От автора: Размышления о исторических путях славянских народов, и различиях в психологии украинцев и россиян, выявленных украинским Евромайданом и реакцией на него в России.

Двадцать лет назад я часто бывал в Украине. По большей части в самых западных ее областях, ныне оказавшихся на острие европейского выбора. Это уже тогда была Европа. Или как минимум ее предчувствие.
В те годы еще было принято говорить на старый русско-советский манер «на Украине» - как говорят «на Смоленщине», или «на Орловщине», словно речь идет об одной из удаленных российских провинций.
Самое удивительное из того что запомнилось… что тогда внезапную украинскую независимость все считали курьезом. Они не боролись за нее, и не вынашивали годами мечту о ней. Просто, так уж вышло.
Воля упала как снег на голову, и мало кто готов был воспринимать ее всерьез. Ни мы, до сих пор не научившиеся уважать выбор соседей, ни наши бывшие братья, с тех пор изрядно повзрослевшие.
За прошедшие годы все изменилось.
…

С тех пор успело вырасти целое поколение. Поколение людей, живущих в красивой, гордой и независимой стране, имеющей за спиной одну из самых удивительных в Европе историй. Это они – наши старшие братья.
А мы, Московская Русь, были когда-то окраиной великой Киевской Руси, впоследствии, волею монгольских хозяев оказавшейся в центре русских земель. Мы большие, но младшие, хоть и тешим себя иллюзией превосходства.
Но что нам дела седой старины? Свобода, вначале неожиданная, и в чем-то шокирующая, давно стала родной и привычной. Люди вообще быстро привыкают к хорошему. И нам не отнять у них право на выбор.
Многим в России сложно принять новые реалии. Понять и признать выбор соседа. Это заметно и по настроениям в обществе, и по истерике в СМИ, и по делам наших не вполне законных властей. Трудно, но придется.
Когда мы примем их выбор, мы обретем свободу.
…

Не может быть свободно общество, угнетающее, или мечтающее угнетать соседей. Не может быть свободен народ, не признающий свободы других. Нет воли и правды для тех, кто мнит себя господами.
Прежде чем человек сможет поработить других, он должен поработить себя. И ему придется сделать это так искусно, чтобы не замечать собственной подлости. Вот тогда он будет чувствовать себя начальником.
Он придумает себе великое прошлое. Придумает, или украдет у соседей. Он убедит себя, что являет собой морально-нравственный идеал, и несет всемирно-историческую миссию. Или некую высшую духовность.
Все чтобы не замечать, что он стал рабом. И для того, чтобы превращать в рабов всех вокруг. Объясняя им, что это ради их же блага и пользы. И искренне изумляясь, почему они бегут от него как от чумы.
Поэтому украинцы свободные люди. А мы еще нет.
…

А два дня назад я присутствовал на круглом столе, посвященном обсуждению украинского Евромайдана. Политики и политтехнологи, историки и экономисты, и даже парочка психологов. Всякой твари на паре.
Не стану пересказывать ни содержания услышанного, ни излагать детали Киевских событий. Так что всякий, кто свалился с луны, и ничего не слышал о Еромайдане, может найти подробности по ссылке в конце.
Хочу рассказать о другом. О собственных впечатлениях от российского интеллектуального дискурса. И они, если честно, самые смешанные. С одной стороны, я был приятно поражен качеством общественной мысли.
С другой, большая часть этой мысли по-прежнему крутится вокруг тех же мифов, что пережевывала наша интеллигенция полтора века назад. Те же западники и славянофилы. Словно ничего не изменилось.
Мир тем временем летит вперед без нас.
…

Иногда, присутствуя при подобных разговорах, меня охватывает странное чувство. Словно я перенесся на машине времени в некое неподвижное и вечное вчера. Меняется техника, гаджеты и моды. А люди те же.
Словно мы не учимся ничему. Будто не способны учится. Или не хотим. Или очень боимся. Но это поразительное по силе стремление не замечать изменений, происходящих в мире, это желание укрыться от них…
Желание, что бы наши ракеты бороздили просторы космического океана, а наши смартфоны были самыми дорогими и модными… даже если они сделаны в Китае. И неутоленная мечта навязать всем свои правила.
А еще, привычка к внешнему врагу. Внешний враг, и непрерывный и настойчивый поиск его сторонников среди собственных собеседников – все еще неотъемлемая часть нашей национальной культуры.
С такими духовными скрепами далеко не уедешь.
…

Люди часто путают духовность с симптомами психического расстройства. И если честно, это действительно тонкая материя. Настоящий святой иногда кажется безумцем. Но чаще безумцы выдают себя за святых.
Многие из вас слышали о том, как действует параноик. Слышали про часто сопровождающий его бред преследования и фантазии о заговоре, окружившем его со всех сторон. Сейчас я расскажу, как это работает.
Параноик, это очень испуганный и агрессивный человек. Агрессией он защищается от страха. Но не осознает своей агрессии. Он хочет преследовать, угнетать и контролировать людей, но не хочет ничего об этом знать.
Поэтому, он проецирует собственные неосознаваемые желания на других. На всех, кто его окружает. И со временем ему начинает казаться, что это они преследуют и контролируют его. Вот тогда и появляется заговор.
Мы больны. Больны как народ. И лечение будет долгим.
...

Двадцать лет назад мы потерпели катастрофу. Мир, в котором жили, и с которым привыкли идентифицировать себя, рухнул. Империя, раскинувшаяся на двух континентах, и простершая руки к горлу планеты, исчезла.
Провалом закончился коммунистический проект, в жертву которому были принесены десятки народов и стран. И сейчас мы живем на развалинах. Но даже если внешне все наладилось, в голове все тот же мрак.
Миллионы людей, оставшиеся без ясного смысла существования, без будущего, и без привычного мирового порядка, вынуждены выстраивать новую идентичность. И обживаться на новом месте. Это не простой путь.
Россия строит свою идентичность на отличии от Запада. Мы не они, они не мы. Они Европа, мы Евразия. А в Украине многим хочется создать идентичность на отстройке от России. Мы монголы, они европейцы.
Думаю, это ошибка. Роковая ошибка.
...

Когда-то мы были частью одной семьи. Мы говорили на одном языке, и лишь немногие из вас прозревали тогда свою грядущую государственность. Мы редко можем предвидеть будущее. И склонны бояться его.
Перемены пугают. Мы часто думаем, что жить в эпоху перемен, это страшное проклятие. Мы боимся, что перемены унесут нас в ад. Но нет в мире времен прекрасней, чем час, когда привычный мир отступает.
Мы помним, что глобальные социальные катаклизмы не всегда были благоприятны. Помним, что за свержение тиранов и разрушение несправедливых социальных порядков приходилось платить большой кровью.
Но когда жизнь дает шанс, и колесо истории позволяет нам вырвать из рук судьбы свою собственную свободу, за этот шанс надо хвататься изо всех сил. Держаться, и не слушать тех, кто говорит, что будет хуже.
Потому что, будущее в наших руках. И мы сможем сделать его лучше.
...

Тем временем, наши украинские братья уже месяц стоят на Майдане. Он начался столь же неожиданно, как их внезапная и такая случайная когда-то независимость… и видимо, это тоже уже свершившийся факт.
Нам просто следует принять его к сведению. И понять, что пока мы не разберемся в своей голове, и не выбросим из нее несколько десятков вбитых в нее устаревших мифов, нас будут считать за дикарей.
До тех пор, пока мы не совершим некоторые очень важные изменения в своей голове, и не растопим свои замерзшие сердца, мы не сможем изменить к лучшему участь нашей Родины. И так и будем пенять на врагов.
Что бы изменить поведение других людей, надобно сначала изменить свое. А для того, что бы изменить свое, надо стать другими людьми. Современными, внимательными, умными, отзывчивыми и живыми.
Тогда весь мир будет у наших ног.
…

А сейчас, весь мир лежит у ног Украинского Майдана. И уже совершенно не важно, чем он на самом деле закончится, и сколь долго будет еще продолжаться. Эти люди уже выиграли. Они уже стали другими.
Когда-нибудь этот путь пройдем и мы. Когда-нибудь, когда поймем, что не надо ждать милости от власти. Не верить, не бояться, и не просить, а пойти, и взять свою позабытую свободу в свои собственные руки.
Когда-нибудь мы поймем это, и у нас все получится. И рассмеемся в лицо собственным страхам, как смеются с высоких баррикад в сердце своей столицы наши украинские братья. И это будет совсем другая жизнь.
Удивительно, что мы живем в прекрасное время. Время, когда можно стать свободным, не проливая крови. Освободить свой дух и народ, не разрушая зданий, не стреляя из пушек, и не губя миллионы жизней.
Время работает на нас. Просто, мы еще не знаем этого.
…

И еще, я хочу сказать спасибо нашим старшим братьям и нашим прекрасным сестрам. Спасибо за то, что вы показали нам это. То, что вы сделали – прекрасно. Спасибо вам за этот фантастический праздник свободы.
Это мир слишком жесток, и в нем слишком мало места для праздников. В нем слишком много расчета, слишком много корысти и игр продажных и завистливых политиков. Вы показали нам, что можно быть выше этого.
Придет время, и мы будем достойны вашей дружбы. Я знаю, что так будет. Когда-то мы все будем свободны. И каждый выберет то, что лежит ближе к его сердцу. И с уважением примет выбор соседей.
Может быть, тогда мы сможем быть вместе. Но не в той жестокой и убивающей личность восточной орде. А в единой и устремленной в будущее Европе. В Европе, частью которой мы с вами являемся.
Спасибо, что осветили нам путь.
…

Я знаю, что все это звучит слишком идеалистически… но в мире нет силы больше и сильней, чем человеческий идеализм. Простое и естественное стремление миллионов существ к чему-то лучшему и светлому.
Идеализм, это сила, создававшая и разрушавшая империи и народы. Идеализм, это стремление к Идеалу. Стремление, порожденное вошедшим во все мировые культуры представлением о том, что люди достойны лучшего.
Как бы ни была хороша жизнь, и как бы ни оказались полны закрома родины, человек жив не одним материальным стремлением потреблять. Есть еще стремление к чему-то высшему. К справедливости, чести, правде…
Это то, что объединяет нас. Это и есть наши национальные ценности. Независимо от того, в какой стране мы родились, и от того, потомками какой из рас мы являемся. Независимо от того, кто сейчас правят бал в наших странах.
Мы достойны лучшего. И мы будем его достойны. Когда придет время.
…

Продолжение:
«Евромонголы»:
https://www.b17.ru/blog/evromongoli/
Уроки Евромайдана
https://www.b17.ru/blog/yroki_evromaidana/
Документальные материалы:
Подробный репортаж об украинском Евромайдане:
http://www.snob.ru/selected/entry/69375
Фотосессия с Евромайдана:
http://www.svoboda.org/media/photogallery/ukraine-politics-opposition-kyiv-euromaidan/25198496.html
…
Возможно события на Майдане это тоже признак определенной зрелости, когда не безумная толпа сметает все на своем пути, а когда люди проявляют свою свободную волю открыто, смело и цивилизованно. В любом случае это здорово.
Так уж вышло, что у слишком многих наших соотечественников это стена все еще на прежнем месте. Двадцать лет назад им подарили свободу, но никто не сделал их свободными людьми. И они вернулись туда, где и были.
Поэтому их сегодня очень пугает происходящее в Украине. Отсюда весь этот вал страшилок, и истерика, и имперское желание научить наших братьев, как им правильно любить свою украинскую родину...
Но когда-нибудь эта стена упадет и у нас.
Когда-нибудь...
Тарас Бульба
Степи, степи, как вы хороши!
Вейте пепел пламенной души!
Жгла она себя, не береглась,
Вечно вытанцовывала всласть.
Волны, волны шёлковой травы!
Не скрывайте буйной головы!
Хмель её не в поле и лугах,
Цель – в благословенных берегах.
Запорожье – вот она, мечта!
Вот она, свободы высота!
Чайкою в небесной синеве,
Ветром в зеленеющей траве…
Думаю, нам в России сейчас действительно очень не хватает этого вольного духа, духа Запорожской Сечи, духа свободных и сильных людей, духа бескрайних степей, бросающих вызов нашим привычным страхам.
Когда-то с нашими российскими казаками произошла странная коллизия, и они превратились у нас из сообщества вольных людей в сословие потомственных жандармов на службе абсолютной монархии.
А сегодняшнее российское казачество это вообще гротеск.
Но, теперь у нас есть прекрасный пример.
Пример настоящей свободы.
Думаю, мы научимся.
Евгений, и да и нет. Много по делу по текущему моменту и слишком много мифотворчества по Орде и "монголам". "Монголы"- плод романовской историографии. Прошу не путать мои слова с фоменковщиной.
Кто вышел на майдан? Тот, кому не надо кормить семью, тот, кто не думает о последствиях развала страны, кто готов продать страну, лишь слинять потом отсюда.
Вчера слушал июльскую беседу с Натальей Витренко http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=J0BFlcTI788, тяжело слушать - одна правда, история самостийной Украины, и как наши политики ее продают.
Или послушайте Сергея Данилова, исследователя русской традиции жизни.
Когда у власти "жить" и "люди", низшие сословия по уровню сознания, то и другие такие же рвутся к власти, даже не понимая, что такое общество, государство, откуда берутся деньги( они знают одно: США пришлют), и как они должны распределяться.
Почитайте книги Георгия Сидорова, может поймете откуда дует ветер свободы!
Нет свободы от себя! От той страны, где живете! От планеты Земля!
Ваша статья отдает инфантильностью!!!
Касательно Свободы по Европейски. Прибалты, поляки, болгары и так далее на своей шкуре уже оценили все радости Свободы по европейски - пенсионеры, да пионеры остались, остальные уехали за хлебом в Европу, народы целых стран превратили в гастарбайтеров.
Когда мне говорят о свободном выборе митингующих, я всегда спрашиваю, а кто кормит этих "свободных" на площади Тахрир, на Майдане? Это не Болотная, пришли, ушли, да и там не в одну копейку обошлись митинги.
Так что нечего восторженно писать о том, последствия чего нам хорошо известны.
Ну а то, что Россия больна, да, больна и не только терпилами, она больна и словоблудами типа Медведева, типичным лжеинтеллигентом. Лже, так как никакой ответственности ни за слова, ни за дела он не чувствует и не несет.