Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 26989 специалистов из 924 городов
Скрыть

Нет раппорта – нет терапии

От автора: Раппорт - это особая атмосфера понимания и доверия, которая возникает чаще всего между близкими людьми. Какое отношение это имеет к терапии и почему такое категоричное название статьи? Обо всем этом в данной публикации.

Нет раппорта  нет терапии

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.

Стефан Цвейг

Нет контакта – нет продаж.

Однажды я присутствовал на тренинге по продажам. Думаю, что все подобные тренинги имеют нечто общее: сначала даются некие составляющие успешных продаж, которые отрабатываются в виде упражнений, а в конце делается попытка собрать все воедино, в целостную модель. Это и понятно – ведь продавать в конце-концов должен сам человек, а не какой-то отдельный «принцип успеха».

Например, одним из базовых навыков успешных продаж является установление контакта. Причем данный принцип является из разряда «выживательных»: если нет контакта с покупателем, то ни о какой продаже можно и не мечтать. Однако основная трудность заключалась в том, чтобы объяснить участникам тренинга, что же вообще собой представляет контакт как таковой. Подстройка, улыбки, комплименты, приветствия – все это лишь части единого целого.

Мне запомнилось, как тренер сказал по этому поводу следующее. «А теперь я вам расскажу, что представляет собой успешный продавец. В одной фирме работал сотрудник, который мог договориться о продаже с кем угодно. Самое интересное заключалось в том, что он никогда не учился этому, не проходил специальных курсов. Казалось, что этот талант у него был врожденным. Он не использовал ни каких-то специальных фраз, вопросов, приемов. Он просто начинал общаться с покупателем, и буквально через пару минут становился, что называется своим человеком с ним.»

Другое название контакта – это раппорт, который представляет собой атмосферу доверия и понимания между людьми. Без раппорта любое взаимодействие с другими будет менее эффективным, чем при его наличии. Любое общение будет протекать более плавно и легко, если есть ощущение понимания и доверия друг к другу.

На мой взгляд, если идет речь о терапии, то принцип раппорта становится не менее «выживательным», чем в случае продаж. Это можно сформулировать достаточно просто и в то же время жестко:

Нет раппорта – нет терапии.

Как стало понятно из предыдущей статьи про «молчание клиента», тема исчезновения клиентов и неожиданного прерывания ими терапии весьма актуальна. Я писал, что это происходит незадолго до наступления значимых изменений в результате терапии.

На мой взгляд, еще одна из ключевых причин – это потеря раппорта. Последний представляет собой фундамент, на котором строится взаимодействие терапевта и клиента. Это своеобразная связь между данными участниками процесса терапии. Однако смысл этой связи – обеспечить наступление изменений.

Если клиент начинает меняться, то изменяется и характер раппорта между ним и терапевтом. Взаимодействие просто не может остаться таким, какое оно было в начале терапевтического процесса. Здесь можно сказать, что раппорт выступает в качестве системы жизнеобеспечения, оболочки, в которой клиент растет и развивается. Роль этой оболочки вначале слишком высока, больше, чем просто атмосфера доверия и понимания. Нередко это даже напоминает связь между родителем и взрослым. Безусловно, нужно понимать, что такая связь носит временный, поддерживающий характер.

В то же время раппорт обладает значительной хрупкостью. Нередко вижу темы, которые создают клиенты на форуме нашего сайта b17, в которых обсуждаются проблемы, связанные с процессом терапии. Как ни странно, много проблем связано именно с потерей раппорта.

Какие же причины того, что с раппортом могут возникать проблемы в процессе терапии?

1.Недосказанность.

Клиент не чувствует полного доверия к терапевту, поэтому не рассказывает ему о каких-то существенных моментах, например, что он чем-то недоволен или чего-то не понимает. В результате недосказанность накапливается и может превратиться в бомбу замедленного действия, в один момент разорвав раппорт. Причем это может случиться на любом этапе терапии.

2.Непонимание.

Несмотря на то, что предыдущий пункт описывает одну из основных причин потери раппорта, отдельно хочется сказать про непонимание. Последнее часто может возникать, если терапевт увлекается профессиональной лексикой и описанием абстрактных моделей. Такой подход к коммуникации нередко может вызвать у клиента фрустрацию. Вроде слышимое звучит складно и разумно, но порой его смысл ускользает от слушателя.

3.Отсутствие положительной динамики.

Клиент чувствует, что движется не совсем к тем целям, которые ставились в самом начале терапии. А нередко ему кажется, что становится даже хуже, чем было до этого. Несмотря на то, что подобные моменты часто обсуждаются с терапевтом еще до начала процесса, отсутствие положительной динамики может увести клиента в нересурсное состояние. Здесь терапевту нужно быть настороже, чтобы не «упустить» клиента и вовремя объяснить, что подобные возвраты нормальны.

4.Преждевременная передача ответственности за результат.

Конечно же, союз терапевта и клиента имеет временные границы, и настанет момент, когда последний начнет жить и справляться с прежде проблемными симптомами самостоятельно. Однако слишком ранняя передача ответственности за результат может быть воспринята клиентом как ситуация, где «его бросают». А это, в свою очередь, приведет к разрыву контакта и утрате раппорта.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, то терапия невозможна без раппорта. Последний часто можно сравнить с парным танцем, где важна не только синхронность движений, но и единство на глубоком эмоциональном уровне. Терапевт должен проявлять серьезную чуткость, чтобы «читать» клиента и распознавать сигналы о возможной утрате контакта и, соответственно, раппорта во взаимодействии. Но так же, как у парного танца есть начало, середина и конец, терапевту не стоит забывать, что терапия – это не просто процесс совместного движения в атмосфере доверия и понимания, но еще и целенаправленная деятельность по достижению результата клиента.

 

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, психотерапевт

Возвращаться к себе никогда не поздно!

А еще это может быть легко и приятно.

 

Другие мои статьи:

 

 

Еще более 200 моих публикаций>>

 

 

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Опубликовано на сайте: ,  1086 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 52 человека с сайта
Провел 125 онлайн консультаций на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Корсак Олег Владимирович
Врач-психотерапевт, Когнитивно-поведенческая терапия - г. Москва
Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
Нет раппорта – нет терапии.
Полностью согласен. Спасибо.
№1 | 11 апреля 2016
Попова Ольга Федоровна
Врач-психотерапевт - г. Москва
Большое спасибо за статью.
№2 | 11 апреля 2016
Значимость раппорта для процесса терапии, Дмитрий Дмитриевич, на мой взгляд, не вызывает сомнения. Это классика жанра. Познавательным является взгляд на причины его потери.
№3 | 11 апреля 2016
Юлина Наталья Викторовна
Психолог, Консультант - г. Москва
Спасибо за статью! Согласна с Вами)
№4 | 11 апреля 2016
Светлана Правдина
Психолог, АРТ-терапевт Ведущий тренингов - г. Харьков (Украина)
Благодарю за статью!
№5 | 11 апреля 2016
Кулакова Марина Геннадьевна
Психолог, Клинический психолог - г. Пермь
спасибо! коротко о главном )
№6 | 11 апреля 2016
Букачёва Светлана Геннадьевна
Психолог - г. Могилёв (Беларусь)
Дмитрий Дмитриевич, СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! Важная тема!
№7 | 11 апреля 2016
Саблукова Анна Александровна
Психолог, Психоаналитического направления - г. Омск
Основа основ! Спасибо!
№8 | 11 апреля 2016
Замечательно написано. Все очень верно!!! Спасибо!
№9 | 11 апреля 2016
Гришина Ольга
Психолог, Консультант - г. Ростов-на-Дону
Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
1.Недосказанность.
Клиент не чувствует полного доверия к терапевту, поэтому не рассказывает ему о каких-то существенных моментах, например, что он чем-то недоволен или чего-то не понимает.
Не так давно был в моей практике этот момент. Отследила, что клиент "закрывается", сердится но молчит, раппорт слабеет. Оказалось - клиент в какой-то момент решил, что я утаиваю от него ценную информацию, все знаю наперед, "высоко сижу-далеко гляжу", а с ним не делюсь. Вовремя разобрались, доверие восстановили)))
Дмитрий, спасибо за статью! Вся соль профессии в вашей статье!))
№10 | 12 апреля 2016
Трущенко Мария Николаевна
Психолог, Ведущий тренингов - г. Минск (Беларусь)
Благодарю, интересно описано и верно подмечены некоторые моменты.
№11 | 13 апреля 2016
Гуцол Никита Владимирович
Психолог - г. Севастополь
В последнее время много над этим думаю, поэтому статья для меня очень кстати. Спасибо
№12 | 14 апреля 2016
Елена Ахунзянова
Студент-психолог - г. Москва
Спасибо! Отличная статья, коротко и по существу.
№13 | 15 апреля 2016
👍Спасибо за статью.
№14 | 15 мая 2016
Иванна Федоровна Кашина
Психолог, Реанимирую желание жить - г. Архангельск
Очень понравилась статья - от эпиграфа и до итогов. Важный момент, на мой взгляд, в напоминании о том, что недостаточно раппорт установить, его нужно и поддерживать постоянно. Спасибо!
№15 | 17 мая 2016
Барган Светлана Евгеньевна
Психолог, Психолог - г. Одесса (Украина)
Спасибо!!))
№16 | 19 мая 2016
Наталия Антонова
Психолог, Специалист в ЭОТ - г. Москва
Благодарю за статью, Дмитрий Дмитриевич! Очень важная тема , которая изложена вами превосходно. на мой взгляд.
№17 | 19 мая 2016
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 8241f Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз