Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 22373 специалиста из 830 городов
Скрыть

Леопард и бабуины

Сказка была написана по запросу родителей во время лекции. Заявленная проблема: ребенок беспокоится из-за внешности, точнее из-за отсуствия у него брендовой одежды.

Ощущать принадлежность к какой-либо группе для ребенка необходимо. Можно сказать, что в этот период ему важнее говорить «мы», нежели «я». Дело в том, что до 16 лет (а порой и дольше) как правило, еще не сформировалась самодостаточная личность. Поэтому тот, кто не входит в ту или иную группу, может чувствовать себя одиноким и лишним в этой жизни. Тем более что общение для подростка — ключевая движущая сила в жизни. Другое дело, что их симпатии могут озадачить взрослых. Между тем внешний вид — наиболее простой и понятный способ отличать «своих» от «чужих» – можно сказать даже, самый древний. К нему прибегают те, кто пока не способен организовывать группу по более устойчивым принципам, будь то увлечение музыкой или спортом. К сожалению, на этом этапе ребенок скорее не воспримет родительские увещевания, особенно если нет альтернативной группы сверстников нет. Поэтому для начала можно попробовать поколебать его уверенность в том, что насмешки справедливы. А затем — нацелить на поиск той компании, в которой он придется «ко двору». Поскольку наш герой увлекается спортом, для него может подойти следующая история.

«В жаркой саванне жил молодой леопард. Был он самым быстрым и сильным в округе. Не раз одолевал тех зверей, которые приходили помериться с ним. Однако победы радовали недолго: соперники уходили в свои края и оставался леопард один на много километров. Не с кем был поговорить о том, как ласково треплет ветер шерсть во время бега, как наливаются силой быстрые ноги и как здорово ощущать свою победу… И вот как-то шел наш герой по саванне и видит — впереди стадо бабуинов. Обрадовался он — еще бы, столько новых знакомых, обязательно найдет среди них тех, кто с удовольствием с ним пообщается. Радостно бросился он навстречу к бабуинам.

А обезьяны окружили его и рассмеялись. «Что это, – говорят, – у тебя за пятна на шкуре? И вообще она какого-то странного цвета! Узри же, ничтожество, как красивы мы: красные физиономии, глаза, спрятанные где-то в глубине, вихляющая походка. Полюбуйся, как красиво свалялась наша шерсть — не то что твоя, гладкая-блестящая». Расстроился леопард и пошел дальше своей дорогой. Шел он, пока не оказался в большой долине. Где, вместе с другими жителями саванны, резвились быстрые и сильные леопарды. Среди них были и те, с кем боролся наш герой. Они сразу узнали победителя и позвали его к себе. С тех пор и началась их дружба».

Советы рассказчикам

Строгих правил сложения сказок нет. При необходимости родители могут вводить своих персонажей. Главное — сохранить общую линию повествования, обозначив ту проблему, которая волнует ребенка. В первом случае это необходимость подчеркнуть особенности возраста таким образом, чтобы ребенок увидел себя со стороны. Во втором случае нам необходимо максимально подчеркнуть достоинства ребенка, причем именно те, о которых он хорошо осведомлен. При этом группа, которая отвергает мальчика, намеренно выступает не в самом лучшем свете — это может показаться излишним. Однако «цветовая градация штанов» – не самый лучший показатель для разделения «своих» и «чужих». Такие группы редко бывают устойчивыми. А значит, и невозможность общаться с теми, у кого нет общих интересов, сложно назвать большой потерей для мальчика.

Независимо от того, используете ли вы авторскую сказку или сочиняете экспромтом свою, помните о подготовке слушателя. Самая замечательная история, рассказанная впопыхах, во время спора или, тем более, ссоры, окажется пустым сотрясением воздуха. Так что не зря во все времена сказки рассказывались вечерами, когда слушателям уже не было нужды отвлекаться на что-либо. Но и в современных условиях можно создать подобную атмосферу дома — хотя бы ненадолго. Или, как вариант, устройте «сказочное» воспитание во время выезда на природу, уже после того, как дети вдоволь нарезвятся.

Еще лучше, если рассказ или чтение сказки будет сопровождаться ее обсуждением. И в этом случае не важно, что именно говорит ребенок. Если он бросил хотя бы одну реплику в ответ на услышанную от вас историю, значит, сказка нашла отклик в душе. Если же разворачивается бурная дискуссия — вы попали в точку. Может быть, слушатель будет не согласен с вами. Но услышанная история все равно даст повод к размышлению, а значит — и возможность сделать собственные выводы. А это, пожалуй, самое лучшее, что может дать родитель.

Кедрин Андрей Викторович
Опубликовано на сайте: ,  60 просмотров
Получить консультацию автора
Психолог — г. Абакан
Другие статьи автора:

Комментарии

Бондаренко Татьяна Алексеевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Красногорск
Благодарю за хорошую терапевтическую сказку
№1 | 16 сентября 2017
Волкова Олеся Владимировна
Психолог - г. Красноярск
Классная сказка) прочла с удовольствием и беру как метафору с позволения автора)
№2 | 19 сентября 2017
Кедрин Андрей Викторович
Психолог - г. Абакан
Волкова Олеся Владимировна, да конечно, пожалуйста :)
№3 | 19 сентября 2017
Волкова Олеся Владимировна
Психолог - г. Красноярск
Кедрин Андрей Викторович, спасибо!
№4 | 19 сентября 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов d3bbd Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз