Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27021 специалист из 923 городов
Скрыть

Кризис дезадаптации мозговых структур, принимаемый за возрастной кризис

От автора: Так называемые возрастные кризисы 3 и 7 лет - это больше неврологическая проблема, связанная с неравномерным развитием мозговых структур, чем с разрушением привычной социальной ситуации. Поэтому в эти кризисные периоды (они могут появиться не только в 3 и 7 лет, а и в 2, и в 5, 6 лет) желательны не только психологическая помощь, но и обследование, наблюдение, а при необходимости и лечение у детского невролога.

Кризис дезадаптации мозговых структур принимаемый за возрастной кризис

Детским психологам и психотерапевтам, работающим над преодолением различных негативных проявлений минимальных мозговых дисфункций (МДМ) у детей дошкольного возраста, часто приходится консультировать родителей, которые жалуются, что поведение их детей похоже на один нескончаемый кризис. Пытаясь разобраться, в чем же дело, родители начинают ходить по разным специалистам, чтобы понять действительную природу дезадаптации ребенка.

Другие родители, наоборот, бывают озабочены тем, что у их детей не было никаких возрастных кризисов и начинают беспокоиться о том, что гармоничное развитие их детей до 6 лет может потом, в подростковом возрасте, привести к какому-нибудь «суперкризису», раз они не «переболели» возрастными кризисами младшего возраста. На самом деле, то, что т.н. возрастные кризисы – это не норма, доказывают развитие и поведение детей, которые благополучно проживают детство без всяких возрастных кризисов.

В начале 30-х годов прошлого столетия периодические кризисы дезадаптации у детей были названы известным ученым Л. С. Выготским возрастными кризисами, через которые должен проходить каждый ребенок. Возрастные кризисы были описаны ученым в соответствии с выделенными им стадиями развития ребенка: 0 – 1 год, 1 – 3 года, 3 – 7 лет. Несмотря на то что такие известные ученые-психологи, как Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, в последующие годы признали, что возрастные кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка, что здоровые дети при разумно управляемом воспитательном процессе обходятся без проявлений возрастного кризиса, к сожалению, до настоящего времени в отечественной психологии возрастные кризисы многими традиционно признаются нормой.

Это, на наш взгляд, возможно, связано тем, что большинство клинических психологов, детских психологов и нейропсихологов сталкиваются в силу специфики своей работы не со здоровыми детьми, а с детьми с МДМ. Кроме того, они традиционно воспринимают дезадаптационные кризисы в качестве возрастной нормы и часто как результат средовых воздействий, а не как неврологическую проблему срыва компенсаторных, адаптационных механизмов мозга, ЦНС, связанных с проблемой нарушения морфофункциональной возможности мозга при возможном влиянии и средовых факторов.

Л.С. Выготский объяснял понятие возрастных кризисов тем, что онтогенез является регулярным процессом смены стабильных и критических возрастов, понимая развитие ребенка как дискретное, революционное, а не эволюционное и непрерывное. Возрастной кризис как необходимый переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст, обусловливается, по Л.С. Выготскому, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновения другой.

Как отмечают многие исследователи, пики кризисов дезадаптации, в том числе проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, нередко приходятся примерно на 3 года и 6 лет. Это связано, по всей вероятности, не столько с проблемой разрушения социальной ситуации развития предыдущего периода, как считал Л.С. Выготский, а с невозможностью разрешения задач следующего этапа развития по причине неравномерного развития мозговых структур.

Неспособность мозга, в целом ЦНС справляться с новыми требованиями к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок объясняется, как показывает многолетний опыт, срывом компенсаторных механизмов мозговых структур по причине полученных ребенком минимальных родовых повреждений, которые проявляются у детей до 7 лет разными синдромами и в разной интенсивности.

 

 

Дюсметова Римма Вафиевна
Опубликовано на сайте: ,  287 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 45 человек с сайта
Провела 4 онлайн консультации на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Баена Марина Евгеньевна
Психолог, Консультант - г. Комсомольск-на-Амуре
Спасибо, полезно!
№1 | 25 декабря 2017
Ковалев Игорь Анатольевич
Врач-психотерапевт - г. Владивосток
возможно
№2 | 25 декабря 2017
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Интересный взгляд на возрастные изменения. Развитие ребенка действительно носит дискретный характер: накапливаются новообразования с последующей ассимиляцией через кризис. Что как бы выводин на новый уровень. Статистически такого варианта больше, чем эволюционно постепенного накопления новообразований без кризиса.
Спасибо за интересную статью!
№3 | 25 декабря 2017
Дюсметова Римма Вафиевна
Психолог, Детский семейный гипнолог - г. Челябинск

Алексей, ну, если по статистическим данным до 90% детей рождаются с теми или иными родовыми травмами (пренатальные, натальные, постнатальные) разной тяжести от легких (ММД), о тяжёлых (ДЦП разной степени тяжести), то уж точно больше 50% детей должны иметь дезадаптационные кризисы. То есть именно отдаленные последствия органических проблем дают столько трудностей в обучении. Но это больше проблема неврологическая. Спасибо за отзыв!)
№4 | 25 декабря 2017
Дюсметова Римма Вафиевна
Психолог, Детский семейный гипнолог - г. Челябинск
Игорь, спасибо!)
№5 | 25 декабря 2017
Дюсметова Римма Вафиевна
Психолог, Детский семейный гипнолог - г. Челябинск
Марина, спасибо за отзыв! )
№6 | 25 декабря 2017
Дюсметова Римма Вафиевна
Психолог, Детский семейный гипнолог - г. Челябинск
Ирина, я тоже благодарна Вам за отзыв! )
№7 | 25 декабря 2017
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Дюсметова Римма, безусловно! Перианальные травмы сильно сказываются.
А как отличить: травма приводит к кризису или естественный процесс развития?
80 лет назад травм было меньше? Но кризисы были.
Мне кажется причинно-следственная связь не прямая, много опосредующих факторов. Выделить "чистые" причины сложно.
№8 | 25 декабря 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 05180 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз