Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 20655 специалистов из 800 городов
Скрыть

Фокусы языка.

Фокусы языка.

Ph.D, к.пс.н. Рассохин Дмитрий Александрович тренер НЛП.

2016г.

Фокусы языка

Ключевые слова: фокусы языка, убеждения, ограничивающие убеждения, изменение убеждений, картина мира.

   Вы достаете из кармана обычную бумажную ленту, складываете ее пополам и даете одному из гостей отрезать немного со стороны сгиба, затем сами отрезаете еще сантиметр. Затем берете ленту за один из концов, раскрываете ее и… Она оказывается целой! Затем, проделываете такое ещё несколько раз, режете ленту и по середине, и с боку, но все равно лента остаётся невредимой! Фокусы! Фокусы меняющие наше представление о действительности. Мы верим своим глазам, своим ощущениям, своим ушам, иногда даже если это противоречит здравому смыслу.

   Фокусы языка, как вербальный инструмент коммуникации, за, более чем, три десятилетия, прошедшие с момента их открытия, они заслужили право называться самым эффективным методом влияния и лучшим средством изменения убеждений в процессе общения.

   В своей книге «Фокусы языка» Роберт Дилтс написал: «В основе «Фокусов языка» лежит магическая сила слова. Язык является одним из ключевых компонентов, из которых мы строим наши внутренние модели мира.» [1] Ведь то что мы знаем - это то что мы можем себе описать. Описать при помощи внутренней речи и у каждого она своя. «Картина мира (в НЛП «карта») - совокупность знаний и мнений субъекта относительно реальной или мыслимой действительности». [2] Как у каждого своя внутренняя картина мира, так и свой язык для создания этой картины. Язык, который, как правило, работает по определённым закономерностям. И, действительно, у каждого есть свои любимые выражения и такие, что «режут» слух и то, что понимаем – «схватываем на лету» и то, что долго «доходит». Именно это и определяется структурой речи, её доступностью или непонятностью, привлекательностью или сложностью для восприятия.

   Роберт Дилтс разобрал структуру речи и вывел оттуда 14 паттернов, назвав их «Фокусами языка»:

1. Намерение - переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.

2. Переопределение - замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом, которое обозначает нечто сходное, однако наделено другим подтекстом.

3. Последствия - внимание направляется на те позитивные или негативные последствия данного убеждения или определяемого им обобщения, которые позволят изменить или укрепить это убеждение.

4. Разделение - изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.

5. Объединение - обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.

6. Аналогия - поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична определяемой данным убеждением и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение.

7. Изменение размера фрейма - переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.

8. Другой результат - переключение на другую цель (отличную от заявленной в убеждении), для того чтобы подвергнуть сомнению (или обосновать) своевременность данного убеждения.

9. Модель мира - переоценка убеждений с позиции другой картины мира (карты).

10. Стратегия реальности - переоценка (или укрепление) убеждений, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.

11. Противоположный пример - поиск исключений из правила, которое ставило бы под сомнение (или обогащало) обобщение, определяемое данным убеждением.

12. Иерархия критериев - переоценка (или укрепление) убеждений согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.

13. Применение к себе - оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.

14. Метафрейм - оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста – создание убеждения относительно убеждения.

В дальнейшем эти исследования получили продолжение и, на сегодняшний день, смоделировано уже 28 речевых шаблонов. Да, люди думают «Фокусами языка»! И чем разностороннее развит человек, тем больше «Фокусов языка» он использует в своей речи, тем большие позиции восприятия окружающей действительности ему доступны, но и, следовательно, доступны и инструменты для изменения картины мира, как своей, так и другого человека.

   В общем «Фокусы языка» можно охарактеризовать как инструменты для изменения восприятия, которые изменяют представления об окружающем мире с помощью взгляда на мир под другим углом. Например, если: «сегодня дождь и я радуюсь», «сегодня дождь, но я радуюсь», «даже если сегодня дождь, я радуюсь» имеют разный смысл при едином содержании, то при моем намерении пропустить сегодня пробежку – смысл един.

   Эти инструменты очень эффективно использовать в работе с изменениями убеждений. «Убеждения - это твердые, осознанные и обдуманные верования, выполняющие роль подсказок либо жизненного ориентира для человека». [3] Убеждения определяются: границами, значениями, причинно-следственными связями и служат руководством к действиям. Убеждения можно разделить на: поддерживающие, культуральные и ограничивающие. Именно последние больше всего интересны для работы над ними, поскольку они мешают достижению целей. Если когда-то человек принял за правду, сознательно или неосознанно, какое-то суждение, оценку опыта или сделал свой собственный вывод, то это может закрепиться в качестве убеждения. И если это был не позитивный опыт, то такое убеждение, в дальнейшем, может останавливать или даже не допускать к размышлению о чём-то подобном.

   Ограничивающие убеждения сводятся к трём группам:

«1. Безнадежность: убежденность в том, что желанная цель не достижима, вне зависимости от ваших возможностей. Человек не верит в то, что желаемая цель в принципе возможна. Ее характеризуют следующие высказывания: «Что бы я ни делал, все равно не получится. Я хочу невозможного. Это не в моей власти».

2. Беспомощность: убежденность в том, что желаемая цель достижима, но вы не способны достичь ее. Человек верит в существование и достижимость желаемого результата, он не верит в то, что способен достичь его. Этому состоянию присуще такое ощущение: «Кто угодно, кроме меня, может достичь этой цели. Я слишком плох или немощен для того, чтобы добиться желаемого.

3. Никчемность: убежденность в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения. Человек может поверить в то, что желаемая цель реальна и у него есть возможность добиться ее, но убежден, что не заслуживает того, о чем мечтает. Часто ее сопровождает ощущение, которое можно выразить так: «Я пустышка. Я никому не нужен. Я не достоин счастья или здоровья. Со мной что-то в корне неправильно, и я заслуживаю и боль, и муки, которые испытывают.» [4]

   Убеждение состоит из: определения, обоснования, у него есть причины и последствия, оно защищает какую-то ценность. К каждому из перечисленных пунктов возможно применение «Фокусов языка» для изменения, подкрепления или расширения убеждений, что делает их ещё более универсальным инструментом. 

   «Слова и магия изначально были едины, и даже в наши дни большая часть магической силы слов не утрачена. С помощью слов человек может подарить другому величайшее счастье или ввергнуть его в отчаяние; с помощью слов учитель передает ученику свои знания; с помощью слов оратор увлекает за собой аудиторию и предопределяет ее суждения и решения. Слова вызывают эмоции и в целом являются средством, с помощью которого мы оказываем влияние на наших ближних».

                                                                                                          Зигмунд Фрейд

                                                  Список литературы.

1. Р. Дилтс «Фокусы языка» Изд. «Питер» СПб 2014г. с.13.

2. URL: http://methodological_terms.academic.ru/606/%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%90

3. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/ubezhdeniya

4. URL: http://www.nlp.ee/u/1351-ubezdenija-ograni4ubezd

 

 

Рассохин Дмитрий Александрович
Опубликовано на сайте: ,  338 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 33 человека с сайта
Другие статьи автора:

Комментарии

Колганова Светлана Георгиевна
Психолог - г. Ставрополь
Дмитрий, спасибо за статью! Я как раз сейчас пользуюсь методиками из книги Р. Дилтса "Фокусы языка" как тренер по ораторскому искусству и эффективной коммуникации. Многие мысли из этой книги помогают мне в работе!
№1 | 12 марта 2016
Наталья Лысенкова
Психолог, Психолог - сексолог - г. Красноярск
Спасибо, Дмитрий Александрович. Приходится часто работать с деструктивными убеждениями. Своевременно:)))
№2 | 13 марта 2016
Загурская Мария Дмитриевна
Врач-психотерапевт - г. Алматы (Казахстан)
Интересно, спасибо!
№3 | 13 марта 2016
Рассохин Дмитрий Александрович
Психолог - г. Екатеринбург
Светлана. Да, действительно "Фокусы языка" дают широкие возможности как оратору так и переговорщику. На своих тренингах я даю: гуманистическую, провокативную, боевую, гуру, превентивную и философскую стратегии применения "Фокусов языка", что ещё более расширяет их возможности.
№4 | 13 марта 2016
Рассохин Дмитрий Александрович
Психолог - г. Екатеринбург
Наталья, убеждение - это целая отдельная тема, ведь "Фокусы языка" - это только инструмент, а нахождение убеждения или даже ценности (иногда не осознаваемой), которую защищает это убеждение, вот это настоящее искусство и тогда и инструменты работают намного эффективней.
№5 | 13 марта 2016
Рассохин Дмитрий Александрович
Психолог - г. Екатеринбург
Прошёл тренинг Фокусы языка, который вызвал у меня интерес к одному вопросу: Зачем приходят учиться люди? Сначала школа, затем институт - это понятно - так принято, но зачем состоявшиеся люди приходят на тренинги? Ведь они уже и так всё знают! И ключевое слово здесь "знают", знают, что в современном мире с его темпами развития, "чтобы оставаться на месте нужно бежать", а чтобы иметь преимущество нужно бежать очень быстро - за 2 дня 60 чанков информации в традиционном формате тренинга не усвоить! А Фокусы Языка включают в себя именно столько! Поэтому мы учились, как гении - сразу на уровне "не осознанной компетенции".
И, возможно, бывает довольно сложно выбрать из такого обилия предлагаемой информации что-то, действительно, стоящее... и если они узнают то, что им интересно,они делают - идут и получают эксклюзивные знания, умения, навыки.Такое не показывают по телевизору, хотя бывает и там показывают интересные вещи, но они доступны миллионам... и я бы на них не опирался - этим ни кого не удивишь))), а удивление (эмоция любопытства, интереса), самая мотивирующая, другими словами - дающая энергию, силы для достижений, которые и делают их состоявшимися людьми.
№6 | 29 марта 2016
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий fc027 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз