Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 25471 специалист из 897 городов
Скрыть

Профориентация: что это и зачем это нужно?

От автора: Посвящается школьным психологам (в первую очередь начинающим) и родителям подростков, юношей и девушек, стоящих на пути выбора профессии. Надеюсь, что школьные психологи найдут данную статью полезной в понимании того, что же все-таки делать с детьми в условиях массовой школы в рамках профориентации, а родителям более грамотно помочь своему ребенку определиться с выбором профессии.

Современный мир профессий огромен, разнообразен, а также расширяется и изменяется год от года. В связи с этим в данных условиях существует необходимость правильного, объективного, обоснованного и в данный момент времени нужного обществу выбора профессии.

Для подростка сам по себе выбор профессии, подходящей для него, не из легких, т.к. он определяет, по сути, их дальнейшую жизнь и является стрессовым.
Данная ситуация обусловлена еще и тем, что родители требуют от собственного ребенка согласия учиться и работать по той профессии, которую они для него выбрали (есть связи при трудоустройстве, «денежность» профессии и т.д.).

При этом родители чаще всего не учитывают способности, личностные качества ребенка в подавляющем количестве случаев. Например, родители говорят «Пойдешь учиться на бухгалтера, потому что я так сказал/сказала», тем самым снижая собственную тревогу за будущее своего ребенка, не вверяя ответственность за выбор профессии самому ребенку. Таким образом, это своеобразная пилюля для научения жизни своего уже выросшего дитяти, пусть и не всегда верная.

Помимо всего перечисленного выше, у подростков отсутствуют необходимые знания о содержании труда профессий, присутствуют трудности при оценке своих личностных качеств и их сопоставлении с требованиями профессии к человеку, отсутствие (или как непосильная задача для большинства) разумного построения своего трудового пути.

Как правило, дети не стремятся сделать свои личные профессиональные планы достаточно обоснованными. Как следствие, смены профессий, отсутствие интереса к труду, отсутствие веры в свои силы и возможности… В связи с этим выбор профессии для некоторых людей может стать своеобразной драмой, в некоторых случаях приводящей к суициду.

Школа в своей основной массе заинтересована в успешной сдаче выпускных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ). Школьные психологи, начинающие и единственный на школу в 1000-1500 учеников, не всегда верно простраивают систему работы в направлении профессиональной ориентации или просто не уделяют данной работе должного внимания и времени.

Что же такое профориентация?

Начнем с того, что профессиональная ориентация (профориентация) широко разрабатывается в области психологии труда, не смотря на то, что является основным направлением деятельности школьного психолога.

Степанов В.Г. В книге «Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии» пишет: «Коротко профессиональная ориентация определяется как система мероприятий по ознакомлению молодежи и взрослых с миром профессий». А дальше отмечает следующие цели профессиональной ориентации: «1) обеспечение социальных гарантий свободного выбора профессии, формы трудовой занятости и путей реализации личности в условиях рыночных отношений; 2) достижение согласованности и сбалансированности между профессиональными интересами, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; 3) эффективное прогнозирование профессиональной успешности в выбираемой сфере трудовой деятельности; 4) содействие непрерывному росту профессионального мастерства личности как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным общественным положением, реализации индивидуальных возможностей, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния».

Как Вы смогли отметить, профориентационная работа осуществляется не только с детьми, а еще и со взрослыми. Это связно с тем, что многие взрослые по определенным причинам решили сменить профессию. Например, это может быть связано с социально-экономической ситуацией в регионе или стране в целом, уже имеющаяся профессия не устраивает личностно, морально или экономически. А может просто была получена по настоянию родителей или «за компанию» с друзьями... И вот диплом лежит перед родителями... Друзей их выбор устраивает... И... опять все сначала... Идем к направлениям профориентационной работы.

Основными направлениями профориентационной работы являются профессиональное информирование, профессиональные пробы, профессиональные консультации, профессиональный отбор, профессиональный подбор, социально-профессиональный подбор.

Есть еще такое направление профориентационной работы как профессиональное просвещение. Оно как раз и положено в основу данной статьи. )))

Из методов, применяемых в профориентационной работы можно назвать информирование, диагностику (как психологическую, так и медицинскую), совокупность педагогических методов.

Одним из методов по изучению профессий в психологии труда является профессиограмма – обобщенное описание требований определенной профессии к человеку, как носителю конкретной профессии, включающая профессионально важные качества. В профессиограмме отмечаются несколько крупных блоков проблем: социально-экономический, технологические характеристики, медико-физиологические и санитарные характеристики, психофизиологические характеристики. Частью профессиограммы является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности профессионала конкретного профиля, к его психофизиологическим качествам, которые обеспечивают успешное овладение конкретной профессией.

Исходя из вышесказанного профессиональная информация нацелена на передачу и усвоение научно обоснованного опыта о трудовой деятельности человека. Профессиональное просвещение направлено на сообщение знаний о всевозможных профессиях. Это может осуществляться через лекции, беседы, диспуты, выступления по радио, телевидению, в массовой печати.

Одной из важных направлений профориентации в школе – это профессиональные пробы (пробы сил). Это своеобразная проверка собственных сил, которая моделирует определенный вид профессиональной деятельности и способствует осознанному и обоснованному выбору профессии. Его можно воспринимать как определенную проверку или испытание подростком самого себя в определенной профессии и с последующей рефлексией результатов.

Профконсультирование (или профессиональное консультирование) – это вид помощи в выборе профессии, направленный на согласование собственных физических, психологических возможностей, способностей и потребностей клиента с интересами рынка труда с учетом медицинских требований к профессии, списком профессионально важных качеств для данной профессии, с учетом противопоказаний. Профконсультирование может применяться совместно с другими направлениями и методами работы.

Диагностика в данном случае может применяться как для профориентации, так для профотбора. В чем заключается смысл психодиагностки при профориентационной работе? Ее целью становится выяснить личностные качества, способности человека, количественно их измерив. А именно темперамент, коммуникативные и организаторские способности, уровень эмпатии, особенности внимания, мышления, мотивы выбора профессии, и т.д. А также исследуются профессиональные интересы, склонности, расположенность к тому или иному типу профессий и т.д. Предназначена в данном случае для выбора более подходящей данному человеку профессии.

Нужно понимать, что диагностика и профконсультирование будут неразрывно связаны. Диагностика помогает лучше понять себя, а беседа в процессе консультирования что-то разъяснить, выяснить, уточнить и понять для себя.

Профессиональный отбор и профессиональный подбор, имея некоторую схожесть, отличаются.

Профессиональный отбор включает в себя определенную систему мероприятий, позволяющих определять пригодность человека к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Различают относительные и абсолютные специальности. Относительными может овладеть каждый человек. Абсолютные специальности предъявляют особые, более высокие требования к психофизиологическим качествам человека, и поэтому они не всем доступны. Именно к абсолютным специальностям особенно необходимо определять пригодность человека. Примеры абсолютных специальностей - работа летчиков, космонавтов, подводников, водителей автомобилей и других наземных транспортных средств, операторов сложных систем управления.

Задачей профессионального подбора служит выявление лиц, которые по своим индивидуальным особенностям наиболее соответствуют отдельным видам той или иной деятельности в рамках конкретной специальности.

Определение пригодности человека к деятельности водителя при поступлении в автошколу является профотбором, а определение пригодности к работе водителем автобуса, таксомотора, грузового автомобиля при работе на маршрутах большой протяженности или испытателем новых автомобилей - профподбором.

 

Мероприятия по профориентации

Коротко профориентационную работу можно выразить в следующей схеме:

Профориентация что это и зачем это нужно

Психологами и педагогами внутри школы обычно используются следующие формы и методы центрирования внимания подростков на проблеме выбора:

  • индивидуальные беседы-консультации (с применением активизирующих вопросов, совместных технологий по анализу ситуаций самоопределения и т.п.);
  • тренинги;
  • профориентационные игры и упражнения;
  • специально организованные дискуссии;
  • активизирующие опросники (со специальными вопросами, провоцирующими на размышления о сложных ценностно-смысловых аспектах самоопределения);
  • совместное с классом рассмотрение задач-ситуаций профессионального и личностного самоопределения;
  • использование собственных примеров преподавателя (часто такие примеры могут оказаться довольно интересными и убедительными для школьников);
  • организованные экскурсии на предприятия;
  • и др.

Это основные понятия и мероприятия профориентационной работы. Ошибки при выборе профессии и как их избежать рассмотрим в следующей статье. А также в ней увидите советы родителям о том, как помочь своему ребенку выбрать профессию.

При работе с детьми в рамках профориентации нужно помнить, что подростку необходимо дать не менее трех вариантов подходящих для него профессий, а окончательный выбор делать ему самому.
Родителям следует задуматься о том, может ли получится так, что Ваш ребенок, закончив вуз и получив специальность по вашему настоянию, придет, положив диплом перед Вами, со словами «Я отучился и получил диплом для Вас мои дорогие и любимые родители. Довольны? Теперь пойду учиться для себя»? Как Вам? Нравится? Того ли Вы желаете своему ребенку? Действительно ли он «звезда» в той области, в которой Вы хотите, чтобы он учился и работал? А что у него получается и дается лучше всего? А что хуже? Объективно. Не обвиняя. Сделать вывод. Принять выбор ребенка. Да, возможно, после первого года обучения ребенок сменит специальность, поняв, что это не его.
Хотелось бы отметить следующие книги по проблеме профориентации, которые могут быть интересны специалистам и родителям:
  • Аркадьев А.А. Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А. Аркадьев  – Минск: Совр.шк., 2008. – 272 с.
  • Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
  • Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / Авт.коллектив: С.О. Кропивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало, Н.В. Парамонова, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  • Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: учебно-практическое пособие / под ред. А.Я. Кибанова. – Москва: проспект, 2012. – 56 с.
  • Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника: Практическое пособие / Авт.-сост. В.В. Онишина. – М.: АРКТИ, 2008. – 152 с. (Школьное образование).
  • Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  • Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 167 с.
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 208 с., ил.
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. – 8-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 208 с., ил.
  • Степанов В.Г. Профориентация. Функциональная ассиметрия мозга и выбор профессии: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2008. – 447 с. – (Gaudeamus).
  • Фопель К. На пороге взрослой жизни. Цели и ценности. Школа и учеба. Работа и досуг / М.: Генезис, 2008, 208 с.
  • Фопель К. На пороге взрослой жизни. Личность. Способности и сильные стороны. Отношение к телу / М.: Генезис, 2008, 216 с.
  • Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами / К. Фопель, М.: Генезис, - 2008, - 176 с.
  • Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занятий: метод. Пособие. – 2-е изд., стереотипное – М.: Глобус, 2007. – 155 с. – (Психологический практикум).
  • Шеховцова Л., Шеховцов О. психологическое сопровождение выбора профессии в школе: Учебное пособие. – СПб.: ООО Издательство «Северо-Запад»; Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 20069. – 176 с.
  • "Я и профессия". Арт-альбомы для семейного консультирования" / Под ред. Кирюшина Е.А., - Издательство: Генезис, 2016

     

     

 Если статья Вам понравилась, то говорите сердечное "спасибо" и воспользуйтесь возможностью поделиться ею в социальных сетях.

Благодарю за комментарии, которым очень рада.

 

Александра Игоревна Пикаревская
Опубликовано на сайте: ,  1595 просмотров
Получить консультацию автора
Психолог, Консультант Конфликтолог — г. Мыски
Другие статьи автора:

Комментарии

Бочаров Сергей Иванович
Психолог, Skype-консульнтант - г. Ростов-на-Дону
Полезная статья! Спасибо!
№1 | 25 октября 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов f9f1c Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз