Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 25227 специалистов из 892 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Что делать, если проблема кажется неразрешимой?

От автора: В статье описана общая стратегия работы с проблемами, которые кажутся на первый взгляд неразрешимыми. Как сделать первый шаг? С чего начинать? За какие "ниточки" нужно дергать?

Что делать если проблема кажется неразрешимой

Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения.

Эрих Берн

Иногда проблема, с которой приходит клиент, кажется неразрешимой не только ему самому. Терапевт тоже человек, и бывает так, что клубок противоречий, который выкладывает перед ним на стол клиент, кажется совершенно нерешаемым. Что же делать в подобной ситуации? За какую ниточку стоит потянуть, чтобы узел проблем начал развязываться?

Существуют системные «ниточки», которые позволяют разобрать сложную проблему на «винтики». В статье предлагается краткий инструментарий, позволяющий быстро определить направление для работы.

Шаг 1. Диагностика. Необходимо определить, с чем же связана проблема: с самим собой, с другими людьми или с внешним миром.

Проблема с самим собой. Не хватает уверенности, мотивации, каких-то ценных качеств личности типа самооценки или принятия себя

Проблема с другими людьми. Не устраивают взаимоотношения с кем-то, не складываются семейные, близкие или дружественные отношения.

Проблема с внешним миром. Есть затруднение во внешнем мире, для которого неясен способ его разрешения, тупиковая ситуация.

Шаг 2. Уровень проблемы. Эта «ниточка» воздействия в первую очередь подходит для проблем, связанных с самим собой, хотя может быть использована и для любых других. Здесь нужно, понять, на каком уровне возникла проблема: инструментальном, интенциональном или смысловом.

Инструментальный – уровень контекста, каких-то действий или навыков.

Интенциональный – связан с целями, ценностями или убеждениями.

Смысловой – здесь в фокусе вопросы идентификации себя и своего предназначения в мире.

Если получилось определить уровень, на котором возникла проблема, то все, что необходимо сделать – это повысить уровень восприятия проблемы. Как сказал Эйнштейн «нельзя решить проблему на том, уровне, где она возникла».

То есть, если не хватает мотивации, значит, необходимо поднимать уровень значимости цели, добавлять в нее других ценностей или понимание того, кто за этим стоит или ради чего все это делается.

Шаг 3. Позиция восприятия. Данный шаг лучше всего применим для проблем во взаимоотношениях с другими. Это второе измерение или вторая «ниточка», позволяющая быстро найти направление для решения проблемы. Здесь стоит сфокусироваться на том, на чьей позиции восприятия «застрял» клиент: своей собственной или позиции другого. Существует также третья позиция восприятия, хорошо известная в НЛП. Это позиция стороннего наблюдателя или отношений в целом.

Перемещение между этими тремя позициями представляет собой применение механизма отождествления/разотождествления. Ассоциирование с позицией другого человека или позицией наблюдателя заставляет клиента отстраниться от собственной позиции, зачастую связанной с возникшей проблемой.

Инструмент позиционного перехода чем-то напоминает шаг 1. Это неудивительно, ведь данный переход связан со сменой модели мира или карты реальности. Такой прием позволяет расширить собственное представление о проблемной ситуации.

Шаг 4. Точка на оси времени. С каким моментом времени связана проблема: с прошлым, настоящим или будущим? Каждый из этих вариантов связан с разными элементами процесса изменения. Эта «ниточка» воздействия подходит для решения затруднений, связанных с внешним миром, хотя может использоваться и как стратегия решения любых проблем.

Прошлое – причины возникновения проблемной ситуации.

Настоящее – текущее состояние, включающее препятствия, мешающие получить желаемое, и возможные ресурсы для их преодоления.

Будущее – желаемое состояние дел, а также возможные ресурсы достижения цели из будущего.

Описанные три измерения: уровень, позиция восприятия и точка времени представляют собой инструменты, позволяющие быстро «нащупать» возможный путь решения проблемы. Их можно использовать как по отдельности, так и все вместе одновременно. Например, при работе с родительскими предписаниями могут использоваться все перечисленные выше инструменты. Здесь будет и перемещение в точку прошлого в момент получения негативной установки, и переход между позициями родителя и ребенка, а также поиски позитивных намерений и глубинного смысла поведения родителя.

Обычно суть проблемы в том, что она сужает восприятие себя, других и мира. Описанные в статье «ниточки» позволяют расширить восприятие реальности клиента.

Завершить стать хочу притчей о том, как мы сами позволяем проблемам появляться в нашей жизни.

Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:

— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

В аудитории оживлённо зашептались.

— Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.

— Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

— Ничего!

— Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор. – А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?

— Ваша рука начнёт болеть.

— А если целый день?

— Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, – сказал один из студентов.

— Как по вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?

— Нет! – растерянно ответили студенты.

— А что нужно делать, чтобы всё это исправить?

— Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент.

— Точно! – радостно ответил профессор. – Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует.

Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ёё, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.

 

 

P.S.В основе материала статьи лежит модель, известная как "рабочее пространство НЛП", назначение которой было объединить в единое целое самые разные элементы данной дисциплины подобно тому, как Эйнштейн разработал для физики единую теорию поля.

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

 

Другие мои статьи:

                        

☼☼☼ Читать больше статей... ☼☼☼

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Опубликовано на сайте: ,  4844 просмотра
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 52 человека с сайта
Провел 125 онлайн консультаций на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

А разве НЛП входит в систему научного знания?)
И для меня большая новость, что Эйнштейн разработал единую теорию поля. Можете дать ссылку?
№1 | 10 августа 2014
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
дикобраз писал(а):
А разве НЛП входит в систему научного знания?)
А как Вы сделали такой вывод по прочтению этой статьи?
дикобраз писал(а):
Можете дать ссылку?
Пожалуйста https://ru.wikipedia.org/ .... »
№2 | 10 августа 2014
Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
Инструментальный – уровень контекста, каких-то действий или навыков.
Интенциональный – связан с целями, ценностями или убеждениями.
Смысловой – здесь в фокусе вопросы идентификации себя и своего предназначения в мире.
как я поняла, уровни проблемы перечислены в порядке возрастания. Если у меня проблема с собой на смысловом уровне, есть куда повышать или нужно переходить к следующим инструментам?
№3 | 10 августа 2014
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
Nameless One писал(а):
Если у меня проблема с собой на смысловом уровне, есть куда повышать или нужно переходить к следующим инструментам?
Совершенно верно, можно и нужно использовать другие инструменты. Они напоминают конструктор лего, из них можно собрать любую психотехнику или сконструировать новую. Если понимаете, что изменение уровня ничего не даст (хотя на самом деле можно двигаться и вниз по уровням в сторону разукрупнения, это тоже может помочь найти ресурсы), то можно менять позицию восприятия или временные рамки.
№4 | 10 августа 2014
Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения.
Эрих Берн
как это верно
№5 | 10 августа 2014
То есть Вы пользуетесь ненаучными средствами в терапии? Шаманите, а?) Ну, ладно.
Вот текст по Вашей ссылке:
"Еди́ные тео́рии по́ля, также называемые в популярной и публицистической литературе скалькированным с английского термином теории всего — физические теории, ставящие своей задачей единое описание всех известных физических феноменов на основе единого первичного поля. Исторически существовали как классические такие теории (множество их было разработано Эйнштейном), так и квантовые, одним из современных примеров последних является теория струн[1]."
На самом деле Эйнштейн так и не смог объединить электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия с гравитационным в своей теории.
"https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_всего".
Вопрос покамест остается открытым, как и неустранимое противоречие между теорией относительности и квантовой механикой. Когда-нибудь это противоречие снимется.
№6 | 11 августа 2014
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
дикобраз писал(а):
То есть Вы пользуетесь ненаучными средствами в терапии? Шаманите, а?) Ну, ладно.
Интересные вопросы Вы задаете) Знаете, я тоже люблю задавать вопросы) Что значит ненаучные средства? А что значит научные в Вашем понимании? То есть любое ненаучное по каким-то не совсем понятным критериям средство (кстати, как определить научность используемого метода в современной терапии?) сразу становится шаманским? Так можно сказать, что кого угодно пользуется ненаучными и шаманскими методами, если постараться)
дикобраз писал(а):
Вопрос покамест остается открытым, как и неустранимое противоречие между теорией относительности и квантовой механикой. Когда-нибудь это противоречие снимется.
Видимо, это знание пока недоступно человечеству... Может и не просто так.
Кстати, для справки, в голландском НЛП (Л.Деркс, Я.Холландер) "Рабочее пространство НЛП" называется как "Единая теория поля НЛП".
№7 | 11 августа 2014
Шапкарина Вера Александровна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Саратов
Спасибо большое за ваши статьи, Дмитрий. Если бы они были еще дополнены конкретными примерами, было бы понятнее, как пользоваться теми инструментами, которые вы предлагаете, на практике.
И отдельное спасибо за притчу. Надо будет несколько стаканов на стол поставить)))
№8 | 11 августа 2014
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
Шапкарина Вера Александровна писал(а):
Спасибо большое за ваши статьи, Дмитрий. Если бы они были еще дополнены конкретными примерами, было бы понятнее, как пользоваться теми инструментами, которые вы предлагаете, на практике.
И Вам спасибо за отклик и обратную связь, Вера Александровна! Учту пожелание в следующих статьях)
Шапкарина Вера Александровна писал(а):
И отдельное спасибо за притчу. Надо будет несколько стаканов на стол поставить)))
Да уже, это никогда не поздно сделать!))
№9 | 11 августа 2014
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий f7b3a Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз