Определение предназначения

От автора: Для того, чтобы говорить о предназначении, следует 1) определить область, в которой используется термин; 2) следует дать «предназначению» структурное определение в этой области; 3) указать формы отражения и проявления предназначения в указанной области.
Это необходимая теоретическая часть, предваряющая практическую работу (как сделать так, чтобы человек смог пощупать предназначение, выделив его из кайфов, шаблонов, личностных заморочек, социального заказа, инстинктов и пр.)
Статья написана в соавторстве с Андреем Владимировичем Гусевым.

«Предназначение - то, что предопределено, предначертано кому-нибудь, роль, выпавшая на чью-нибудь долю, судьба» Толковый словарь Ожегова 

Можно только посмеяться - как определено "предназначение" в словаре. Сразу возникают вопросы по этому определению: что такое и как нам понять слова «предопределено», «судьба»? Если уточнить эти слова, заглянув в словарь, то можно определить предназначение как заранее определенную роль; участь; ход жизненных событий, не зависящих от воли человека.

И если по этому определению кажется, что «предназначение» определено до рождения человека, то, благодаря психологии, «предназначение» понимается шире – это то, на что способен человек в своей жизни.

Предназначение включает в себя такие термины как предрасположенность, талант, способности, которые являются конкретными формами предназначения человека.

Определение предназначения

Так что же такое предназначение в глобальном и широком смысле?

Я хочу если не дать точное определение "предназначению", нежели предлагают нам словари, оперируя такими неопределяемыми словами как «судьба» или «доля», то хотя бы описать предназначение, научиться выделять его, по определению, из прочих слов. Это необходимо для того, чтобы перестать воображать под этим термином что-то своё. Иначе ответ на вопрос о воображаемом предназначении будет тоже воображаемым. Кроме того, в правильно заданном вопросе уже содержится ответ, а значит работа с вопросом очень важна ещё до поисков ответа.

Кто задаёт вопросы о предназначении? Человек. Кто такой человек?

Мы будем понимать, что человек – это открытая энергетическая система, обменивающаяся информацией и материей в непрерывном режиме, это сложное воплощение некоторой части Реальности.

Владимир Ильич Поляков, д.т.н., проф., академик РАЕ [1,2,3] развил идеи Владимира Ивановича Вернадского, разработавшего учение о биосфере и ноосфере, что весь материальный мир окружён не материальной, волновой средой. Системное единство и непрерывное взаимодействие материального и нематериального является «жизненной силой» в вечной и бесконечной Вселенной.
При этом вместо бессмысленного определения «материально всё» можно чётко разделить: всё, что имеет массу покоя, от элементарных частиц до космических тел, – материально, все виды полей – единая нематериальная окружающая среда для материальных объектов, а безмассовые частицы (нейтрино, кванты излучений) – элементы энергетического взаимодействия двух систем [4]. [5]

У человека есть:

✔ физическое тело, которое может воспринимать окружающий материальный мир через органы чувств, то есть перцептуально; 
✔ способность к рефлексии как способности сознания, которое не материально, сознавать само себя через самосознание (через психику);
✔ нечто такое, что недоступно рефлексии, хотя и относится к психике (подсознание); 
✔ так называемая «тонкая часть человеческого воплощения», которая человеку принадлежит, но у человека нет механизмов, позволяющих воспринимать эту часть ни через зрение, ни через слух, ни через осязание, ни через рефлексию (это пространство, которое принадлежит человеку и является частью человека, назовём сущностью).

Я не разделяю человека на части. Я условно говорю о частях, чтобы более наглядно выделить взаимосвязи.

Связь психики и физического тела очевидна: с одной стороны психологические факторы влияют на возникновение и течение соматических заболеваний (психосоматика), с другой стороны состояние физического тела влияет на психику. 

Так же существует взаимодействие психики человека с его с сущностью. Но воспринимать человеку это взаимодействие нечем. По наличию взаимосвязи можно судить лишь по следам и по косвенным признакам. Через сущность мы связаны с не материальной частью Реальности, и в этой области лежит «сущностный запрос» человека.

В такой системе определений предназначение - это отражение соответствия жизни человека его сущностному запросу.

Предназначение выражается во всей жизни человека

Обычно человек даже не живёт - он функционирует в социуме, выполняя социальный заказ. Выход на жизнь - это расширение функционирования в такую область, которая проходит мимо социума и охватывает три составляющие человека (психику, физическое тело и сущностный запрос). И, хотя кажется, что от человека человека не зависит, однако только от него зависит проявить предназначение в обычной жизни. 

Если нужно привести пример предназначения – нужно рассмотреть всю жизнь человека. Предназначение - это не профессия, не какое-то хобби или какое-то состояние в медитации, предназначение это сама жизнь с её полнотой проживания. Человек понимает, что обрел предназначение, когда сущностный запрос смог выразиться через обычную деятельность человека. 

Можно сказать, что предназначение - это то, что больше человека, человеку нужно вырасти до своего предназначения, чтобы оно было ему впору. 

По каким следам и косвенным признакам можно судить о предназначении?

1. Предназначение - это состояние, которое хочется выразить через конкретные дела. Однако это не конкретная профессия и не определенное занятие. Кроме того, название предназначения не выдётся человеку при рождении и, в течение жизни, ничто не приходит и не сообщает его под фанфары и фейерверки.

2. Предназначение уникально для каждого, но формы его выражения могут быть очень похожие на какие-то из тех, которые окружают человека в обычной жизни.

3. Предназначение всегда рядом с человеком, и прямо сейчас, в этот самый момент, у него есть все инструменты (физические, интеллектуальные и духовные), чтобы обрести направление предназначения, ведь жизнь всегда хотела это сделать. 

4. Предназначение определяется сущностью человека, которая есть у него с самого рождения. Всей своей жизнью человек подсознательно стремится обрести полноту, стать самим собой, а значит, предназначение всегда стремится проявиться в потоке обычной жизни и во влиянии на окружающее его пространство. 

5. При реализации предназначения не нужно прилагать никаких усилий, как родник в лесу не испытывает никакого напряжения, отдавая воду в окружающее его пространство. Сущностный запрос является частью самого человека, он проявляется естественно, он дает энергию, а не забирает её.

6. Как побочные эффекты, у человека, нашедшего направление своего предназначения, появляются ощущение наполненности жизнью, желание делать любимое дело, начинают появляться перспективы и творческие планы.

7. Реализация предназначения постепенно улучшает всю жизнь человека в целом, подобно воде, которая проникает повсюду и не может не исцелять. Начинается всё с улучшений психического самочувствия и здоровья, так как в человеке начинает пробуждаться сама жизнь, которая постепенно устремляется к полной реализации, включая не только психический и физический, но и духовный планы.

8. Предназначение не теряет актуальность в течение всей жизни человека.

Каждый из этих пунктов сам по себе ничего не значит, но наличие их вместе (хотя бы нескольких), может показать верное направление.

Статья основана на книге Андрея Владимировича Гусева «Человек и нетвердая часть реальности»

© Братчикова Надежда Владимировна, 2015

1. Поляков В.И. Экзамен на «Homo sapiens» (От экологии и макроэкологии… к МИРУ).- Саранск. Изд-во МГУ. 2004 г. 494 с. 
2. Поляков В.И. ДУХ МИРА вместо хаоса и вакуума (Физическая структура Вселенной).- Ж. РАЕ «Современные наукоёмкие технологии» №4, 2004. С.17-20. 
3. Поляков В.И. Роль информации в мироздании.- Там же. С. 21-24 
4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К.Баландина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576с. (стр.35-37)
5. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=619

"Из невидимых излучений нас известны пока немногие. Мы едва начинаем сознавать их разнообразие, понимать отрывочность и неполноту наших представлений об окружающем и проникающем нас в биосфере мире излучений, об их основном, с трудом постижимом уму, привыкшему к иным картинам мироздания, значении в окружающих нас процессах.
Излучениями нематериальной среды охвачена не только биосфера, но все доступное, все мыслимое пространство. Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны – от волн, длина которых исчисляется десятимиллионными долями миллиметра, до длинных, измеряемыми километрами.
Все пространство ими заполнено. Нам трудно, может быть и невозможно, образно представить себе эту среду, космическую среду мира, в которой мы живём и в которой – в одном и том же месте и в одно и то же время – мы различаем и измеряем по мере улучшения наших приемов исследования все новые и новые излучения.
Их вечная смена и непрерывное заполнение ими пространства резко отличают лишенную материи космическую среду от идеального пространства геометрии.
Это – излучения разного рода. Они выявляют изменение среды и находящихся в ней материальных тел. Одни из них для нас вырисовываются в форме энергии – передачи состояний. Но наряду с ними, в том же космическом пространстве, часто со скоростью того же порядка, идет иное излучение быстро переносящихся отдельных мельчайших частиц, наиболее изученными из которых, помимо материальных, являются электроны, атомы электричества, составные части элементов материи – атомов.
Это две стороны одного и того же явления, между ними есть переходы. Передача состояний есть проявление движения совокупностей, будут ли то кванты, электроны, магнетоны, заряды. Движение отдельных их элементов связано с совокупностями; сами они могут оставаться на месте.
Но мы должны на каждом шагу считаться во всех наших построениях с теми излучениями передачи состояний, которые являются для нас формами энергии. В зависимости от формы излучений, в частности, например, от длины волны, они будут нас проявляться как свет, теплота, электричество, будут различным образом менять материальную среду, нашу планету и тела, её составляющие. Исходя из излучения длины волн, можно различить огромную область таких излучений.
Космические излучения вечно и непрерывно льют на лик Земли мощный поток сил, придающий совершенно особый, новый характер частям планеты, граничащим с космическим пространством." [4]
Опубликовано на сайте: 15 декабря 2015,  4691 просмотр
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться13
Комментарии
Братчикова Надежда Владимировна писал(а):
Предназначение определяется сущностью человека,
ПРедназначение определяется через сущность.
Братчикова Надежда Владимировна писал(а):
Человек понимает, что обрел предназначение, когда сущностный запрос смог выразиться через обычную деятельность человека.
Сущность косвенно через деятельность.
Пердназначение косвенно через деятельность?
Но не любую же деятельность?
Ту которая увлекает, вдохновляет?
Предназначение - вдохновение?

Психолог, Семейный-травма-терапевт ОнлайнКонс - г. Зеленоград
№1 | 15 декабря 2015 | Ответить
Сущность косвенно через деятельность.
ОЧЕНЬ косвенно, настолько, что мы говорим НЕ о сущности через деятельность, а о предназначении через деятельность.

Ту которая увлекает, вдохновляет?
Через ту деятельность, которая удовлетворяет всем 7 пунктам форм выражения предназначения.

Предназначение - вдохновение?
Вдохновение это сопутствующее состояние, которое обычно является признаком локального проявления предназначения, тогда как само предназначение - глобально и относится ко всей жизни человека.

Вдохновение, творчество - это всего лишь состояния, сопутствующие какой-то деятельности, позволяющей зацепиться за предназначение.
Тогда как само предназначение относится ко всей жизни человека, то есть к массе разнообразной деятельности. И совсем не обязательно проявление предназначения должно сопровождаться вдохновением.

Напомню:
6. Появляется ощущение наполненности жизнью, желание делать любимое дело, начинают появляться перспективы и творческие планы.

Вдохновение - это делать само дело, оно сопровождает сам процесс. Но "желание делать дело" оно намного шире, оно захватывает саму жизнь, ВНЕ процесса делания самого этого дела.
Психолог - г. Санкт-Петербург
№2 | 15 декабря 2015 | Ответить
А что такое миссия? Синоним предназначения?
№3 | 6 августа 2016 | Ответить
P.S. спасибо за статью, очень познавательно
№4 | 6 августа 2016 | Ответить
№3 | Инна18 писал(а):
А что такое миссия?
Взаимно однозначного соответствия нет.
Миссия (какая-либо) может входить в предназначение. А может - и не входить.

Миссия подчинена социальной цели. Алгоритм шагов к этой цели - миссия.

Предназначение же цель может иметь НЕ социальную, но эфемерную, косвенно определяемую и антисоциальную.
Например, у человека может быть предназначение "смотреть на облака".
Психолог - г. Санкт-Петербург
№5 | 6 августа 2016 | Ответить
я как раз пытаюсь разобраться в разнице между предназначением, призванием и миссией. А можно привести примеры трёх этих понятий? на примерах понятней
№6 | 7 августа 2016 | Ответить
Надежда. Большое спасибо за интересную статью.
Скажите пожалуйста, определение " предназначение - это отражение соответствия жизни человека его сущностному запросу." ваше авторское?
Я пишу научный труд, и мне это определение отозвалось. Я могу поставить цитату на вас?
Психолог, Супервизор - г. Новосибирск
№7 | 7 июня 2018 | Ответить
№7 | Кравченко Светлана Витальевна писал(а):
ваше авторское?

Это определение разработано мной в соавторстве с Андреем Владимировичем Гусевым.
Насколько я помню, он сам это определение не вводит (только я).
Психолог - г. Санкт-Петербург
№8 | 8 июня 2018 | Ответить
Братчикова Надежда, большое спасибо
Психолог, Супервизор - г. Новосибирск
№9 | 8 июня 2018 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Помогать ли ребенку делать домашнее задание?
Любой ребёнок может столкнуться с трудностями при выполнении домашнего задания Не смотря на то, что одним детям выполнение домашнего задания даётся легче, а другим - сложнее, время от времени возникают ...
Почему педагоги рисуют ребёнку мрачное будущее?
Курьёзный, с одной стороны, сегодня приключился случай. Для затравки надо сказать, что мой младший сын (3 года) в сад, который находится на слишком близко, утром готов ездить или на коляске или никак. ...
Вы выигрывали у ребёнка?.... Понравилось?
Если родители обратили внимание на то, ребёнок, проиграв, выражает агрессию к победителю или к проигравшему себе, кричит, что больше не будет играть, потому что всё равно "ничего не получится", ...
Выбор стиля единоборства для детей как система обучения, зависящая от ожиданий родителей
Наступает сентябрь, спортивные секции единоборств открывают свои двери. У родителей возникают вопросы: куда (в какой стиль) отдать ребёнка? Я задаю родителям альтернативный вопрос: зачем, по их мнению, ...
Кручение подолом юбки и спецэффекты
Во время тренинга мужчина-ведущий намекал милой барышне в брюках: "Надо женственнее одеваться.. прозрачнее, юбку..." Шла намедни, держа младшего сына за руку, по территории Александро-Невской ...
Подписаться
Рекомендуем почитать
О пользе ничегонеделания
Постоянно работать, к чему-то стремиться, постоянно совершенствоваться, учиться, добиваться целей. Все эти тенденции у нас в обществе присутствуют, что само по себе очень хорошо и прекрасно. Приветствуется ...
Машин Владислав
Мои переживания. Самораскрытие.
Может ли быть человек лишен каких бы то ни было переживаний? Можно ли ко всем событиям, которые происходят в нашей жизни относиться спокойно и нейтрально, быть таким созерцателем? Думаю, в некоторой степени, ...
Машин Владислав
Наша жизнь – отражение наших мыслей и фраз.
Какое огромное количество фраз уже настолько сильно вторглись в нашу жизнь, о значении которых мы совершенно не задумываемся, и какое влияние накладывает это на нашу жизнь в целом! Давайте рассмотрим некоторые ...
Жанна Чертова
Про достижения которые мы не ценим и самореализацию
Сегодня хочу написать про ситуации, когда мы тратим много времени для того чтобы достичь чего-то, но по достижении не чувствуем никакого удовлетворения. Такая ситуация знакома многим. Хочу отметить, что ...
Луков Михаил
О зеркале
Я очень люблю свою работу (психологическое консультирование), но есть в ней то, что мне приходится преодолевать. Это нахождение способов, методов, слов как сказать родителям, что в безответственности их ...
Людмила Рябова
0fa00
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз