Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 26141 специалист из 905 городов
Скрыть

Настроиться на… клиента

От автора: В статье рассматриваются основные элементы, которые нужны для хорошей настройки терапевта на клиента. Без такой настройки взаимодействие вряд ли будет эффективным, продуктивным и комфортным.

Настроиться на клиента

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.

Стефан Цвейг

Часто приходится слышать от специалистов о такой вещи, как настройка на клиента. Точнее о том, что настроиться по каким-то причинам не удалось. Иногда кажется, что это тоже самое, что умение слушать. Однако, это не совсем так.

Слушать клиента, безусловно, тоже очень важно. Это является, по сути, первым этапом такой настройки. Здесь самое время отбросить все предубеждения и прошлый опыт, вызывающий искушение заявить, что «мне все понятно». Парадокс в том, что чем богаче практический опыт, тем сильнее искушение засунуть описываемую ситуацию в одну из проверенных типовых схем, воскликнув «Так это же типичный случай!..» Сделав подобное, можно легко ступить на скользкий путь, где та самая настройка будет потеряна, и во взаимодействии появится напряженность и недоверие.

Следующий момент – это позиция терапевта по отношению к клиенту. Вариантов здесь не так много, но они в корне определяют то, как все будет происходить. Итак, это «позиция сверху», когда терапевт становится авторитетным родителем, отчетливо показывая свой высокий статус профессионала, «позиции на равных», где дистанция максимально сокращается, или даже «позиция снизу», когда необходимо «возвысить» клиента, в основном, для того, чтобы он осознал ответственность и почувствовал свой вклад в процесс терапии. Иногда приходится менять позиции на разных этапах взаимодействия. Однако, неправильная пристройка к клиенту может существенно затруднить настройку на него.

Собственно раппорт, то есть атмосфера доверия и дружелюбия, является одним из показателей того, что настройка успешно удалась. Клиент чувствует, что его слушают, причем очень внимательно, при этом полностью понимают и даже принимают, не становясь в критическую позицию. В целом данное состояние настолько волшебное и непривычное, что, иногда кажется, будто клиент приходит не столько за изменениями, сколько за раппортом, на плодородной почве которого все эти изменения начинают расти, как грибы после дождя. Часто настойка теряется из-за того, что терапевт сразу переходит к выполнению каких-то упражнений и техник, не создав достаточную атмосферу раппорта, где клиент сможет расслабиться и подготовиться непосредственно к работе.

Перечисленные выше элементы настройки связаны скорее с ее невербальной составляющей, формирующей некий эмоциональный контекст для процесса изменений. Однако контекст – это нечто статическое и отличающееся постоянством. Следующий важный элемент настройки связан с динамикой процесса. Безусловно, терапевт в некоторой степени должен служить зеркалом для клиента, в котором тот сможет увидеть свое проблемное состояние с непривычных ракурсов. Но, кроме максимально точного отражения текущей ситуации должно быть ощущение движения к выходу из проблемы. Как говорится, чем дольше мы анализируем глубину, ширину, причины возникновения ямы, в которую угодил клиент, не неся вместо этого лестницу, тем меньше у него желания следовать с нами дальше.

И последнее про настройку на клиента, о чем хотелось упомянуть в данной небольшой статье, это настройка терапевта на самого себя. Если проблема клиента отрезонировала в нем, вызвав дискомфорт, то настройка пропадет автоматически. Любой конфликт во внутреннем мире терапевта должен быть проработан хотя бы для того, чтобы информационно не заражать окружающих. Это похоже на то, как врачи надевают маску на лицо, цель которой не защититься, но защитить других от своих бактерий. Если терапевт чем-то и должен «заражать», то позитивными убеждениями, верой, легкостью, спокойствием, уверенностью. Иначе у клиента возникнет диссонанс, причем на бессознательном уровне. Он будет осознавать, что получаемая информация правильная, но совершенно не соответствует действительности. Неверие терапевта передастся ему и разрушит настройку, какая бы она надежная и прочная ни была.

В завершение притча про младенцев, которые разговорились как-то в утробе матери…

Разговорились однажды в животе беременной женщины два младенца. Один из них был верующим, а другой почему-то оказался неверующим.

- Ты веришь в жизнь после родов? - спрашивает брата неверующий младенец.

- Конечно, — ответил тот. — Ясное дело, что жизнь после родов существует. Мы здесь только для того, чтобы окрепнуть и быть готовыми к тому, что нас ждет потом.

- Глупость, - возразил ему брат. -Никакой жизни после родов не бывает. Ты хоть можешь представить, как она будет выглядеть?

- Я не знаю всех деталей, - сказал верующий младенец, — но верю, что там будет больше света. Может быть, в той жизни мы даже будем сами ходить и есть своим ртом.

- Какая ерунда, — возразил ему брат. - Это же невозможно: самим ходить и есть ртом. Об этом даже говорить смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. Наша жизнь — пуповина, она и так слишком коротка, чтобы думать еще о чем-то другом.

- Но там все будет совсем по-другому, — ответил верующий младенец. — В любом случае мы там увидим маму, и она позаботится о нас.

- Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится?

- Она везде, вокруг нас, мы в ней пребываем. Благодаря ей мы движемся и живем. Без нее мы просто не могли бы существовать.

- Полная ерунда. Я не видел никакой мамы, и поэтому для меня очевидно, что ее просто нет! — воскликнул неверующий младенец.

А я точно знаю, что она есть, — сказал верующий.— Иногда, когда все вокруг затихает, можно даже услышать, как она поет, и почувствовать, как она гладит нас. Вот увидишь, наша настоящая жизнь начнется только тогда, когда мы родимся.

 

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, психотерапевт

Возвращаться к себе никогда не поздно!

А еще это может быть легко и приятно.

 

Другие мои статьи:

 

Еще более 200 моих публикаций>>

 

 

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Опубликовано на сайте: ,  360 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 52 человека с сайта
Провел 125 онлайн консультаций на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Кипра Марина Ивановна
Психолог, Консультант - г. Волгоград
Наверно у каждого психолога своя настройка к клиенту. Из 1,5 часа консультации, примерно, половина, у меня уходит на "слушание" клиента,,иногда и больше. Пока он рассказывает, я "прокручиваю", чем ему помочь, что применить. Спасибо, Дмитрий Дмитриевич за статью.
№1 | 5 января 2016
Томашевская Людмила Николаевна
Психолог, Гипнотерапевт - г. Ростов-на-Дону
Спасибо за статью, Дмитрий. В своей работе, сохраняя рапорт , использую три позиции восприятия , меняю их несколько раз во время сессии.. Это помогает не "выгореть".Отдельное спасибо за притчу. Возьму в свою копилку.
№2 | 6 января 2016
Гончаров Дмитрий Владимирович
Психолог, Ведущий тренингов - г. Иваново
Супер!

С уважением!
№3 | 6 января 2016
Тулинова Ирина Борисовна
Психолог, Семейный психолог - г. Мариуполь (Украина)
Спасибо за статью, Дмитрий, и за такую милую притчу! С наступающим Рождеством!
№4 | 6 января 2016
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
№1 | Кипра Марина Ивановна писал(а):
Наверно у каждого психолога своя настройка к клиенту. Из 1,5 часа консультации, примерно, половина, у меня уходит на "слушание" клиента,,иногда и больше. Пока он рассказывает, я "прокручиваю", чем ему помочь, что применить. Спасибо, Дмитрий Дмитриевич за статью.
Благодарю, Марина Ивановна! Безусловно, каждый настраивается на клиента по-своему... Слушание - весьма важная составляющая, базовая можно сказать.
№5 | 6 января 2016
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
№2 | Томашевская Людмила Николаевна писал(а):
Спасибо за статью, Дмитрий. В своей работе, сохраняя рапорт , использую три позиции восприятия , меняю их несколько раз во время сессии.. Это помогает не "выгореть".Отдельное спасибо за притчу. Возьму в свою копилку.
Спасибо за дополнение, Людмила Николаевна! Перемещение между позициями восприятия, действительно, мощный прием. Спасибо, что напомнили!
№6 | 6 января 2016
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
№3 | Гончаров Дмитрий Владимирович писал(а):
Супер!
Спасибо, Дмитрий Владимирович!
№7 | 6 января 2016
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
№4 | Тулинова Ирина Борисовна писал(а):
Спасибо за статью, Дмитрий, и за такую милую притчу! С наступающим Рождеством!
Ирина Борисовна, спасибо за добрый слова! И Вас тоже с наступающим Рождеством!
№8 | 6 января 2016
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 8d33d Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз