Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 26144 специалиста из 905 городов
Скрыть

Мысли-вирусы или чему не стоит учиться у клиентов

От автора: В предыдущей статье "Чему могут научить клиенты?" был сделан акцент на том хорошем, чему можно научиться у клиентов. Данная публикация посвящена вопросам того, где и в чем нужно держать руку на пульсе при общении с клиентами.

Мысли вирусы или чему не стоит учиться у клиентов

Философы оказывают вредное влияние на своих слушателей, ибо душа человеческая в большинстве случаев неспособна извлечь пользу из тех поучений, которые, если не сеют блага, то сеют зло.

Аристон

Помню, как меня в свое время потрясла история про одноклассника. Он устроился работать психологом после окончания вуза. В то время я еще особо не помышлял заниматься аналогичной деятельностью, так как заканчивал технический университет. Из подробностей того, чем занимался одноклассник, было известно только, что его клиентами были люди, склонные к суициду, либо совершавшие подобные попытки. Дела у него, по рассказам знакомых, шли превосходно: вскоре он купил квартиру в новом доме, сделал там ремонт и даже успел переехать. И это всего через год с небольшим после окончания института.

Однако понятие «дела идут хорошо», похоже, нередко связывается с материальной стороной жизни. Как гром среди ясного неба для всех явилась новость о том, что он покончил с собой. Никто не мог поверить в такое. О причинах этого поступка толком ничего не известно до сих пор, хотя с того момента прошло уже добрых полтора десятка лет. Основная версия случившегося – проблема во взаимоотношениях.

На мой взгляд, нет особого смысла анализировать причины, по которым это произошло. Другой вопрос заключается в том, что человек, даже будучи психологом, каким-то образом усвоил и реализовал модель поведения своих клиентов, от которой сам стремился их избавить.

Много сказано о влиянии окружения на нас. Психолог – обычный человек, и неотъемлемой частью его окружения являются люди с не самыми экологичными установками, убеждениями и моделями поведения. Историю выше я привел, безусловно, не с целью напугать кого-то, а как раз в доказательство этой особенности человеческого восприятия окружающих.

Мы все друг у друга чему-то учимся, когда находимся рядом и взаимодействуем. Однако далеко не все стоит принимать на веру. Некоторые мысли подобны вирусам. Проникнув достаточно глубоко, до уровня убеждений и ценностей, они могут нанести не меньший вред, чем настоящие вирусы.

Как понять, что какая-то мысль или установка может повлиять на нас?

Подверженность негативным влияниям связана с сильными отрицательными эмоциями. Если мы понимаем, что нечто в другом человеке раздражает нас и выводит из равновесия, причем совершенно бесконтрольно, то есть опасность, что мы «примем подарок». Мне очень нравится притча на данную тему.

Жил-был старый мудрый самурай. У него была группа учеников и он обучал их жизненной мудрости. Однажды во время занятий к нему зашел молодой воин, прославившийся своей неучтивостью и жестокостью.

Его излюбленной тактикой был прием провокации: он оскорблял противника, тот выходил из себя, принимал вызов, но в ярости совершал одну ошибку за другой и проигрывал бой.

Так случилось и на этот раз: воин выкрикнул несколько оскорблений и стал наблюдать за реакцией самурая. Но тот невозмутимо продолжал вести занятие. Так повторилось несколько раз. Когда самурай никак не отреагировал и в третий раз, боец в раздражении ушел прочь.

Ученики внимательно и с интересом наблюдали за всем процессом. После ухода бойца один из них не выдержал:
- Учитель, зачем вы терпели его нападки? Нужно было вызвать его на бой!

Мудрый самурай ответил:
- Когда вам приносят подарок и вы не принимаете его, кому он принадлежит?
- Своему прежнему хозяину, – ответили ученики.
- То же касается зависти, ненависти и оскорблений. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принёс.

Что касается терапевтического процесса, то если психолог замечает за собой признаки «принятия подарка» или что какая-то тема выводит его из равновесия, то лучше будет прекратить терапию и продолжать работу только после проработки внезапно всплывшего вопроса.

Можно пойти еще дальше и с уверенностью заявить, что профилактика подобных мыслей-вирусов, полученных от клиентов, нужна на постоянной основе. Практически любое общение с клиентами приводит к переосмыслению опыта, изменению каких-то убеждений или даже появлению новых ценностей взамен старых. Каждый человек, пришедший в нашу жизнь, меняет ее в какой-то степени. И если в результате консультации терапевт вошел в раппорт с клиентом настолько, что тоже стал говорить и думать «Все это бессмысленно!», «Действительно, как хочется взять вот так все и бросить!..», то стоит взять небольшой тайм-аут и задуматься.

Полезно отвлечься и сравнить самого себя до консультации и после. Задать себе вопросы: «Как я изменился после консультации?», «Какой новый опыт приобрел?». Если для клиента терапевт все эти моменты постоянно фиксирует, причем в письменном виде, то собственные изменения зачастую остаются за кадром. Ошибочно будет полагать, что терапия изменяет только клиента, это двусторонний процесс. Другим неотъемлемым ее моментом является раппорт, который необходим не только для понимания, но и как фундамент для любых изменений. Обратной стороной раппорта может стать подобный обмен дарами в виде мыслей-вирусов. Вспоминается анекдот.

Едет мужик на своей машине в соседний город. Видит на обочине
голосующего молодого человека с дипломатом в руке. Останавливается.
Молодой человек:

– До города не подвезете?

– Садись…

Парень садится на переднее сиденье. Едут некоторое время молча.
Тут парень говорит:

– А можно мне порулить немного?

Видя растерянность водителя, добавляет:

– Да не, у меня свой руль есть, – открывает свой дипломат и показывает
водителю руль от легкового автомобиля.

– Ну,... порули..., – удивленно разрешает водитель.

Обрадованный пассажир достает свой руль, приставляет его со своей
стороны к приборной доске и начинает увлеченно рулить:

– Бж-жж-жж, дыр-дыр-дыр, гр-рр-рр…

Через некоторое время, проезжая мимо поста ГИБДД, увидели стоящего
на обочине инспектора с жезлом. Вдруг пассажир с диким воплем: «Ах ты мент поганый!!!...» начал бешено вращать свой руль по направлению инспектора ГИБДД. Водитель, увидев это и испугавшись, что пассажир его задавит, судорожно начинает выворачивать свой руль
в противоположную сторону...

Машина, понятное дело, вылетает с дороги и разбивается вдребезги...
...Из кучи металлолома возле дороги вылезают водитель и пассажир,
отделавшиеся легким испугом, без единой царапины. Бывший водитель
с ошалелыми глазами держит в руках единственное, что осталось целым
от его автомобиля – руль. Пассажир, невозмутимо покопавшись в останках
машины, выуживает свой руль, кладет его в свой дипломат и говорит:

– Ну вот! И меня вчера также накололи...

Резюмируя основные идеи статьи, хочется сказать еще несколько слов про то, как же удержаться от соблазна принять подарок или повернуть руль в неправильном направлении. Это возможно при условии сохранения позиции эксперта или наблюдателя. Находясь в ней, мы занимаемся описанием опыта и ситуаций отстраненно, не включая эмоции. В раппорте, безусловно, полностью отключить эмоции не получится, поэтому процесс возвращения себя в позицию наблюдателя подобен тому, как Мюнхгаузен вытаскивал себя из болота. Это весьма непростой навык, но он просто необходим в инструментарии любого психолога или психотерапевта.

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

 

Другие мои статьи:

 

 

 Еще более 100 статей

 

 

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Опубликовано на сайте: ,  810 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 52 человека с сайта
Провел 125 онлайн консультаций на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Цой Ия Сергеевна
Психолог, Консультант - г. Долгопрудный
Да, клиенты заражают. И не так просто от этого абстрагироваться.
№1 | 18 февраля 2015
Удалено автором комментария
Копейченко Лилия Михайловна
Психолог, Онлайн консультант - г. Харьков (Украина)
Для дезинфекции, укрепления иммунитета и профилактики вирусов личные часы психотерапии и суппервизии для психотерапевтов в помощь.
№3 | 18 февраля 2015
Карпухина Алла Александровна
Психолог, Семейный психолог - г. Чехов
Спасибо за статью, Дмитрий Дмитриевич! Будем дезинфицировать свои души и головы личной психотерапией. Хорошо, что рядом есть коллеги, которые всегда готовы откликнуться, а мы по необходимости приходим на помощь им!
№4 | 18 февраля 2015
Петрунникова Раиса Владимировна
Психолог - г. Минск (Беларусь)
По статистике ВОЗ суицидальный риск среди профессий - психиатр на пятом месте.
Важно не позволить разрушающему запечатлению глубоко пустить корни в душу.
Что касается рода занятости, то любая профессия оставляет свой профессиональный отпечаток. Поэтому не сложно отличить педагога от врача или торгового работника.
№5 | 18 февраля 2015
Поникарчук Оксана Сергеевна
Психолог, Медицинский психолог - г. Евпатория
Спасибо за статью, Дмитрий Дмитриевич! Всегда читаю Ваши статьи с удовольствием и приходят они ко мне очень вовремя! Если у психолога что-то "откликается" в работе с клиентом, без сомнения, это заслуживает внимания и своевременной проработки. "Одевать на себя тапочки клиента" (фраза одной моей коллеги-психолога) необходимо! Но главное, их своевременно СНЯТЬ! И ноги вымыть! Балинтовские группы, как вариант! Заземление! Что еще? Кто, что добавит?
№6 | 18 февраля 2015
Александр Молярук
Психолог, Доктор АнтиСтрах - г. Владивосток
Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
Как гром среди ясного неба для всех явилась новость о том, что он покончил с собой.

А был ли эффект заражения. Или наоборот, имея склонности к суициду Ваш приятель "притягивал" именно тех Клиентов, которые были с ним на одной волне. Понятно, что зная внутренний мир этих людей изнутри, он им успешно помогал. Далее сарафанное радио сделали свое дело.

Стресс нарастал (работа с людьми не из легких). Но поскольку он сам не обратился за помощью к психологу вовремя - закончил ТАК.
№7 | 19 февраля 2015
Поникарчук Оксана Сергеевна
Психолог, Медицинский психолог - г. Евпатория
Есть классный фильм "Самоубийцы"!!!! Комедия! Там парень всех "лечил"!!!! Посмотрите, кто не видел!
№8 | 19 февраля 2015
Александр Молярук писал(а):
А был ли эффект заражения. Или наоборот, имея склонности к суициду Ваш приятель "притягивал" именно тех Клиентов, которые были с ним на одной волне. Понятно, что зная внутренний мир этих людей изнутри, он им успешно помогал. Далее сарафанное радио сделали свое дело.
Стресс нарастал (работа с людьми не из легких). Но поскольку он сам не обратился за помощью к психологу вовремя - закончил ТАК.

Я тоже так думаю.
Насчет "притягивал таких клиентов", вполне может быть что даже искал их. Помню, когда хотела поступить в псих. вуз, моя мотивация была "потому что хочу лечить людей, которые страдают так же, как и я, потому что я их понимаю")))) Не поступила, слава богу.
№9 | 19 февраля 2015
Букачёва Светлана Геннадьевна
Психолог - г. Могилёв (Беларусь)
Спасибо, Дмитрий Дмитриевич, за статью.
№10 | 19 февраля 2015
Спасибо! это верно и в жизни, хоть я и не являюсь психологом, но бывает, что часто люди со мной "делятся" своими переживаниями, тяжелыми мыслями...иногда получается абстрагироваться, а иногда перенимаешь чувства других...или когда ты собираешься что-то менять в привычной жизни, а к тебе подходит человек и рассказывает свои страхи, или даже просто спрашивает: "а почему ты решилась на это?", а ты уже раздражаешься, думаешь, что в тебя не верят, значит, страх еще не преодолен...
№11 | 19 февраля 2015
Кашкина Лариса Владимировна
Психолог, Кандидат социологических наук - г. Санкт-Петербург
Должно быть ваш одноклассник выбрал не ту сферу деятельности или имел глубинные проблемы, возможно идущие из детства. Знаете, как бывает- зачастую профессию психолога выбирают люди с серьезными проблемами, при этом полагая, что тем самым помогут себе. К сожалению, это заблуждение, поскольку проблемы клиентов будут наслаиваться на свои собственные. Когда- нибудь психика этого просто не выдержит.
№12 | 20 февраля 2015
Кашкина Лариса Владимировна
Психолог, Кандидат социологических наук - г. Санкт-Петербург
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич! Согласна, с мнением важности соблюдения позиции эксперта или наблюдателя. Но, вы забыли упомянуть еще об одном важном инструментарии психолога - психологической защите.
№13 | 20 февраля 2015
Дроботенко Маргарита Аркадьевна
Психолог - г. Минск (Беларусь)
Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
принять подарок или повернуть руль в неправильном направлении
№14 | 6 марта 2015
Дроботенко Маргарита Аркадьевна
Психолог - г. Минск (Беларусь)
Спасибо!
№15 | 6 марта 2015
Макеенко Анастасия Павловна
Психолог, Консультант - г. Москва
Анекдот отличный!
№16 | 7 марта 2015
Жакенова Алия Маметовна
Психолог, Консультант - г. Домодедово
Однокласснику после окончания вуза необходимо было самому обратиться к психологу, а за тем приступать к работе. Возможно его его жизнь повернулась тогда иначе. Спасибо за статью.)
№17 | 19 марта 2015
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 54a87 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз