Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27696 специалистов из 937 городов
Скрыть

Как психологическая культура мамы влияет на психическое развитие младенца

Как психологическая культура мамы влияет на психическое развитие младенца

Качество взаимодействия родителя и ребенка – один из факторов эффективности психического развития ребенка.

В младенчестве (от рождения до 1 года) качество отношений мамы и ребенка имеет большое значение, как для текущего, так и для всего последующего психического развития ребенка.

Поэтому уровень психологической культуры матери в этот период развития играет важную роль.

Психологическая культура матери это одна из граней психологической культуры личности женщины, включающая в себя те компетенции, умения, свойства личности, ценностные ориентации, которые позволяют матери эффективно взаимодействовать со своим ребенком. Психологическая культура мамы обеспечивает оптимальные условия для психического развития ребенка, помогает осознанно и осмысленно подходить к своему материнству,  позволяет испытывать чувство удовлетворенности от собственного материнства и способствует саморазвитию и самосовершенствованию матери.

Диагностика психического развития детей и уровня психологической культуры их матерей выявляет следующие интересные особенности.

Дети матерей с низким уровнем психологической культуры чаще всего обнаруживают средний или низкий уровень показателей психического развития.

Это говорит о том, что ребенок испытывает дефицит общения со взрослым. Мама неправильно или неумело организует процесс взаимодействия с ребенком, в результате чего тормозится психическое развитие младенца.

Дети матерей с высоким уровнем психологической культуры чаще всего имеют высокий уровень психического развития. У них богатый опыт эмоционального общения со взрослым. Мама грамотно выстраивает процесс психического развития ребенка, создает адекватную возрасту ребенка стимульную среду, эффективно организует совместную деятельность и общение.

Уровень саморегуляции определяет умение матери контролировать свое поведение, регулировать свои  эмоциональные состояния.

Дети матерей с хорошими навыками саморегуляции свободно проявляют инициативу, без опасения общаются со взрослым, обнаруживают адекватную своему возрасту реакцию на похвалу и порицание. Основной интерес они сосредотачивают на действиях с предметами, активно привлекая к сотрудничеству взрослого. Такое поведение ребенка свидетельствует о его эмоциональном благополучии и психологической безопасности, которые обеспечивает ему мама.

Если умения саморегуляции недостаточно развиты, и мама плохо контролирует свои эмоции и поведение,  это, безусловно, отражается  на ее психологическом состоянии, а соответственно и на психологическом благополучии младенца. Эмоционально-положительный фон общения – главное условие для нормального протекания всех психических процессов ребенка.

Если мать, в силу отсутствия навыков саморегуляции не может обеспечить ребенку стабильное эмоционально-положительное общение, это тормозит развитие познавательных процессов, может формировать небезопасную привязанность, и, в конечном счете, отражается на уровне развития психики в целом.

Умение конструктивно организовать деятельность и общение позволяет матери эффективно, с учетом своих личностных особенностей, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка организовать процесс взаимодействия с ним.

Деятельность детей, чьи матери обнаруживают высокий уровень данного умения,  характеризуется разнообразием действий. Дети уверенно действуют с игрушками, поглощены деятельностью, проявляют настойчивость, сосредоточены на предмете, оживленно манипулируют, сопровождают действия радостным лепетом. Они охотно откликаются на любые обращения взрослого, пытаются подражать его действиям, проявляют интерес, радость и удовольствие от общения, используют различные средства общения.

У детей, матери которых имеют низкий уровень вышеуказанного умения, развитие манипуляции с предметами однообразны, малочисленны, редко сопровождаются положительными эмоциями и лепетом. Интерес ребенка к предметам быстро иссякает, настойчивость в стремлении завладеть отдаленным или упавшим пред­метом невысока. Дети часто отвлекаются или игнорируют обращения взрослого. Их коммуникативные средства бедны, однообразны. Дети предпочитают одиночную деятельность с предметами. Это говорит о том, что мама либо неумело, либо недостаточно общается с ребенком, вследствие чего задер­живается предречевое и личностное развитие младенца.

Повышая уровень своей психологической культуры, читая литературу, посещая семинары для родителей, консультируясь с психологом, мама анализирует свой стиль общения с ребенком, изучает свое поведение и эмоциональные переживания, а затем на основе этого делает выводы о том, что необходимо изменить, улучшить, дополнить, для того чтобы взаимодействие с ребенком было более эффективным.

Психолог, Семейный психолог Нейропсихолог - г. Верхняя Пышма
Опубликовано: , 194 просмотра
К автору уже обратились 16 человек с сайта
Подписаться8
Подписаться8
Поделиться1СохранитьЕщё...

Комментарии

Очень доступная и понятная статья! Спасибо! А что делать, если у матери низкий уровень психологической культуры? и если, в том числе именно по этой причине, не собирается его повышать?
№1 | 30 октября 2017
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 48c7f Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз