Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27676 специалистов из 935 городов
Скрыть

Профориентация учащихся с особенностями психофизического развития

От автора: Выдержки из доклада (опыт, особенности, направления работы) представленного на педагогические чтения Министерства образования РБ

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения учащихся с особенностями психофизического развития  наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии (ОПФР) по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся с особенностями психофизического развития являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;  коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим среднее учебное заведение работать на производстве.

Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) средних учебных заведений проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь  влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии,  как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

В настоящее время опыт учреждения образования «Приборское государственное профессионально-техническое училище №185 сельскохозяйственного производства» позволяет при обучении в этой системе, решать следующие задачи:

  1. формирование интеллектуальных умений в труде;
  2. коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков;
  3. осознанную регуляцию трудовых действий технологических операций;
  4.  обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту;
  5. становление  личности учащегося в процессе профподготовки и профориентации с опорой на общетрудовые умения и навыки;
  6. адресная подготовка на конкретном рабочем месте;
  7. определение базовых предприятий;
  8. социализация учащихся.

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в учреждении образования «Приборское государственное профессионально-техническое училище №185 сельскохозяйственного производства» является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе. Выраженное недоразвитие у учащихся с особенностями психофизического развития  психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности. И, тем не менее, методическая сторона профессионального обучения,  которая должна оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное развитие учащихся, является еще недостаточно разработанной и находится  в стадии разработки. Мы считаем, что в этом плане одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке подростков с проблемами в развитии, необходимо связать общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда. Таким образом, в системе коррекционного обучения учащихся с особенностями психофизического развития  четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся.

Все обозначенные противоречия затрудняют данной категории учащихся быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам СУЗов.

В центре внимания находится  решение задач дифференцированного подхода к учащимся с ОПФР в процессе трудового обучения и типологических особенностей, которые являются основой при формировании профессиональных навыков. Знание особенностей учащихся позволит находить новые, наиболее рациональные пути педагогического воздействия, усиление роли коррекционной работы.

Психолог, Специалист по психодиагностике - г. Гомель (Беларусь)
Опубликовано: , 4752 просмотра
Подписаться2
Подписаться2
ПоделитьсяСохранитьЕщё...
Комментарии
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 58c53 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз