Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 22400 специалистов из 831 городa
Скрыть

Этика в школе: профилактика школьного насилия, буллинга, сексуальное воспитание

От автора: На днях я посетил мини-конференцию круглый стол "Этика в отношениях учитель-ученик". Как только участники обсуждения заговорили, вспомнились мне мои тернистые школьные годы. Пьяница учитель физкультуры, который при вспышках ярости кидался баскетбольным мячом в головы пятиклассников, и школьная травля, которая могла длиться месяцами, напрочь выгоревшие учителя и "залетевшие" старшеклассники, которым срочно пришлось взрослеть. Привожу здесь основные мысли дискуссии, а полную версию можно посмотреть на видео (съёмка велась в режиме 360, видео можно крутить).

Где границы школьного насилия?

Школа - это в принципе территория принуждения. Там принуждают решать задачи, делать уроки. Но нужно разделять принуждение и насилие.

Границы должен контролировать тот, кто имеет больше власти, то есть учитель, преподаватель. Общий принцип такой: тот, кто имеет больше власти, не использует её в собственных интересах. Иначе он перестаёт быть профессионалом.

Допустим ли физический контакт с учеником? Например, обнять ученика - это нормально или уже абьюз?

Многое зависит от культуры в конкретной стране. Есть крайние точки зрения. Например в Европе позиция всё формализовать и ограничить. Там физический контакт максимально запрещён, что избавляет от недоразумений. Но эта позиция имеет и минусы. Например, уже не обнимешь ребенка, который плачет и нуждается в поддержке.

Всё упирается в то, с какой целью учитель что-то делает, с профессиональной или с личной. Так как в голову учителю не залезешь, то всё формализовать невозможно. Поэтому в первую очередь нужно образовывать детей, чтобы они знали, что делать и кому сказать, если им неприятно. Дети должны иметь представление, как с ними нельзя поступать.

Если физический контакт нравится ученику, и он сам его инициирует

Подростки вообще-то далеко не всегда ещё способны мыслить логически, и не способны в полной мере оценить последствия. Так что учителя не очень должно интересовать, нравится ему или не нравится. Учитель должен донести ученику, что "такого контакта у нас с тобой не будет, пока мы с тобой в отношениях учитель-ученик". Взрослые вообще часто думают, что подростки делают всё осознанно и ответственно. А это не так.


Что делает школьный психолог

Наш Федеральный государственный стандарт, к сожалению, очень психологизирован. Ребёнку в нём предписано иметь определенные компетенции, а значит их надо померять. И этим приходится заниматься школьному психологу. Второй момент: у нас принято инклюзивное обучение, и специальные мероприятия по адаптации трудных детей тоже проводит психолог. То есть школьный психолог занимается проблематикой отдельных людей, а не общения в целом. А общением, психологическим климатом в целом заниматься некому.

Школьная травля

Насилие всегда поддерживается молчанием. Часто агрессору для того, чтобы остановиться, достаточно просто осознать, что он видим. А многие школьники не будут жаловаться и не пойдут к школьному психологу ровно потому, что он школьный психолог. Потому что сверстники будут тыкать пальцем, мол, ты что, больной?

Очень важный фактор - замалчивание со стороны школьной администрации. Если тема абьюза табуирована и "честь мундира" важнее, то прогноз борьбы с насилием плохой.

Сексуальное воспитание в школе

Большое исследование среди 25000 подростков показало, что у тех подростков, с кем родители разговаривали о сексе, сексуальное поведение было менее девиантным.

В законодательстве ситуация такая, что легальным образом проводить сексуальное образование в школе невозможно. Начиная от просветительской литературы, которую нельзя выпускать без пометки 18+. Выходом могут быть редкие старые издания, признанные художественной или культурной ценностью, на которых ограничения 18+ нет. Пора возрождать самиздат?

Просветительскую роль также могут брать на себя учителя биологии, когда в учебниках проходят разделы про анатомию человека.

Сексуальное воспитание должны проводить специальные сотрудники, а не директор или учитель. Нужно уделять внимание культуре телесности и границ: "это моё тело и я им распоряжаюсь". Помимо информирования ещё важно говорить про смущение. Смущение - это регулятор интимности.

Сексуальное образование не должно быть не оторвано от жизни. Сейчас имеет место огромный разрыв: подростки живут активной сексуальной жизнью, о которой взрослым мало что известно, а с другой стороны даже слово "пенис" в школе произносить нельзя.

Что думаете по этим вопросам?

Ралько Андрей Александрович
Опубликовано на сайте: ,  154 просмотра
Получить консультацию автора
К автору уже обратился 31 человек с сайта
Провел 3 онлайн консультации на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Екатерина Алексеевна Васюхина
Психолог, Кризисное консультирование - г. Санкт-Петербург
Андрей Александрович, спасибо за статью!

Сексуальное воспитание должны проводить специальные сотрудники, а не директор или учитель. Нужно уделять внимание культуре телесности и границ: "это моё тело и я им распоряжаюсь". Помимо информирования ещё важно говорить про смущение. Смущение - это регулятор интимности.
Вот над этим давно задумываюсь, как должна подаваться подобная информация, чтобы она воспринималась адекватно? Была мысль, что для начала это сексуальное воспитание неплохо было бы преподавать родителям, чтобы от неудобных вопросов собственных детей не шарахались:-))
Вспоминая себя в подростковом возрасте, ясно вспоминаю неловкость от подобных уроков в школе (которые проводили медработники, разделяя класс на группу мальчиков и группу девочек).
№1 | 17 марта 2017
Ралько Андрей Александрович
Психолог, Гештальт-терапевт онлайн-консульт - г. Москва
№1 | Екатерина Алексеевна Васюхина писал(а):
Вот над этим давно задумываюсь, как должна подаваться подобная информация, чтобы она воспринималась адекватно? Была мысль, что для начала это сексуальное воспитание неплохо было бы преподавать родителям, чтобы от неудобных вопросов собственных детей не шарахались:-))
Это да, проблема... Вот тут и нужна специальная литература, там все подходящие слова уже написаны.

№1 | Екатерина Алексеевна Васюхина писал(а):
Вспоминая себя в подростковом возрасте, ясно вспоминаю неловкость от подобных уроков в школе (которые проводили медработники, разделяя класс на группу мальчиков и группу девочек).
Я тоже помню, что девочек уводили на занятия к медсестре, а нам, мальчиками, по-моему, вообще ничего не рассказывали.. )
№2 | 17 марта 2017
Надежда Архангельская
Психолог - г. Астрахань
Браво! Исключительная по своему значению статья! Сейчас сложность еще и в том, что в образовании нет точки опоры.
№3 | 17 марта 2017
Ралько Андрей Александрович
Психолог, Гештальт-терапевт онлайн-консульт - г. Москва
№3 | Надежда Архангельская писал(а):
Сейчас сложность еще и в том, что в образовании нет точки опоры.
Спасибо! ) А что имеется в виду под точкой опоры?
№4 | 17 марта 2017
Надежда Архангельская
Психолог - г. Астрахань
Ралько Андрей Александрович, образование эфимерно, в каждой школе своё..Единый образовательный ритм отсутствует. Ориентиры тоже разные. Например, Россия светское государство, однако...
№5 | 17 марта 2017
Митюкова Наталья Юрьевна
Психолог - г. Иркутск
///Насилие всегда поддерживается молчанием. Часто агрессору для того, чтобы остановиться, достаточно просто осознать, что он видим.///
Действительно.
№6 | 17 марта 2017
Бондаренко Татьяна Алексеевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Красногорск
Ралько Андрей Александрович писал(а):
Если физический контакт нравится ученику, и он сам его инициирует
Подростки вообще-то далеко не всегда ещё способны мыслить логически, и не способны в полной мере оценить последствия. Так что учителя не очень должно интересовать, нравится ему или не нравится. Учитель должен донести ученику, что "такого контакта у нас с тобой не будет, пока мы с тобой в отношениях учитель-ученик".
Извините, Андрей Александрович, но явно от данной статьи веет склонностью к педофилии. Работая с подростками, никогда не позволяла себе нарушать интимную дистанцию.
№7 | 18 марта 2017
Ралько Андрей Александрович
Психолог, Гештальт-терапевт онлайн-консульт - г. Москва
Бондаренко Татьяна Алексеевна,
Неожиданно. А где именно вы усмотрели склонность к педофилии? В этом отрывке явно говорится, что учитель, как более осознанный человек, должен останавливать инициативу ученика.
Этот отрывок относится к ситуации, когда, например, между учителем и учеником возникают чувства, и часть общества их поддерживает, мол, "ну что вы пристали со своей моралью, может у них настоящая любовь". А речь о том, что развитие такой связи противоречит этике "учитель-ученик", даже если ученик совершеннолетний.
№8 | 18 марта 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов b9846 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз