорошего. Их можно рассматривать как временную помощь, но никак не пичкать этим детей постоянно, по сути превращая в наркоманов. Ноотропы могут приводить к ещё большему возбуждению. Эффективно помогают поведенческая терапия, ежедневное развитие мозга с помощью развивающих занятий.
№7 | 19 мая 2017
Исаева Ангелина Николаевна
Психолог - г. Санкт-Петербург
Елена Буркова, cпасибо за дополнения! Буду отвечать на ваш комментарий последовательно с ссылками на соответствующие источники, на которые я опиралась при написании статьи.

1) Действительно, когнитивно-поведенческая психотерапия, как и групповая, доказали свою эффективность в лечении СДВ [1, 2, 3]. Клиентам рассказывают об синдроме, о его проявлениях, учат понимать свои эмоции, систематизировать свою жизнь и справляться с «негативным» поведением (таким, например, как хроническая прокрастинация).

2) Можете, пожалуйста, рассказать о ежедневных развивающих занятиях для мозга или дать ссылки на статьи о них? Знаю, что физические упражнения увеличивают способность к концентрации и контролю [4], но о развивающих занятиях для лечения СДВ не читала.

3) В этой статье я указала те препараты (стимуляторы и антидепрессанты), которые имеют доказанную эффективность в лечение СДВ. Эффективность антидепрессантов также подтверждена, но, как показал мета-анализ 29 исследований, они работают хуже, чем стимуляторы. [5]

В России производные амфетаминного ряда запрещены и поэтому из доступного лекарственного лечения только антидепрессанты. Я не стала упоминать о ноотропах и нейролептиках, так как у них нет доказанной эффективности в лечении СДВ. К сожалению, не знаю, насколько часто именно их выписывают врачи.

И, как я уже писала, лечение СДВ препаратами не ограничивается, и одновременное лечение лекарствами и психотерапией гораздо эффективнее, чем только медикаментами. [6]

Литературные источники:

1. World Health Organization (2012). Pharmacological and nonpharmacological interventions for children with attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD). Geneva: WHO.

2. Philipsen A., Richter H., Peters J., et al. Structured group psychotherapy in adults with attention deficit hyperactivity disorder: results of an open multicentre study // J Nerv Ment Dis. 2007. № 195(12). P. 1013-9.

3. Weiss M., Murray C., Wasdell M., Greenfield B., Giles L., Hechtman L. A randomized controlled trial of CBT therapy for adults with ADHD with and without medication // BMC Psychiatry. 2012 № 5. 12:30 doi: 10.1186/1471-244X-12-30.

4. Archer D. The AHDH Advantage: What You Thought Was a Diagnosis May Be Your Greatest Strength. Hudson Street Press. 2016. 304 p.

5. Faraone S., Biederman J., Spencer T., Aleardi M. Comparing the Efficacy of Medications for ADHD Using Meta-analysis // Medscape General Medicine. 2006. № 8(4): 4.

6. Safren S., Otto M., Sprich S., Winett C., Wilens T., Biederman J. Cognitive-behavioral therapy for ADHD in medication-treated adults with continued symptoms // Behav Res Ther. 2005. № 43 (7). P. 831-42.
№8 | 19 мая 2017
Затрутина Алена Владимировна
Врач-психотерапевт - г. Абакан
Один из способов немедикаментозной коррекции при СДВ, СДВГ http://www.mindmachine.ru/forum/viewtopic.php?f=38&t=4726 - вполне можно расценить как гимнастику для мозга.
№9 | 20 мая 2017
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий a8dec Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз