Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27449 специалистов из 929 городов
Скрыть

Убеждения и потребности

От автора: Добрый день!

Случалось ли вам во внешне нейтральной ситуации испытывать неадекватный ей стресс, проваливаясь в чувство одиночества, изоляции, собственной неполноценности, тревоги, связанной с ожиданием неизвестной опасностью? Я уверен, что такое бывало с каждым. Почему же это происходит?

Ответить на этот вопрос можно рассмотрев распространенные ложные глубинные убеждения, которые имеются у каждого человека, и через призму которых мы воспринимаем окружающий нас мир. Сегодня я бы хотел начать знакомить вас с ними, используя концепцию схема-терапии.

Убеждения (или «схемы») формируются в раннем детстве, когда с человеком случается что-то неприятное, и представляют собой комплекс эмоциональных образов, умозаключений, а также памяти телесных ощущений. Они закрепляются в ряде последующих событий, в которых он испытывает подобные переживания. Так формируется схема, которая будет воспроизводиться им в течение всей оставшейся жизни в похожих ситуациях.

Приведу пример одной женщины, назовём её Анна.

============ 
В детстве Аня часто переживала болезненные для неё ситуации. Отец-алкоголик был склонен к внезапным вспышкам агрессии, а мать занимала покорную позицию и не могла защитить не то, что дочь, но даже себя. К Ане предъявлялись строгие требования вести себя тихо и незаметно. Если у Ани случалось что-то в школе или во дворе, она вначале делала попытки поделиться этим, но вскоре перестала даже думать об этом, поскольку боялась расстроить мать и того, что отец набросится на нее с угрозами. Так у нее формировалась схема Подчинения. Впоследствии эта схема привела её к тягостной сексуальной связи с мужчиной, который также проявлял по отношению к Ане агрессию, а она, зная, что эти отношения не приносят ей удовольствия, все равно вступала с ним в сексуальную связь. Активируясь во взрослой жизни Ани, эта схема заставляет её ориентироваться на желания других людей, испытывать беспомощность, ощущать давление с их стороны, даже когда её ни к чему не принуждают. И когда в рабочем коллективе кто-то спрашивает её мнения, она испытывает напряжение и соглашается с высказываниями коллег. А на мероприятия, где ей надо будет что-то говорить, например, на собеседования, она вовсе не приходит. Так проявляется её поведенческий сценарий (или «режим»), которым она реагирует на эту схему. 
============

Какие-то из схем или даже горсть их встречаются у каждого в более или менее выраженной форме. И проблемной такая схема становится тогда, когда она приводит к социальным проблемам или неприятным эмоциональным переживаниям. Тогда они мешают осознанию, принятию и удовлетворению человеком своих базовых потребностей. Это такие, своего рода, зоны уязвимости.

Основные схемы и режимы описал Джеффри Янг. Все схемы разделяют на группы, соответствующие основным неудовлетворенным потребностям человека. Давайте вкратце их рассмотрим…

===========

I — Потребность в безопасной привязанности, принятии и заботе.

Люди, у которых в детстве почему-то не была должным образом удовлетворена эта потребность, чувствуют себя недостаточно безопасно и уверенно в отношениях. Чувства и эмоции здесь могут быть самыми разными.

Схема покинутости будет заставлять женщину чувствовать себя оставленной, когда её муж на работе и не пишет ей уже целых 50 минут (!); люди со схемой социальной изоляции не могут почувствовать себя частью какой-то группы; схема недоверия заставляет людей быть подозрительными и постоянно чувствовать угрозу со стороны окружающих.

===========

II — Потребность в автономии, компетентности, чувстве самости.

Здесь проблемы возникают с уверенностью в себе, адекватной оценкой своих достижений и независимостью. Люди с этими схемами чувствуют себя зависимыми, беззащитными, нерешительными. Их может до ужаса пугать необходимость серьезного выбора. Они не ожидают ничего, кроме неудач.

Такие люди убеждены, что их собственные решения принесут только вред их отношениям, им самим и окружающим людям. Все страхи заболеть неизлечимыми болезнями, сойти с ума или попасть в катастрофу – тоже сюда.

===========

III — Потребность в реалистичных границах, самоконтроле.

Хотел бы обратить внимание всех родителей на эти потребности! На мой взгляд, потребность ребенка в адекватных границах чаще всего не удовлетворяется его родителями. А ведь, как это ни парадоксально, но и вседозволенность, и атмосфера сурового кадетского училища, в равной степени ведут к проблемам этой группы, а именно – к трудностям с обозначением и соблюдением адекватных границ.

Людям со схемами этой группы не хватает самодисциплины. Они с трудом управляют своей жизнью, учебной или трудовой деятельностью. Схема грандиозности заставляет их думать, что им разрешено все, чего бы они не пожелали. А схема недостаточного самоконтроля проявляется в нарушениях установленных правил и неспособности ждать отсроченные удовольствия.

===========

IV — Потребность в свободном выражении потребностей и эмоций.

Если у человека есть что-то отсюда, то он, скорее всего, считает свои потребности менее важными, чем желания других людей. В результате, свои усилия он тратит на удовлетворение потребностей окружающих. Способы только могут быть разными.

Есть схема подчинения – человек пытается подстроиться под чужие потребности; самопожертвование будет наделять его полной ответственностью за решение проблем его близких («чтобы всем было хорошо!»). Люди со схемой поиска одобрения и признания имеют одну цель – угождать другим.

===========

V — Потребность в спонтанности и игре.

Здесь речь идёт об избегании выражения спонтанных эмоций и желаний, а также переживаний вообще. Некоторые люди часто склонны обесценивать свои чувства и эмоции, «детские» потребности и спонтанность. Они полагают, что это проявление глупости, нелепого ребячества и незрелости.

Люди со схемой негативности имеют весьма негативное представление о мире: иногда может казаться, что они только и заняты тем, что выискивают отрицательные стороны в окружающем. Схема жестких стандартов чувствуют постоянное внутреннее давление из-за навязчивого стремления везде успевать. Они никогда не удовлетворяются достигнутым. Ну, а стремление обязательно наказывать за ошибки, особенно связанные с моральными оценками и нравственными нормами, отвечает схема карательности.

==================================

Конечно, я упомянул не все схемы. Моей целью не было подробно рассмотреть каждый частный случай. Скорее я хочу приподнять завесу неопределенности, скрывающую основные причины тех или иных неприятных, а иногда и весьма тягостных состояний, в которых мы оказывается регулярно.

Почему я считаю, что это концепция схема-терапии имеет такой большой потенциал? Потому как в своё время, когда я с ней познакомился, она многое помогла мне лучше понять и про себя, и про мои отношения с другими людьми, и, разумеется, про отношения других людей с их окружением, что так важно в моей психотерапевтической практике. И не только помогла понять, но и дала также действенные инструменты для коррекции этих иррациональных убеждений.

Знание того, какие механизмы стоят за внешне неадекватным поведением человека, позволяет заглянуть глубже в него. Это помогает за яростной бравадой, постоянными жалобами или хвастовством увидеть истинные мотивы человека, например, желание защититься, получить признание или доказать себе и окружающим, что он не маленький и испуганный (как он о себе думает), а брутальный и могущественный.

Если у вас есть вопросы – задавайте их в комментариях к этому посту, в личных сообщениях или в соответствующих темах в группе – я с радостью отвечу на них! Возможно, потребуется остановиться на каком-то разделе подробнее или разобрать какую-то ситуацию – пишите!

Я очень хочу, чтобы в ближайшем будущем, выходя на улицу, мы могли видеть не только обезличенную толпу безразличных и озлобленных жертв обстоятельств, но больше осознанных, уверенных в себе и по-настоящему счастливых людей!

До встречи!

 

К автору уже обратились 3 человека с сайта
Опубликовано на сайте: ,  66 просмотров

Комментарии

Путилин Олег Викторович
Психолог, Семейный психолог - г. Москва
Иван, спасибо Вам за обучающую статью!
№1 | 9 ноября 2018
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 8864f Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз