Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 26969 специалистов из 924 городов
Скрыть

"Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах

От автора: Иногда достаточно одной "искры", чтобы вспыхнул конфликт. Такой искрой может стать конфликтоген. Что это такое и как этому препятствовать? Об этом данная статья.

Мудрый человек всегда найдет способ чтобы не начать войну  О конфликтогенах

Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну.

Исороку Ямамото

В процессе коммуникации каждое наше слово, жест, интонация, оборот, скрытый подтекст имеют большой смысл для собеседника. Часто мы совершенно не осознаем, что и как говорим, потому как это происходит автоматически. И нередко для многих становится откровением, что невольно брошенное слово становится причиной конфликта. В этом случае можно с уверенностью утверждать, что мы имеем дело с конфликтогеном.

Что же это такое?

Существуют некоторые слова, обороты, интонации, которые могут вызвать напряжение в процессе разговора и даже привести к конфликту. Они и называются конфликтогенами. Точно определить их не так просто, для кого-то одни и те же слова, жесты или интонации будут неприятными и раздражающими, а для кого-то вовсе нет. Конфликтогеном может стать все, что выходит за рамки ожидаемого и приемлемого для человека в процессе общения.

Какие же все-таки виды конфликтогенов существуют?

1.Возражение. Вы открыто не соглашаетесь с кем-то по какому-то вопросу или мнению. Иногда для вашего собеседника любое возражение может стать причиной напряженности в отношениях или привести к конфликту. Чаще всего начинается спор или продолжительная дискуссия. Нередко люди настолько вовлекаются в этот процесс, что уже не могут вспомнить, из-за чего начался спор.

Рекомендации. Свое несогласие с точкой зрения другого нужно как минимум аргументировать. Прежде чем не соглашаться лучше изложить сначала свою точку зрения с обоснованием своей позиции. Безусловно, есть те, кто получает удовольствие от споров и дискуссий. Однако большинство людей все-таки избегает столкновения мнений, интересов или точек зрения. Поэтому применять возражения нужно осторожно.

2.Агрессивный и жесткий тон. Исключительно невербальный конфликтоген, вызывающий мгновенный негативный эффект. Ввиду того, что несловесные свойства нашей речи оказывают на нас гораздо большее влияние, чем только слова, воздействие агрессивного тона на восприятие очень сильное. Иногда можно «создать» себе врага одной только фразой, признесенной жестким неприязненным тоном.

Рекомендации. Так как несловесные параметры нашей речи обычно бессознательны, то полезно иногда рефлексировать и получать обратную связь хотя бы от самого себя. Необходимо понять, как воспринимается ваш тон собеседником. Если есть интонации, которые вы используете неосознанно и которые могут кого-то обидеть, то есть смысл поработать над этим. Полезно будет прослушать запись своего голоса или посмотреть видео. Первый эффект обычно всегда шокирующий: «И это я так говорю?»

3.Негативные оценки. Любая оценка, особенно негативная, может быть болезненной для самовосприятия человека. Немногие смогут нейтрально отнестись к подобным комментариям в свой адрес со стороны. Большинство людей весьма чувствительны к оценкам извне. Если это и не приведет к конфликту, то может испортить отношение с кем-либо.

Рекомендации. Лучше всего стараться избегать оценок, особенно негативных. Конечно, использование тех или иных коммуникативных элементов может и не стать конфликтогеном. Например, те же негативные оценки, даваемые в дружеской среде или в шутку. Необходимо очень избирательно использовать их в определенном контексте.

4.Неприятная тема для собеседника. Здесь все достаточно прозрачно. Если вы случайно попали в чье-то «больное место», то нет ничего удивительного в появлении негативной реакции на это. Основная тонкость в том, что вы можете не понять сразу, что выбранная тема нежелательна для собеседника.

Рекомендации. Необходимо узнать все «скользкие» темы собеседников, если возможно. Если же нет, то быть чутким к бессознательным невербальным сигналам, выдающим отношение человека к тому, что ему говорят.

5.Критика, претензии, обвинения. Одни из самых обидных конфликтогенов. Самый действенный способ причинить психический вред человеку, ударить его по болевым точкам. Самый настоящий что называется «наезд» на человека.

Рекомендации. Не рекомендуется использовать эти элементы коммуникации, только если в вашу цель не входит намеренно демотивировать собеседника и оказать на него давление.

6.Позиция превосходства. Коварство этого конфликтогена заключается в его неявности. При этом никто прямым текстом не заявляет другому, что тот неправ или какой-то не такой. Это еще похоже на чтение морали, когда неправота другого не называется, а пресуппозируется.

Рекомендации. Необходимо понять то, как вы пристраиваетесь к собеседнику. Если занимаете позицию сверху, то это позиция морали, праведного и лучше знающего родителя. Очень часто такое отношение может обидеть другого и вызвать конфликт. Поэтому, по возможности, лучше общаться на равных с собеседником, если другого не требуют обстоятельства, ситуация и контекст.

В завершение – небольшая притча.

Два друга шли по пустыне...

В один момент они поспорили и один из них дал пощечину другому. Последний чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжили идти. 

И нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот который получил пощечину едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». 

Тот кто дал пощечину и который спас своему другу жизнь спросил его: «Когда я обидел тебя. Ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» 

Друг ответил: «Когда кто либо нас обижает. Мы должны написать это на песке, что бы ветры могли стереть это. Но когда кто либо делает что, либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, что бы никакой ветер не мог это стереть». 

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне. Оставь немного времени для жизни… и пусть будет светло и легко…

 

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

 

Другие мои статьи:

                         

 ☼☼☼ Читать больше статей... ☼☼☼

Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Опубликовано на сайте: ,  2642 просмотра
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 52 человека с сайта
Провел 125 онлайн консультаций на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Все по существу! Спасибо!!!
№1 | 5 августа 2014
Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
4.Неприятная тема для собеседника. Здесь все достаточно прозрачно. Если вы случайно попали в чье-то «больное место», то нет ничего удивительного в появлении негативной реакции на это. Основная тонкость в том, что вы можете не понять сразу, что выбранная тема нежелательна для собеседника.
А есть рекомендации на случай, когда все темы, которые мне нужны, больная мозоль для собеседника?
№2 | 8 августа 2014
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
Nameless One писал(а):
А есть рекомендации на случай, когда все темы, которые мне нужны, больная мозоль для собеседника?
Можно попробовать подать тему не прямо, а косвенно, тем самым диссоциировав собеседника от своей "мозоли". Например, так "Одна моя подруга очень не любит обсуждать то-то и то-то. Но иногда, когда ситуация того требует, она все-таки берет себя в руки..."
№3 | 8 августа 2014
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов cf528 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз