Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 26141 специалист из 905 городов
Скрыть

Читает ли психолог мысли клиентов?

От автора: Как связана деятельность психолога с таким явлением как "чтение мыслей"? Что стоит за этим навыком и такой ли он "магический", как может показаться?

Читает ли психолог мысли клиентов

Слова только мешают понимать друг друга.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Многие описывают феномен «чтения мыслей», который иногда случается в процессе общения. При этом возникает ощущение, будто знаешь, о чем другой человек сейчас думает, что скажет и сделает. Часто такое случается между людьми, связанными тесными близким, любовными или дружественными отношениями.

В действительности этот навык есть у каждого человека, развитый (или не развитый) в той или иной степени. Чтение мыслей по своей сути – это побочный эффект точной настройки на другого человека.

Если произвести такую настройку качественно, с подключением всех деталей, то эффект не заставит себя долго ждать. Для этого нужно собрать максимум информации о текущем состоянии другого, о том, что занимает его сознание, о проблемах, целях, ценностях, значимых взаимоотношениях и т.п.

Но ведь именно это на сеансе и делает психолог! Сознательно или бессознательно он собирает информацию для того, чтобы как можно лучше настроиться на клиента, понять его психоэмоциональное, физическое и даже духовное состояние. Возьмем модель Т.О.Т.Е. для анализа этого процесса.

Trigger (T) – толчком к началу процесса пусть будет появление клиента, который запутался в себе и дошел в прямом смысле слова до кабинета психолога на прием.

Operations (O) – за триггером в лице клиента с проблемой следуют действия по задаванию всяческих вопросов: открытых, закрытых, наводящих, подталкивающих, интимных, станадартных, нестандартных, простых и сложных…

Test (T) – получив ответы на все эти вопросы, психолог оценивает степень своего понимания клиента. На самом деле это и есть оценка того, насколько хорошо первому удалось настроиться на второго. И если психолог в какой-то момент мысленно восклицает «Эврика! Я все понял!», значит можно заканчивать этот процесс. Если же такого понимания не возникло, то следует вернуться на предыдущий этап и продолжить задавать вопросы.

Exit (E) – это и есть тот самый «эврика»-момент, когда психолог смог глубоко настроиться и полностью понять клиента. Сейчас все начинает проясняться и вставать на свои места. Отдельные кусочки мозаики выстраиваются в единую картинку. Теперь вряд ли кого-то удивит факт, что чтение мыслей на данном этапе становится не то что нормальным, а даже закономерным.

Итак, ответ на вопрос, поставленный в заголовке статьи – конечно, читает! Для него это профессиональная необходимость. А чаще всего она перерастает в привычку, которую психолог несет с собой в повседневную жизнь. Опытный специалист может поймать себя на том, что занимается описанием состояния и мыслеощущения других людей постоянно. Осознанно или неосознанно психолог производит такую настройку на тех, с кем общается, на близких, на своих клиентов, на персонажей реальных или вымышленных историй. Постоянное применение описанного выше с помощью модели Т.О.Т.Е. процесса доводит навык вживания в мир другого до автоматизма.

Способность проникать в мышление других поддается развитию и совершенствованию. Нет предела совершенству – с каждым повторением навык входит все глубже в «кровь». Все меньше и меньше нужно задавать вопросов, чтобы смоделировать состояние другого. Мастера по «чтению мыслей» способны достаточно точно описать то, что творится в чьем-то сознании по отдельному элементу опыта. Милтон Эриксон к концу карьеры обходился практически без слов.

Однако есть и обратная сторона этого «магического» навыка. Для хорошей настройки на чье-то сознание и мышление все приходится пропускать сквозь себя. Хороший эмпатический контакт невозможен без реального вчувствования в ситуацию другого. Если в душе собеседника печаль и боль, то их придется разделить в какой-то степени. В этом и заключается своеобразная оплата за пользование навыком чтения мыслей.

Завершить статью хочу небольшой притчей.

Однажды зимой учитель и ученик прогуливались по берегу реки.
- Учитель, почему люди не понимают друг друга? – спросил ученик. – Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании – и натыкаются на невидимую стену. Почему так? Неужели нельзя этому научить?
- Пойдем со мной, – сказал учитель и пошел по льду на середину реки. – Посмотри вниз. Ты видишь здесь что-то?
- Нет. Как я могу увидеть ч
то-то сквозь лед?

- Там, подо льдом – целый мир, неведомый тебе. Растопи лед – и он станет водой, дающей жизнь целому миру. Но пролей сюда воду – она замерзнет и лишь укрепит царство льда. Тот лед, о котором ты говоришь, можно растопить только любовью.

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

 

Другие мои статьи:

Позиция жертвы: как перестать проигрывать в жизни?

 

Терапия и принцип 20/80

Сказка про гранитное сердце

Как психологу еще больше поднять свою стоимость? (часть 2)

Притча про настойчивость

 

Надеюсь, что материал был интересен и полезен, т.к.это главные мои критерии для написания статей. Буду благодарен Вам за обратную связь.

Спасибо, что уделили время на прочтение!

Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Опубликовано на сайте: ,  588 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 52 человека с сайта
Провел 125 онлайн консультаций на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Косинцев Владимир Георгиевич
Психолог, Супервизор, Коуч Ментор Консультант - г. Алматы (Казахстан)
Спасибо!
№1 | 21 июля 2014
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов b2fa5 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз