Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 26140 специалистов из 905 городов
Скрыть

Чему могут научить клиенты?

От автора: Как ни странно в результате терапии изменения происходят не только у клиента. Терапевт тоже меняется и даже может научиться чему-то у клиента. Об этом в данной статье.

Чему могут научить клиенты

Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.

Ключевский Василий Осипович

Мысль о том, что каждый человек приходит в нашу жизнь далеко не случайно, далеко не нова. Порой нам кажется, что каких-то встреч лучше было бы избежать. Однако это лишь поверхностный взгляд на происходящее. Анализируя впоследствии то, что мы получили в результате «неудачного» на первый взгляд взаимодействия, можно зачастую прийти к выводу, что это был очередной ценный жизненный урок. И что мы на самом деле обрели больше, чем ожидали.

В последнее время все чаще убеждаюсь, что данный подход применим не только в повседневной жизни, но и в профессиональной. Нередко в голову приходят мысли про то, что клиенты появляются на терапии тоже не случайно. У них есть чему поучиться!

Привычно думать, что клиент приходит приобрести какие-то ценные навыки по восприятию своих проблем, других людей и мира. Тогда терапевт будет выступать в роли наставника, куратора, ментора. Но ведь это позиция сверху – авторитета или родителя (обычно заботливого и внимательного). С таких верхов легко «поучать», но трудно научиться чему-то ценному. И порой пропустить важный урок, который, сам того не зная, может дать клиент.

В данной статье хотел бы поделиться своими наблюдениями и размышлениями на тему того, чему же могут научить терапевта клиенты?

1.Умение признавать свои недостатки.

Безусловно, это касается не всех. Однако меня иногда поражает самокритичность большинства клиентов. Они достаточно легко признают те или иные собственные недостатки и нежеланные черты. Например, мужчина, занимающий высокую позицию, признается, что ему не хватает уверенности в общении с подчиненными. Он в подробностях описывает трудности, мешающие эффективному взаимодействию с коллегами. Что, на первый взгляд, совсем не сочетается с впечатлением, которое он создает внешним видом и манерой общения.

Быть честным перед самим собой – это очень важный навык. В том числе и для терапевта, ведь он тоже человек. На мой взгляд, такое умение говорит о наличии в значительной степени мужества и ответственности за себя  и свою жизнь. А еще это положительно сказывается на получаемом эффекте от консультаций. Как гласит известная мудрость «признать проблему – значит наполовину решить ее».

2.Умение ценить то, что имеешь.

Нередко в кабинете приходится видеть людей, которые сожалеют о том, чего лишились. Я слушаю рассказ женщины о целом этапе семейной жизни, финал которой оказался печальным – они разошлись с мужем. Ее глаза периодически наполняются слезами, так как возможность спасти брак была и не раз, но сейчас уже слишком поздно. Она осознала урок и теперь хочет вернуть хотя бы спокойствие.

Конечно, здесь часто идет речь о негативном, неприятном и порой травмирующем опыте. Здоровье, взаимоотношения, любовь, деньги, работа… Основные области жизни, в которых любая потеря будет ощутимой. Среди клиентов встречается большой процент тех, кто хочет вернуть утраченное. Они на своем опыте испытали важность умения ценить то, что имеешь. Услышанная из первых уст, данная «прописная истина» производит весьма серьезное впечатление.

3.Умение смотреть на себя со стороны.

Про «зеркальную» сущность мира сказано много слов. Часто мы находим отражение самих себя в той проблеме, с которой приходит клиент. Молодой парень, только что окончивший институт, заявляет, что хочет проработать созависимость с матерью. Вспоминая свое состояние в аналогичном возрасте, я понимаю, что он осознал свою проблему и решился с ней работать значительно раньше, чем в свое время это сделал я.

Глядя таким необычным образом на себя со стороны, мы сможем расширить наши представления о самих себе, других и мире в целом. Собирая информацию с различных точек зрения и моделей мира, мы осознаем глубинный, сущностный уровень проблемы и значительно обогащаем свой профессиональный опыт. Мы получаем возможность выйти за рамки представлений собственной модели мира.

4.Умение отказываться от оценок и ярлыков.

Когда мы встречаем какого-то незнакомого человека, то первое, что начинает делать наше сознание, это искать, кого же он напоминает. И буквально в первые минуты разговора мы умудряемся «наклеить» на образ собеседника как можно больше подобных подошедших ярлыков. Когда процесс закончен, мнение сформировано и все оценки вынесены, мы успокаиваемся и продолжаем «нормально» общаться. Но только зачастую не с человеком, а с облаком ярлыков, которое его собственно и заменяет.

В терапии такой подход часто способен завести в тупик. Быстрое наклеивание ярлыков из серии «мне все ясно» может закончиться самообманом и продвижением по ложному пути. Поэтому клиенты учат осознанности, гибкости и умению слушать, а не слышать. И еще видеть в них в первую очередь человека, а не собранную наскоро модель из ярлыков.

Подводя итог, хочется отметить, что в статье рассмотрена лишь малая доля того, чему терапевт может научиться от клиентов в процессе взаимодействия с ними. Общая мысль заключается в том, что каждая такая встреча не случайна и нередко содержит в себе урок, который необходимо для себя извлечь. Это и умение быть честным с самим собой, и способность ценить, что имеешь, и гибкость выхода за пределы своей модели мира, а также навык не доверять ярлыкам и оценкам.

Напоследок притча про уроки и то, что все в нашей жизни не случайно.

Собрались как-то несколько душ, и каждая стала выбирать для себя следующий урок. Одна из них сказала:

- На сей раз я пойду на Землю, чтобы научиться прощению. Кто из вас поможет мне в этом?

Остальные души с уважением и с некоторым сочувствием наперебой заговорили:

- Это же один из самых сложных уроков....  На него иногда уходит не одна, а несколько жизней..... Тебе порой будет очень тяжело... Но мы тебя очень любим и обязательно поможем.

Одна из душ сказала:

- Я стану одним из твоих родителей, чтобы обеспечить тебе тяжелое детство, а потом стану постоянно вмешиваться в твои дела, а ты будешь учиться прощать меня.

Вторая с грустью произнесла:

- А я спущусь на Землю вместе с тобой и стану твоим мужем. Я буду создавать множество проблем в нашей семейной жизни для того, чтобы ты училась прощать меня.

Третья душа вызвалась быть на Земле начальником, чтобы относиться несправедливо и создавать на работе множество проблем

Еще несколько душ предложили спуститься вместе с ней на Землю, чтобы помочь в разных ситуациях закрепить сложный урок прощения. Все вместе они придумали план жизни на Земле, распределили роли так, чтобы обучать и помогать друг другу. Но, воплотившись на Земле, все они забыли о своем договоре. Ведь при рождении память душ очищается.

И только некоторые догадываются, что большинство событий в нашей жизни не случайно, что каждый человек, с которым мы встречаемся на своем жизненном пути помогает нам усвоить урок, который мы сами выбрали и в котором больше всего нуждаемся....

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

 

Другие мои статьи:

 

 

 

 

 Еще более 100 статей

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Опубликовано на сайте: ,  1774 просмотра
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 52 человека с сайта
Провел 125 онлайн консультаций на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Кирилл Будкевич
Психолог, Сбываю мечты по-сходной-цене - г. Минск (Беларусь)
учиться у клиентов - очень полезная штука!
главное - не начать лечиться об клиентов...
№1 | 4 декабря 2014
Петрунникова Раиса Владимировна
Психолог - г. Минск (Беларусь)
Когда прорабатывается проблема и виден проблеск света в окошке - это обоюдная радость, это взаимообмен, это насыщение позитивом, это победа как для клиента, так и для терапевта.
В клиенте важно видеть не только его боль, но и его выздоровление.
№2 | 4 декабря 2014
Трущенко Мария Николаевна
Психолог, Ведущий тренингов - г. Минск (Беларусь)
Интересная статья! Спасибо.
№3 | 4 декабря 2014
Виктория Орлова
Психолог, Помогу познать себя - г. Жуковский
Поистине: не "За что?" , а "Для чего?")))
№4 | 4 декабря 2014
Светлана Анатольевна Гулинская
Психолог, Семейный терапевт онлайн-психолог - г. Брест (Беларусь)
Ещё как у Ирвина Ялома в "Лжеце на кушетке" цитата Юнга "...для каждого пациента терапевт должен создавать свой язык терапии". Таким образом мы развивает свой терапевтический язык и мышление соответственно.
№5 | 4 декабря 2014
Ваши статьи как всегда очень познавательны и интересны!
№6 | 4 декабря 2014
согласна, сама у своих клиентов многому учусь и чувствую, что процесс терапии двусторонний процесс))
№7 | 5 декабря 2014
Шевченко Наталия Борисовна
Психолог, Семейный гештальт онлайн - г. Москва
Учиться не навешивать ярлыки и не заниматься интерпретацией за клиента лично меня учили на факультете психологии и на многочисленных терапевтических группах.

И даже поучившись этому, не всегда получается быть нейтральной с клиентом. Приходится все-время заниматься рефлексией, либо идти на супервизии, интервизии...

По моему мнению, учиться ненавешиванию ярлыков у клиентов - странно. Психолог, использующий в своей работе (да и в жизни) оценочные суждения, не прорабатывающий свои проблемы(недостатки) на личной терапии - вряд ли вообще способен оказать психотерапевтическую помощь...
По крайней мере меня так учили везде, где я училась...

№8 | 7 декабря 2014
Ткачук Оксана
Психолог - г. Минск (Беларусь)
Я уж давно поняла, что клиенты, как и их запросы - приходят к нам не случайно.
№9 | 4 января 2015
Юлия Ивановна Лёзова
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Владимир
Согласна. Заметила, что клиент приносит то чувство, которое в данный отрезок времени и я сдерживаю. А еще бывает приходят группами: по схожей проблематике один за одним. С интересом наблюдаешь моменты интересных совпадений. Поэтому не расслабляешься, и учишься у них и сам
№10 | 15 января 2015
Татьяна Белан-Калинкина
Психолог, Коуч - г. Ижевск
Смотрю на темы, запросы клиентов и узнаю себя - иногда пару недель назад, иногда больше или меньше. Всегда понимаю что я в этой же теме но может на сантиметр впереди, и часто словно бы вижу себя со стороны. Поэтому думаю и уроки извлекаем, и учимся у клиентов в зависимости от собственных "зон ближайшего развития" и тем. Это вообще очень интересная тема и временами не поддающаяся логике, как же так происходит, что тебя находит именно "твой" клиент - но это правда так :)
№11 | 15 января 2015
Григоровская Екатерина Геннадьевна
Психолог, Семейный психолог гештальт-терапевт - г. Тула
Я вместе с клиентами расту...спасибо за статью!)
№12 | 16 января 2015
Нередко наблюдаю за собой, что то качество, которое меня раздражает в человеке, требует мое внимание во мне самой. Таким образом, я понимаю, что встретила человека на своем пути, чтобы увидеть себя (где-то) со стороны
№13 | 16 января 2015
Елена Чехонина
Консультант - г. Киров
Случайность встречи? Нет, конечно.
Все встречи зная наперед,
Душой любя весь мир сердечно,
По жизни мы идем вперед.
И чем быстрей объединение
Едва столкнувшихся людей,
Сильнее тем их устремление
По жизни движущих идей.

Вот встретились два человека,
Усилив мыслей доброту,
Познали мудрость того века
И проявили в жизнь мечту.
№14 | 18 января 2015
Астанина Надежда Борисовна
Психолог, Терапия кризисов - г. Воронеж
Очень глубокая статья. Благодарю.
№15 | 29 мая 2015
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов cc898 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз