Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27379 специалистов из 931 городa
Скрыть

Поговорим о гиперактивности начистоту?

От автора: Диагноз СДВГ требует особенного отношения к ребенку. А как быть, когда приходит время идти в школу? Как помочь своему ребенку не отставать от других? Что делать, чтобы ребенка не передавали из класса в класс? Возможно, в моей статье вы найдете ответы на свои вопросы. Безвыходных ситуаций не бывает, главное, найти правильный путь, а в данном случае, подход.

Поговорим о гиперактивности начистоту

Если у вас гиперактивный ребенок, вы точно знаете о нем все. Тогда я просто изложу  общую информацию по данному вопросу, а вы дополните мои «пробелы» своими практическими навыками. Договорились?

Итак, насколько давно появились данные о чересчур подвижных детях? Еще в конце IХХ века, а в 60-х годах ХХ века врачи определили состояние гиперактивности  как ММД или минимальной мозговой дисфункцией. Сегодня в Международной классификации болезни гиперактивность носит название  «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», или СДВГ.

В чем же состоит главное отличие здорового подвижного ребенка от ребенка с синдромом гиперактивности, у которого несколько притормозилось развитие зоны самоконтроля? Эти отличия знать очень важно, потому что сейчас всем активным детям «приклеивают» ярлык СДВГ, забывая о том, что есть еще детишки, с ярко выраженным холеричным темпераментом, и те, кто воспитан по типу кумира семьи. А это совсем не одно и то же! Так в  чем же заключается колоссальная разница?

НЕ относятся к гиперактивным те дети, у которых периоды бурной активности носят кратковременный характер, гнев или агрессию можно предотвратить. Они поддаются уговорам, у них вполне развиты навыки самоконтроля, их внимание можно переключить на более спокойную деятельность. Кроме того, в тех  случаях, когда ребенок устает от бурной деятельности и САМ присаживается поиграть в более спокойные игры, или забирается на колени к родителям, чтобы отдохнуть, САМ засыпает, - синдром гиперактивности исключается!

В случае СДВГ, чем больше ребенок устает, тем становится более агрессивным, плаксивым и неуправляемым в своей сверх активной деятельности. Внешне  его поведение совершенно не меняется, потому что на самом деле устает и истощается его нервная система. Что делать? Жить по режиму. Других вариантов в этом случае нет.

Для постановки диагноза СДВГ необходимо яркое проявление трех основных критериев:

  1. Невнимательность, которая проявляется как:

- Неспособность длительной концентрации внимания на деталях.

- отсутствие слухового восприятия, - поэтому чтение вслух, а также крики, нотации, длинные воспитательные речи – бесполезны. Ребенок «выключается» и уходит в себя. При этом вместо потока речи он слышит шум. Природа как будто специально позаботилась о том, чтобы он не слышал слишком частых окриков в свой адрес.

- Неумение доводить начатое дело до конца и  невозможность организации собственной деятельности.

- Отказ от занятий, требующих продолжительного интеллектуального напряжения и длительной концентрации внимания.

 Если ребенок не хочет чем-то заниматься, наберитесь терпения и попробуйте его заинтересовать. Интерес – вот главный двигатель его развития. Произвольность, то есть, воля, когда - «Не хочу, но надо» - отсутствует, зато очень доминирует «Хочу и буду». Поэтому любое принуждение, особенно в первые дни школы, - занятие бессмысленное. А вот помощь и поддержка родителей ему ОЧЕНЬ пригодится.

- Забывчивость – это его «конек», как яркое проявление нарушения концентрации внимания, поэтому просто будьте готовы к тому, что частые потери вещей, игрушек, телефона, ключей и пр., станут нормой.

Вспомните ситуации, когда Вы положили куда-то свой телефон, ключи, очки и не помните куда именно. Торопитесь, ищите, ругаетесь или переживаете. Вспомнили? Так вот у гиперактивного ребенка такое поведение – норма. Потому что доминирует «полевое поведение», которое очень ярко проявляется у взрослых, впервые попавших в огромный супермаркет заграницей или на внезапную распродажу брендовых вещей. Что у вас в этот момент происходит с концентрацией внимания?

  • Второй признак синдрома СДВГ - Гиперактивность, для которой характерны следующие признаки:

- суетливость ребенка, неумение заниматься каким-либо определенным делом и чрезмерная разговорчивость, ведь речь – это тоже показатель активности.

- Бесцельность двигательной активности, что называется движением ради движения, поэтому спокойные игры – это не для него. НО в случае, если у ребенка проявляется интерес к чему-то, он будет вести себя совершенно по-другому.

  •  Импульсивность – это третья составляющая синдрома гиперактивности. Как проявляется?

- Ребенок торопится ответить на вопрос, не задумываясь, не дослушав его до конца.

- Не умеет сдерживаться и дожидаться своей очереди, выкрикивает, перебивает, вступает в конфликты, не может усидеть на месте. Ему проще ударить кого-то, чем объяснить, что им двигало в эту минуту.

Приведу пример из собственной психологической практики.

Мальчику 7,5 лет, официальный диагноз СДВГ, с ярко выраженной симптоматикой: агрессивен и дома, и в школе, теряет вещи бесконечно, не запоминает, не слышит, не слушается и все время в движении. Даже когда сидит за столом, пинает ножку стола, стучит ложкой, болтает ногами и бесконечно говорит. Родители в нервном истощении. Моя задача была понять, в чем может проявиться его интерес, и я дарю ему небольшую коробочку с пазлами. Он высыпает все на пол, смотрит на картинку, просит показать, что надо сделать. Полчаса тишины (!!!) и картинка готова.

Ребенок молчит и не бегает целых полчаса! Для родителей – это удивительное время тишины.

В следующий раз приношу ему небольшую коробочку с конструктором «Лего», который заинтересовал его больше, чем пазлы. Показала ему схему сборки небольшого кораблика. Начали собирать вместе. Очень быстро собрал, поиграл, разрушил, опять собрал, стал делать что-то свое. При этом (!!!) не бегал, не прыгал, спокойно сидел и собирал. Только говорил много и быстро, комментируя каждое действие. После  фразы сына: ««Лего» мне нравится больше», - папа схватил его в охапку, и они поехали в «Детский мир».

На следующий день, в воскресенье, мама прислала мне видео, где мальчик сидел и вместе с папой собирал огромный корабль из конструктора. При этом в сложной схеме ребенок разобрался сам. Видео сопровождалось словами: «Ирина, это нормально, что уже 2 часа (!!!) он, не отвлекаясь, собирает корабль?».

К чему это я? А к тому, что если заниматься гиперактивным ребенком, расширять круг его интересов, пробовать ВМЕСТЕ с ним, то можно добиться многих результатов. Кстати, начальную школу мальчик закончил на «отлично» с одной 4, а занимаясь борьбой, - получил несколько наград, и тренер его очень хвалит.

И как рекомендация. Для того чтобы ребенок вошел в процесс обучения, ему необходим специалист, который владеет навыками работы с гиперактивными детьми, а точнее, - детский нейропсихолог или клинический психолог.  Помогите своему ребенку, кроме вас этого не сделает никто, не давайте сделать из него аутсайдера.

Будьте готовы к массовым протестам родителей и в детском саду, и в школе. Их тоже можно понять, один гиперактивный ребенок может не давать учиться всем детям. Что делать? Ни в коем случае не отчаиваться и вспомнить о законе инклюзивного образования в России.

Пересказывать  закон не буду, прочитаете сами, а вот о тьюторстве немного расскажу. Ребенка, отличающегося от остальных детей, для его комфорта, безопасности (школьный моббинг и буллинг – это то, что будет пострашнее плохих отметок) и, главное, возможности осваивать общеобразовательную программу, необходимо сопровождение специалиста – тьютора. Он сопровождает ребенка, как в саду, так и в школе, помогает не только его адаптации в группе, в учебном процессе, но и ОБЯЗАТЕЛЬНО составляет индивидуальный план занятий! ОБЯЗАТЕЛЬНО! При этом необходимо провести четкую границу понимания, - тьютор НЕ является учителем или нянькой. Это специалист, СОПРОВОЖДАЮЩИЙ вашего ребенка.

Иначе, очень скоро вам, лучшие родители, будут рассказывать о том, что ваш малыш с СДВГ не способен освоить школьную программу в силу своих умственных неспособностей. А это совсем не так! И если знать особенности развития его познавательных процессов, то можно понять, почему он стал отставать от других.

Помните, что у вашего ребенка проблема с концентрацией внимания, самоконтролем и дисциплиной? Чтобы понять, что это такое, предлагаю перед собой положить художественную книгу, глянцевый журнал, задачник, поваренную книгу, включить ТВ, видеоролик и позвонить своему коллеге по работе, чтобы узнать какую-то важную информацию по работе. Готовы?

А теперь в течение 40 минут  уделяйте по 3 минуты каждому источнику информации, не забывая при этом дрыгать ногами, вскакивать с места, отвлекаться на любой шум за окном, быть в теме телефонного разговора и прочее. Что у вас будет в сухом остатке? Ничего.  А через неделю? И кстати, попросите кого-то из домашних каждый раз ругать Вас и говорить, что Вы ни к чему не приспособлены! Как настроение после такого эксперимента? А что Вы думаете о своих умственных способностях? О памяти, например? А ведь требуемая информация не усвоилась из-за рассеянного и блуждающего внимания и из-за «полевого поведения», а не из-за низкого уровня IQ или умственной неспособности.

Именно поэтому гиперактивному  ребенку в школе с инклюзивным образованием тьютор жизненно необходим.  Занимаясь по индивидуальному плану, он не будет так сильно отставать от всех остальных, а в чем-то покажет себя с лучшей стороны. Главное, сопровождающего в процессе обучения выбрать верно. Это должен быть именно специалист, который владеет знаниями об особенностях ребенка и сможет быть с ним «на одной волне».

Что еще необходимо знать о своем ребенке

 с синдромом СДВГ?

  1. С ним сложно всем, и им самим, в том числе. «Я очень хочу Вас послушать, но мое тело иного мнения», - сказал мне мальчик в колледже, удерживая себя от движения ради движения, вцепившись руками в стол, а ногами за перекладину под рабочим столом. И он прав. В ситуации СДВГ тело сильнее разума, и только ваше, родительское терпение и поддержка смогут ему помочь и прийти к некоторой гармонии с самим собой.

Отношения должны быть доверительными. Это обязательно. Кричать бесполезно, потому что слух «выключается». Труднейшая задача – выдержать границу между двумя крайностями, -  режимом дня, независимо от дня недели и вседозволенностью, потому что отсутствие четких границ ребенка пугают, он начинает теряться и чувствует себя беззащитным. И, понятно, что как количество запретов, так  и количество ограничений следует свести к разумному минимуму.

 

  • Режим дня необходим для воспитания воли и дисциплины. Особенность детей с СДВГ – любопытство, отсутствие самоконтроля и инстинкта самосохранения. Поэтому они ведутся на любое «заманчивое» предложение: покататься с чужим взрослым на машине, на крыше электрички, залезть на крышу дома, сделать селфи на карнизе, украсть или покурить, убежать с урока или кому-то нагрубить. Режим дня – это возможность оградить его от подобных опасных «приключений», особенно в подростковом возрасте, который сейчас начинается уже с 9 лет.

 

  • Необходимо ограничить время просмотра ТВ и «общение» с другими гаджетами. Исключатся агрессивные фильмы и видеоигры из серии «Убей меня быстро». А так же прослушивание рок музыки, то есть, внешние раздражители желательно свести к минимуму, чтобы избежать переутомления ребенка, замените их спортом и активным отдыхом.

 

  • А что же делать с его сверхактивностью? Направить ее в спортивное русло. Во-первых, это даст хороший воспитательный эффект и поможет наладить дело с дисциплиной. Во-вторых, гиперактивного ребенка очень важно хвалить за успехи, поднимая его самооценку, а результаты в спорте помогут почувствовать себя успешным. В-третьих, большинство тренеров имеют хороший опыт взаимодействия с непростыми детьми. В четвертых, его излишки сверхэнергии в спорте будут очень востребованы.

 Главное, помните, что вид спорта должен быть ребенку интересен. Поэтому обязательно спросите, - в какой секции он хотел бы остаться? Интерес к деятельности – вот, что сделает ребенка спокойным, увлеченным, дисциплинированным. Вам лишь останется  помочь ему в выборе. И! Помните о том, что по его внешнему виду невозможно понять, насколько он устал. Поэтому, повторюсь, соблюдение режима дня:  время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

Кстати, что касается еды, - если ребенок переутомился, он может отказываться от приема пищи. Не надо заставлять его есть через силу. От этого ему будет только хуже.

  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Хвалите ребенка в том случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца, собрать игрушки, заправить постель, собрать портфель, - за результат. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысить его самооценку и зафиксировать положительное подкрепление. Важно развить у малыша чувство ответственности за собственные поступки. Но не завышайте требования, ему и так непросто.

 

  • И ОБЯЗАТЕЛЬНО говорите ребенку, что Вы его любите. Очень. Ведь это ваш малыш.
  • И конечно, необходимо обратиться к специалистам, которые назначат поддерживающее лечение и дадут полезные рекомендации по стабилизации состояния ребенка.

Наберитесь терпения, лучшие родители, и все у вас получится!

 

 

 

Что почитать по данной теме?  Список литературы:

  1. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.
  2. Кузнецова Е. А. Игры для гиперактивных детей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
  3. Мурашова Е. «Дети-тюфяки и дети-катастрофы».
  4. Романчук О. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей.
  5. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М: Сфера, 2005.

 

 P.S. Впервые статья опубликована в книге "Адаптация лучших родителей к школе", которая опубликована в Интернет-магазинах под моим псевдонимом - Психолог Ирина Кураж.

 

К автору уже обратились 2 человека с сайта
Опубликовано на сайте: ,  443 просмотра

Комментарии

Зелина Мария Геннадьевна
Психолог - г. Калуга
Благодарю за четкий и ясный материал!
№1 | 12 июля 2018
Ирина Берестень
Психолог, Преподаватель Лектор - г. Москва
Зелина Мария Геннадьевна, Большое спасибо.
№2 | 12 июля 2018
Наталья Удалова
Психолог, Детский психолог - г. Шуя
И я взяла в закладки, спасибо,Ирина Станиславовна
№3 | 12 июля 2018
Ирина Берестень
Психолог, Преподаватель Лектор - г. Москва
Наталья Удалова, Благодарю. Мне будет приятно знать, что материал пригодится для работы коллегам.
№4 | 12 июля 2018
Шипочёва Елена Викторовна
Врач-психотерапевт, Онлайн-психолог - г. Новосибирск
С интересом прочитала! Благодарю!
№5 | 21 сентября 2018
Ирина Берестень
Психолог, Преподаватель Лектор - г. Москва
Шипочёва Елена, Большое спасибо!
№6 | 4 октября 2018
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий d2417 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз