Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 25236 специалистов из 893 городов
Скрыть

Хотите ириску?..

От автора: Статья о том, как мы можем проецировать наши внутренние ограничения на других, особенно на тех, кто смотрит на нас снизу вверх или следует за нами.

Хотите ириску

Прослыть боится слабым лишь тот, кто слаб.

А. Толстой

 

Помните рекламу, где пилот падающего самолета размеренно идет по салону к выходу, даже не собираясь скрыть рюкзак с парашютом за своей спиной? На вопрос пассажира «все ли в порядке?» он молча протягивает ему упаковку с ириской, подмигивает и идет спокойно дальше. Немая сцена, пассажир откидывается в кресле, пилот идет дальше, все расходятся довольными.

Образ, созданный в рекламном ролике, кажется забавным, несмотря на то, что это черный юмор. Кажется, что такое возможно лишь на телеэкране или в искушенном воображении специалистов по рекламе.

Но это лишь на первый взгляд. Если присмотреться, то таких «пилотов с ириской» можно обнаружить не так уж и редко в жизни.

Заметил, как один знакомый постоянно с кем-то разговаривает по телефону. Оказалось, что это мать периодически звонит ему: то компьютер не так работает, то приехать починить что-то нужно. Казалось бы, совершенно обычная ситуация. Помогать родителям – это нормально и, можно сказать, в определенной степени долг. Но потом стало ясно, что здесь мне показалось странным.

Знакомый, которому было уже за тридцать, жил с матерью. После смерти отца, он считал своим долгом помогать ей и поддерживать в любых вопросах. Вот только в сфере личных отношений у него что-то не складывалось. То девушка не та, то нет времени, то маме нужно помочь.

Если вернуться к рекламе с ириской, то здесь вполне прослеживается аналогия. Медленно, но верно самолет личных отношений сына приближается к земной поверхности. Нет, он не падает, все пока еще не так драматично. Но пилот в лице матери говорит, что «все в порядке, только съешь ириску, то есть отдай свой долг в виде заботы, поддержки и своего времени и сил». И сын ест ириску и успокаивается, откидываясь на спинке кресла, то есть отдает этот долг матери.

Но самолет продолжает падение!..

Другая ситуация. Руководитель отдела занимает эту должность уже далеко не первый год, и давно уже вошел в зону «выгорания». Здесь новая информация уже воспринимается слабо, и всяческие нововведения представляются как очевидное «зло» для отдела. И вот к нему приходит один из новых сотрудников с инновационным предложением. В глубине души руководитель понимает, что предложение замечательное и принесет немалую пользу, но дает ответ в стиле «Это все, конечно, хорошо, но…». Ведь тогда придется многое менять, легче дать этому инициативному подчиненному аргументированную «ириску», чтобы тот успокоился.

А отдел в то же время медленно, но верно движется по пикирующему курсу, идя на снижение. Развития как такового не происходит, роста нет, некогда интересные задачи превращаются в скучную рутину. Руководитель-пилот знает об этом, но не собирается ничего предпринимать. Ведь у него есть целая упаковка ирисок…

Можно найти и другие похожие примеры. Среди нас они периодически встречаются.

Как же понять, что мы сами не принадлежим к их числу?

Пилот падающего самолета, конечно, несколько драматичная метафора. Однако на его месте может оказаться любой человек. Причины самые разные – стресс, травмирующий опыт, неудачи. Но главное в этом то, что человек перестает расти сам и препятствует росту тех, кто от него зависит.

Неважно, кто сидит в кресле такого пилота – родитель, руководитель или просто человек, имеющий влияние на свой круг общения в виде друзей или близких. Но каждый раз повторяется одно и то же: его ограничения передаются последователям, подчиненным, знакомым, всем тем, кто идет по стопам за спиной.

Хуже всего ситуация, когда пилот понимает, что самолет падает и уже ничего сделать нельзя. Как бы ни пытался он скрыть ощущение безвыходности, но бессознательно оно будет передаваться его детям, подчиненным, друзьям и близким.

В этот момент пилоту нужно мужество, чтобы признаться в своей слабости и неспособности изменить ситуацию. Если смелости и мужества не хватит, то тогда и понадобятся «ириски».

Напрашивается вопрос – где взять это мужество?

Как ни странно, но это и есть самый сложный вопрос. Порой это превращается в настоящее испытание для человека. И когда он, превозмогая страх, сопротивление, борясь с самим собой, наконец, делает долгожданное признание, то его нередко ждет «сюрприз». Оказывается, что те другие, прекрасно знали, что «самолет падает», просто не решались сказать об этом пилоту.

Резюмируя сказанное выше, хочется отметить, что в кресле пилота, ведущего падающий самолет, может оказаться любой из нас. Такая ситуация – это серьезное испытание, требующая немалого мужества, самокритичности и умения взглянуть на себя со стороны. Скрывать факт падения самолета бессмысленно – рано или поздно команда узнает или начнет догадываться об этом. Пилот должен сделать признание первым, какое бы тяжелое оно ни было. И, конечно, не кормить никого ирисками.

В завершение анекдот про три конверта.

Один директор сменяет другого, и старый руководитель ,передавая новому дела, вручает ему три пронумерованных конверта. В ответ на недоуменный взгляд нового директора, старый ответил следующее: «Первый раз будет плохо, откроешь первый конверт. Второй раз будет плохо – откроешь второй конверт, а потом и третий». Новый директор с жаром взялся за дело, но вскоре понял, что все не так просто, как ему казалось вначале. И когда проблемы совсем одолели его, он решил вскрыть первый конверт. Там была одна фраза: «Вали всё на меня». Теперь во всех своих речах директор не забывал вставить хоть несколько слов про ошибки старого директора, про то, что его методы управления были несовременными, и сейчас приходится расхлебывать результаты прежних просчетов. Какое-то время новому директору жилось очень даже хорошо. К нему стали относиться с пониманием, но и этот период вскоре завершился, и жизнь, в лице разнообразного начальства, начала вновь показывать зубы. Директору пришлось вскрыть второй конверт. В нем тоже было всего два слова: «Проведи реорганизацию». Директор и в этот раз поступил так, как ему советовали, и жизнь снова наладилась. Ну, как можно ругать человека, который занимается реорганизацией и проводит инновационную политику? Однако годы бежали, и директору опять стало трудно жить, он снова почувствовал, как под ним шатается кресло, и рука его привычно потянулась к третьему конверту. Послание гласило: «Готовь три конверта!»

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

 

Возможно, Вам будет интересно почитать и другие мои статьи.

Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Опубликовано на сайте: ,  593 просмотра
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 52 человека с сайта
Провел 125 онлайн консультаций на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Гончаров Дмитрий Владимирович
Психолог, Ведущий тренингов - г. Иваново
Ваша статья как всегда точно отражает реальность...
И вызывает вот такую ассоциацию...

В сутре Будда рассказал притчу:

ЗЕМЛЯНИКА

Как-то идя по полю, человек встретился с тигром. Он побежал, тигр - за ним. Добежав до края пропасти, он ухватился за корни дикой виноградной лозы и повис над бездной. Тигр начал обнюхивать его сверху. Дрожа от страха, бедняга посмотрел вниз: там, далеко внизу, его поджидал другой тигр. Только лоза пока еще удерживала его.
Две мыши, черная и белая, начали потихоньку подгрызать корни лозы. Рядом с собой человек вдруг заметил спелую, сочную землянику. Держась одной рукой за лозу, другой он сорвал ягоду. Как она была вкусна!

А вдруг, падение "самолета жизни" начинается с момента рождения?

Спасибо!
С уважением!
№1 | 4 сентября 2015
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
Дмитрий Владимирович, спасибо за притчу!)) Помнится вроде там была еще одна концовка у нее: мудреца, который рассказывал эту историю про себя, спросили "чем же все закончилось?" "Как чем? Я выжил, иначе как бы Вы услышали эту историю!.."
№1 | Гончаров Дмитрий Владимирович писал(а):
А вдруг, падение "самолета жизни" начинается с момента рождения?
В этом случае мы имеем дело со жизненным сценарием... И нужно немалое искусство пилота, чтобы вывести самолет жизни из пике...
№2 | 4 сентября 2015
Название замечательное! Не собиралась читать статьи в принципе, но перед таким словосочетанием устоять просто не возможно. )))
№3 | 4 сентября 2015
Истории хорошие, и анекдот хороший), спасибо! А по поводу "если вы пилот, то решайте проблему и не кормите людей ирисками", скажу. 1. Для любого человека любое ДЕЛО, которым он занят, не вся его жизнь целиком, а только часть его жизни. Соответственно, возможность развалить ДЕЛО для него куда менее драматична, чем возможность лишиться привычной в жизни подпорки. В приведенных вами примерах, как мать своего "маменькиного сына", так и "засидевшийся" в своем кресле начальник, куда более заинтересованы в собственном благополучии, чем в благополучии тех, кто обезпечивает им это их личное благополучие). Они просто не хотят ничего менять. И не будут. 2. Если бы они могли сменить точку зрения и проникнуться той мыслью, что их действия представляют угрозу для их подчиненных, и если бы они могли и хотели делать что-то для благополучия своих подчиненных, они бы это уже сделали. 3. Бывают ситуации, и с ними знакомо большинство тех, которым приходилось руководить большим количеством людей, а особенно те, кому приходилось ОТВЕЧАТЬ за безопасность толп людей - капитаны пассажирских кораблей, например, или, что то же самое, пилоты пассажирских самолетов, машинисты пассажирских поездов, службы безопасности на стадионах и так далее - так вот, бывают ситуации, когда ЕДИНСТВЕННОЕ средство спасти эту толпу - врать ей, "кормить ирисками", убеждать в том, что опасности нет - и тем самым избегать паники, давая возможность людям, которые могут что-то сделать, сделать это что-то. Хотя бы даже вывести людей из опасной зоны организованными партиями, не допустив давки и паники.
Так что я в корне не согласна с вашим выводом. Лицо начальствующее никогда не обязано делиться с подчиненными ПРАВДОЙ, а не "ирисками". А часто лицо начальствующее просто в силу своего положения, своих знаний и своей ответственности ОБЯЗАНО накормить подчиненных успокоительными "ирисками".
Что пользы, например, было бы тому самолету, если бы пассажиры узнали о том, что он падает?
Вы полагаете, пилот, прежде чем принял решение его покинуть, не сделал все возможное, чтобы предотвратить катастрофу?
Или вы полагаете, что паника среди обреченных людей, которые не умеют сами управляться с самолетом, не могут его покинуть (высоко, да и парашютов на всех не предусмотрено), просто будут, как животные, убивать друг друга и летчиков и выбрасываться за борт в безумном страхе, это полезное и необходимое дело?
Или вы полагаете, им будет легче, если они эти последние минуты просидят в креслах не в расслабленном спокойствии, а точно зная, что эти минуты - последние?
№4 | 4 сентября 2015
Гончаров Дмитрий Владимирович
Психолог, Ведущий тренингов - г. Иваново
Очень интересная тема!
Смыслов много...

№2 | Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
Помнится вроде там была еще одна концовка у нее: мудреца, который рассказывал эту историю про себя, спросили "чем же все закончилось?" "Как чем? Я выжил, иначе как бы Вы услышали эту историю!.."
Да, это ОДНА из концовок!
Она оптимистичная!
№2 | Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
В этом случае мы имеем дело со жизненным сценарием... И нужно немалое искусство пилота, чтобы вывести самолет жизни из пике...
Предлагаю еще один смысл...
Вот выведет пилот самолет из пике, и что потом горизонтальный спокойный полет?
Как в сказке, после драматичных событий концовка: "и потом они жили долго и счастливо!"
Вы таких видели, я имею ввиду не в сказке?

С уважением!
№5 | 4 сентября 2015
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
№3 | Степанова Наталья Александровна писал(а):
Название замечательное! Не собиралась читать статьи в принципе, но перед таким словосочетанием устоять просто не возможно. )))
Спасибо, Наталья Александровна! Рад, что был в тему))
№6 | 4 сентября 2015
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
№4 | Ольга писал(а):
Они просто не хотят ничего менять.
Именно так!
№4 | Ольга писал(а):
ЕДИНСТВЕННОЕ средство спасти эту толпу - врать ей, "кормить ирисками", убеждать в том, что опасности нет - и тем самым избегать паники
Для такого случая, конечно, это и есть единственный способ - НЕ говорить правду. Но это в случае, когда метафора падающего самолета буквальна и здесь нет другого способа сохранить спокойствие и избежать паники.
№4 | Ольга писал(а):
Так что я в корне не согласна с вашим выводом. Лицо начальствующее никогда не обязано делиться с подчиненными ПРАВДОЙ, а не "ирисками". А часто лицо начальствующее просто в силу своего положения, своих знаний и своей ответственности ОБЯЗАНО накормить подчиненных успокоительными "ирисками".
Спасибо, Ольга, за детальный ответ. Ваша позиция мне полностью понятна. Думаю, что мы различаемся в том, как воспринимать людей, находящихся под руководством пилота падающего самолета. Если как толпу со всеми вытекающими ее "не особо интеллектуальными" характеристиками, то Вы совершенно правы - с толпой нужно именно так и управляться, т.е."кормить ирисками". Но если как людей, которые тоже что-то понимают и осознают и сами догадываются о том, что "самолет падает", то ириски уже не прокатят. Возможно, это действительно более утопичный вариант толкования метафоры, но я стремился остановиться именно на нем...
№7 | 5 сентября 2015
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
№5 | Гончаров Дмитрий Владимирович писал(а):
Очень интересная тема!
Смыслов много...
Да, это точно. Метафору можно толковать настолько по-разному, что некоторые варианты начинают противоречить друг другу.
№5 | Гончаров Дмитрий Владимирович писал(а):
Вот выведет пилот самолет из пике, и что потом горизонтальный спокойный полет?
Если продолжать мысль, то пилот мог и сам спровоцировать критическую ситуацию, посчитав, что слишком скучно все время летать спокойно и размеренно, на автопилоте...
№8 | 5 сентября 2015
№7 | Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
Спасибо, Ольга, за детальный ответ. Ваша позиция мне полностью понятна. Думаю, что мы различаемся в том, как воспринимать людей, находящихся под руководством пилота падающего самолета. Если как толпу со всеми вытекающими ее "не особо интеллектуальными" характеристиками, то Вы совершенно правы - с толпой нужно именно так и управляться, т.е."кормить ирисками". Но если как людей, которые тоже что-то понимают и осознают и сами догадываются о том, что "самолет падает", то ириски уже не прокатят. Возможно, это действительно более утопичный вариант толкования метафоры, но я стремился остановиться именно на нем...
Спасибо вам, Дмитрий Дмитриевич, за ваш вежливый ответ на мой комментарий))).
Скорее всего, мне показалась не вполне уместной метафора... так-то понятно, о чем вы вели речь))). Но именно вот метафора с пилотом и пассажиром, мне кажется, не вполне "в тему" - потому что пилот обладает таким количеством специальных знаний и умений, что никакой пассажир, даже самый адекватный, "психологически прокачанный" и "взрослый", никогда с ним не сравнится... и соответственно, никакой пассажир никогда не сможет взять ситуацию в самолете в собственные руки. Просто для этого ему мало быть адекватным ситуации, а нужно было лет 20 учиться).
Качественно разные уровни возможности воздействия на ситуацию у пилота и пассажира.
Будь он хоть королем США, в ситуации полета пассажир является одушевленным грузом, и не более того))).
Отчасти то же с ситуацией "начальник и подчиненный". Начальник может обладать качественно иными знаниями, которых подчиненному либо просто не видно - и он их не учитывает, или видно, но тем не менее повлиять он никак не может.
Например, начальник может быть "в курсе" того, что всю их отрасль, или по крайней мере их отдел, "большие боссы" решили "завалить" как неперспективный, и из великой милости и человеколюбия дают людям доработать до пенсии). Например, он заведует отделом каллиграфии, а "в верхах" принято решение перейти на книгопечатание).
И потому новации в их сфере, предложенные талантливым подчиненным, мягко выражаясь, не ко времени и не к месту).
Метафору, метафору я бы не стала углублять). Метафора "пилот-пассажир" многопланова, и потому может быть противоречива).
С уважением).
№9 | 5 сентября 2015
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
№9 | Ольга писал(а):
Будь он хоть королем США, в ситуации полета пассажир является одушевленным грузом, и не более того))).
Отчасти то же с ситуацией "начальник и подчиненный".
Вот это как раз то самое - отношение к подчиненным как к "одушевленному грузу")) Вспомнил тут, как в одной книге была еще одна метафора отношения к подчиненным - там они сравнивались с лошадьми)) Пришпоришь - и они сразу продуктивнее работают)
№10 | 5 сентября 2015
Гончаров Дмитрий Владимирович
Психолог, Ведущий тренингов - г. Иваново
№8 | Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
Да, это точно. Метафору можно толковать настолько по-разному, что некоторые варианты начинают противоречить друг другу.
Противоречить друг другу варианты могут только на уровне эго(или ума).
На глубинном уровне - это целостность-одно и тоже и его варианты?
№8 | Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
Если продолжать мысль, то пилот мог и сам спровоцировать критическую ситуацию, посчитав, что слишком скучно все время летать спокойно и размеренно, на автопилоте...
Да Вы знаете скучно можно летать и в пике...
А в горизонтальном полете может быть НИРВАНА....

Это вопрос личного выбора....
И все что я написал, не противоречит, а дополняет ?

С уважением!
№11 | 5 сентября 2015
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
№11 | Гончаров Дмитрий Владимирович писал(а):
Противоречить друг другу варианты могут только на уровне эго(или ума).
На глубинном уровне - это целостность-одно и тоже и его варианты?
Согласен, на глубинном уровне любое противоречие и парадокс перестают быть таковыми!
№11 | Гончаров Дмитрий Владимирович писал(а):
Это вопрос личного выбора....
И все что я написал, не противоречит, а дополняет ?
Однозначно последний вариант)
№12 | 5 сентября 2015
Любицкая Оксана Григорьевна
Психолог, Консультант по бесплодию - г. Калининград
Классная параллель с пилотом и ирисками!
№13 | 21 ноября 2015
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 07d44 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз