Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 21814 специалистов из 826 городов
Скрыть

Привычка действовать. Техники преодоления препятствий и повышения эффективности

От автора: Опубликовано: Ладыжец Н.С. ТРЕНИНГ «ПРИВЫЧКА ДЕЙСТВОВАТЬ. ТЕХНИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ» // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Вып. 1. - С. 100-109. - Ил.: 1 рис.
Тренинг подготовлен по тематике заказчика - Никиты Ерошкина, предпринимателя, выпускника УдГУ.

Н.С.Ладыжец

 

ТРЕНИНГ «ПРИВЫЧКА ДЕЙСТВОВАТЬ. ТЕХНИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

 

Приводятся материалы открытого 6-часового тренинга Студенческого тренингового клуба «Субботник». Тематика тренинга была заявлена участниками для разработки как актуальная для разрешения существующих проблем.

 

Ключевые слова: тренинг, практикум, инновации, студенческое обучение, самопознание, самоидентификация, самодиагностика, эффективная деятельность, студенческий клуб «Субботник», преодоление неуверенности, мотивация к действию, достижение целей, перфоманс, перфекционизм, разрешение проблем.

 

Тренинг 1. Привычка действовать. Техники преодоления барьеров и препятствий (3 час.)

 

  1. О роли самопознания и самоидентификации. Практикум самодиагностики.
  2. Тренажер выявления негативных установок.
  3. Техники преодоления неуверенности и страха неудачи.
  4.  Способы избавления от вредной привычки нерешения проблем.
  5. Приемы развития и закрепления мотивации к действию.

 

Тренинг 2. Привычка действовать. Личный перфоманс и техники повышения эффективности  (3 час.)

 

  1. Самоменеджмент. Правила постановки и достижения целей.
  2.  Ловушки перфекционизма.
  3. Развитие навыков самодисциплины и самоконтроля.
  4. Тренажер закрепления привычки разрешения проблем.
  5. Перфоманс и приемы повышения личной эффективности.

                                              

Тренинг 1. Привычка действовать. Техники преодоления барьеров и препятствий

 

1.1.О роли самопознания и самоидентификации.  Практикум самодиагностики

  Тема сегодняшнего занятия заказана одним из участников клуба. Она показалась ему важной. Я с ним согласилась. Прежде чем начать разговариваривать, попробуем ответить на простые вопросы. Важно мнение всех.  Но один ориентир у нас уже, по определению, есть – человек, придумавший эту тему и, следовательно, размышлявший над ней. Итак,

Задание 1.  Вопросы для разминки будут следующие:

  1. 1.      Что для вас означает привычка действия?
  2. 2.      Вы пришли на этот тренинг, следовательно, она для вас значима, - чем?
  3. 3.      В чем вы видите ее инструментальность? Т.е., в чем она может быть вам полезна?

  Отлично, с этим разобрались. По крайней мере, стало очевидно, что для большинства - действия разумны и целенаправлены. Но теперь пришла очередь других вопросов. Не менее важных.

Задание 2. 

  1. 1.      Чем в большей степени определяются Ваши действия и цели – внешними социальными ориентирами, или Вашими внутренними потребностями? В обоих случаях – какими? Назовите.
  2. 2.      Как Вы определяете свой психологический тип – как преимущественно интровертивный или экстравертивный? И почему?
  3. 3.       Попробуйте соотнести свои действия и цели с собственным психологическим типом. Как Вы считаете, они совпадают, или есть противоречия? Если есть, то в чем?

Вопросы были не случайны. Основная проблема здесь в том, что сама «привычка действовать» в большей степени присуща экстравертам. Карл Юнг говорил о том, что типы личности являются для человека врожденными. Поэтому, если возникали затруднения в самоидентификации, он предлагал вспомнить свои ранние годы, вплоть до детства, когда социальные предписания нас еще не перекроили до мало узнаваемого состояния. Как мы тогда себя вели, как ощущали себя, что для нас было значимым? С возрастом проявления психологического типа сглаживаются. И мы становимся интровертами или экстравертами в большей или меньшей степени.

Задание 3.  Проведем тест экспесс-диагностики. В первом абзаце будут приведены основные характеристики инровертированной личности, а во втором – эксравертированной. Обведите кружком номера позиций тех  черт, которые, по Вашей оценке, Вам присущи, - в обоих, либо в одном перечне – этот выбор исключительно Ваш.

         Интроверты –

  1. 1.      Обращенность вовнутрь, важность внутреннего мира.
  2. 2.      Генерация «энергии» изнутри.
  3. 3.      Внешний мир приносит больше проблем, чем удовольствий.
  4. 4.      Спокойствие, медлительность, инертность.
  5. 5.      Осмотрительность, аналитика, способность к планированию и последовательному поэтапному продвижению к цели, стратегическое мышление.
  6. 6.      Молчаливость, инертность, меланхоличность, склонность к пессимизму, способность выслушать, замкнутость, уединение, «охрана» собственного пространства.
  7. 7.      Потребность в саморазвитии, в достижении индивидуально значимых целей, без ориентации на господствующие стереотипы.

         Экстраверты –

  1. 1.      Ориентация на внешние события, важность коммуникаций.
  2. 2.      Получение «энергии» извне.
  3. 3.      Поглощенность внешними событиями и взаимодействием. Активная деятельность и коммуникации – привычная и комфортная среда.
  4. 4.      Активность, инициативность, способность к риску, решительность.
  5. 5.      Неосмотрительность, легкомысленность, потребность быть на виду, продвигаться к цели, получать социальное одобрение и поддержку, быть успешным, ориентация на тактические решения.
  6. 6.      Разговорчивость, подвижность, оптимистичность, коммуникабельность, потребность проводить время в компании.
  7. 7.      Потребность в лидерстве. Стремление к успеху и доминированию, к повышению статусных позиций и продвижению в карьере.

Задание 4.

  1. 1.      Как Вы думаете, черты какого типа личности в большей степени востребованы в современом обществе и почему?
  2. 2.      Можно ли сказать, что интроверты – потенциальные неудачники, а у экстравертов – запрограммирована успешность, и нет никаких проблем?

 Знание своего типа помогает принимать более адекватные решения, понимать себя и собственные склонности. Оно небезразлично при выборе сферы занятости и стратегии деятельности.

Задание 5.  Решение мини-кейса «Выбор стратегии». 2 группы. Первая – с удостоверенными склонностями к инровертивности, вторая – к экстравертивности. Задание. Вам нужно определиться с выбором бизнеса. Какую сферу Вы предпочтете и почему? Какую последовательность основных действий определите и почему?

Принимать решения в жизни и бизнесе часто совсем не просто. Ситуация неопределенности и факторы выбора оказываются чрезмерно высоки.  На что здесь ориентироваться? На собственное понимание, основанное на знаниях, опыте и интуиции. Легче сказать, чем сделать. И с чего начать? Наверное, с наблюдений за собственными действиями. Если их не совершать – ничего не будет происходить, если их не анализировать – наступать на грабли можно будет вплоть до полного разбития лба.

 

1.2.Тренажер выявления негативных установок

Наверное, афористическое изречение Бориса Пастернака: «Разруха не в головах, а в клозетах», - хотя бы единожды слышали все. Звучит впечатляюще. Но позволю себе не согласиться. Причина и следствие все-таки переставлены. Что в наших головах, то и в жизни. В процессе социализации мы обучаемся очень многим полезным вещам, но с такой же пожизненной одержимостью мы впитываем нелепые стереотипы, банальности и негативные установки, которые не только занижают нашу самооценку «ниже плинтуса», но и блокируют даже возможность закрепления «привычки к действию». Не верите? Давайте проверим.

Задание 6.  Негативные установки – это программы на понижение, умственный дауншифтинг от реально возможного. Позитивного, созидательного начала в них нет. Кроме одного единственного случая, когда человека нужно основательно встряхнуть и, разозлив, заставить, наконец, действовать. Тем не менее, во всех остальных обстоятельствах мы нередко с маниакальным упорством программируем себя на негатив, программируем собственных детей и близких. Ситуация абсурда. Но она воспроизводится из поколения в поколение.

Вопрос 1. Кто может однозначно утверждать, что в детстве получил существенно больше позитивных установок, чем негативных? Назовите их.

Вопрос 2. Оставшейся части группы - противоположный.

Вопрос 3. Какие собственные установки у Вас самих сегодня преобладают – позитивные или негативные? Назовите их.

Вопрос 4. С какими сферами Вашей жизни связаны преобладающие позитивные установки, и с какой - негативные? Как Вы думаете, почему?

Задание 7.  Можете ли Вы назвать известные Вам способы избавления от негативных программирующих установок? Запишите 5 основных, наиболее для Вас существенных и проблематичных по следствиям.

Таких способов – далеко не один. Их можно разделить по двум группам. К первой отнесем исключительно мозговые действия переосмысления и и переключения на позитивные установки. Ко второй – физическое переключение на другие виды  деятельности. Но в любом случае их необходимо сначала выявить и распознать. Познакомиться «лицом к лицу». Крайне поверхностно мы эту работу уже произвели. Правильная постановка диагноза – уже половина успешного лечения. Теперь усложним задачу, приблизив ее к нашей теме.

Задание 8.  Напишите 5 основных своих негативных установок, препятствующих закреплению «привычки действовать». Произведите аффирмацию – переформулировку этой установки на позитивную. Эти конструктивные программы не должны содержать отрицания и сослагательное наклонение, должны включать местоимения «я» и «мне». Фразы должны быть короткими и «красивыми» - должны Вам нравиться. Что получилось?

Пример: Мне осточертела моя бессмысленная работа, но в кризис искать новую - бесполезно. – Я хочу начать работать в новом интересном коллективе и буду активно искать варианты.

 Дома этот список, подлежащий аффирмации, можно доработать и расширить. Записав позитивные установки, полезно их запомнить и время от времени произносить, хотя бы мысленно. Согласитесь, что этот прием самопрограммирования Вам хорошо известен, до поскольку он еще и результативен, есть смысл им воспользоваться.

          Второй способ представляет физическое переключение на активные досуговые виды деятельности. Вы не замечали, что Ваши знакомые лица мужского пола, выполняющие сложную и ответственную работу, нередко выбирают рискованные виды спорта и развлечений – с большим количеством выброса адреналина. Это – не случайно. Адреналин вытесняет негативные эмоции и стресс. Хотя, очевидно, что клин вышибается клином. Активные виды проведения досуга подойдут и Вам, и совсем не обязательно – экстремальные. От танцев и занятия большим теннисом – до прыжков с парашютом. Единственное, что категорически не рекомендуется – гостевой марафон. Там Вас везде будут кормить и поить, подозреваю, что не минералкой.

Задание 9.  А теперь запишите табу на негативные установки, которым с сегодняшнего дня будете следовать, в отношении:

- самооценки и собственных возможностей,

- учебы и постоянства саморазвития,

- ближайших родственников,

- друзей и коллег,

- собственных детей – наличных и прожективных)).

Что получилось? Прочитайте.

 

1.3.Техники преодоления неуверенности и страха неудачи

Неуверенность не является врожденным качеством. Можно лишь определенно сказать, что она более присуща интровертам. Здесь отдельную и огромную «благодарность» нужно выразить своим ближайшим родственникам, вовлеченным в процесс воспитания маленького ребенка, а им, в свою очередь, их ближайшим родственникам. И так далее. Неуверенность в себе – одна из самых распространенных проблем для большинства человечества. Между тем, парадокс здесь в том, что неуверенный человек не лучше и не хуже уверенного в себе, у него лишь другая точка зрения на самого себя – постоянно занижаемая самооценка.

Задание 10.  Как Вы считаете, какое отношение родителей к своему ребенку с большей вероятностью приведет его к закомплексованности и неуверенности? Вы через это прошли? Представляете, какими бы Вы могли стать без воздействия этих негативных факторов. Родители об этом не знали. Но у Вас есть определенный шанс вырастить более самостоятельных и уверенных в своих силах собственных детей. Не упускайте его. А теперь ответим на уже заданный вопрос.

То, что закладывается с детства, очень трудно впоследствии преодолеть. Самые «маргиналы», здесь, вероятно, японцы. До 5 лет ребенку разрешается практически все, также как родителям предписано воздержание на запреты. Но затем наступает компенсаторный период отыгрывания упущенного – система жестких запретов абсолютизируется. О  глубине стресса свидетельствует статистика. У японцев один из самых высоких процентов самоубийств детей в возрасте от 5 до 7 лет. И опережение самурайских традиций здесь совершенно не причем. Психика не выдерживает столь резкого перехода.

Задание 11.  Решим еще один мини-кейс на 2 группы. Задание для первой – сформулировать конструктивные задачи отдельно – матери и отца в воспитании ребенка. Задание для второй – как выглядит этот ролевой процесс в реальной жизни?

Для чего было необходимо прояснение такого рода последовательности совершения родительских ошибок? Прежде всего, для понимания того, что сначала человека обучают бесконечно сомневаться в себе и собственных возможностях, а затем недоумевают, откуда у него появился комплекс неудачника? Такие люди оказываются зависимы от чужой оценки, приятия или неприятия, внимания и поддержки. В разной степени и по разным поводам это присуще, как взрослым интровертам, так и экстравертам. И что же со всем этим делать? Это не стоит никаких денег, но для закрепления требует усилий и времени – изменить самооценку на существенное повышение. Если не получается сразу, – дробить задачи и продвигаться пошагово, искореняя привычку к бездействию и нерешительности.

И снова повторюсь – легко сказать. Здесь основной проблемой оказывается необходимость преодоления страха не справиться с чем-то еще пока не освоенным. Человек может не признаваться в этом самому себе, но иногда нужно вспоминать о праве на ошибку: кто не действует, их не совершает, но также и не совершает вообще ничего. Страх, комплексы неудачника, чувство стыда за совершенную ошибку, в большинстве случаев, совершенно бессмысленны для взрослого человека. Это – убегание в детство. Зрелая позиция – это признание ошибки, взятие ответственности за сложившуюся ситуацию и нахождение решения ее конструктивного разрешения. Этому тоже нужно учиться. Только учителя в этом случае не предусмотрены. Взрослый человек должен сделать эту работу сам.

Задание 12.  Как вы определите успех и неуспех? Нарисуйте свои образы того и другого. Прокомментируйте. Дайте имена. Возможна ли третья позиция? Какая? Нарисуйте и ее, дав имя. Охарактеризуйте.

 

1.4.Способы избавления от вредной привычки нерешения проблем

По непредъявляемым критериям было подсчитано, что мы принимаем до 5000 решений ежедневно. Разных. Часть из них связана с разрешением проблем. Наших собственных и чужих, которыми мы почему-то занимаемся. Не удивительно, что к концу дня у нас уже совершенно ни на что нет ни сил, ни желаний.

Задание 13.  Что с этим делать? Предложите свои решения.

Задание 14.  И все же, если бы Вам предложили написать короткую секретную формулу достижения успеха, счастья и разрешения проблем – «все в одном» - какой слоган Вы могли бы предложить?

Задание 15.  Проиграйте возможные варианты: Как в конкретной ситуации можно в перспективе получить целый сонм неразрешимых проблем, а как их практически избежать?

    Ситуация для анализа: Вы – профессор госуниверситета. Работаете на 1,5 ставки и еженедельно проводите спонсорские малобюджетные «Субботники». Ваша совокупная месячная зарплата по должности составляет около 30 тыс.руб. Вчера Вам позвонили из крупной компании и предложили на договорной основе еженедельно проводить однодневный выездной тренинг по тематике заказчика с оплатой в 20 тыс. руб. Условие: наличие свободного графика для разработки качественных тренингов и их проведения  в удаленных филиалах.

 

1.5.Приемы развития и закрепления мотивации к действию

Наверное, я бы, как многие публичные политики, пообещала съесть свой галстук, - если бы он у меня был, и если бы кто-то смог сказать, что ни разу в жизни не испытывал следующего состояния. Например, Вы точно знаете, что должны что-то сделать к определенному сроку. У Вас есть обязательства, Вы под ними подписались. Ваша цель понятна, необходимые действия – достаточно рутинны и непроблематичны. Но находится тысяча причин для бездействия, занятий всем, чем угодно, кроме необходимого. Когда наступает время «Ч», Вы, как Мюнхаузен, выволакиваете себя за волосы в нужном направлении и, прилагая неимоверные усилия, заканчиваете все в срок. И что в итоге? Вы счастливы? Совсем наоборот. Вы разбиты, удручены и согласны только на один вариант – немедленно отправиться спать. В чем причина? У Вас отсутствовала закрепленная мотивация к действию на получение конкретного результата.

Задание 16.  А как Вы думает, почему это происходит?

Довести дело до необходимого результата обычно мешают четыре основные причины:

- ложность или неадекватность поставленной цели,

- опасение неудачи,

- рутинность действий, не входящих в сферу Ваших непосредственных интересов,

- ошибочность в планировании и расстановке приоритетов.

В любом случае это будут либо внутренние сомнения, либо внешние по отношению к Вам противоречия. Мотивация всегда энергетична. Когда она отсутствует, Вы попросту обесточиваете собственные деятельностные усилия. А обесточенным должно быть противоречие, которое нужно найти. Как это сделать, и как закрепить мотивацию на привычку действовать? Попробуем разобраться.

Задание 17.  Решение мини-кейса. Представьте себя молодым человеком с высшим образованием, которому уже 30, который ходит ежедневно на бюджетную работу с низким окладом, живет с мамой и бабушкой в 2-х комнатной квартире, не имеет собственного жилья, машины, не женат, хотя с девушками периодически встречается. Он постоянно недоволен ограниченностью средств, рутинностью жизни и нередко констатирует, что он – неудачник, жизнь не удалась.

Пофантазируйте, предполагая, с какими противоречиями он столкнулся и не разрешил

- в сфере профессиональной занятости;

- в организации личной жизни;

- в сфере организации досуга?

Какими могли бы быть конструктивные решения, обеспечивающие повышение самооценки и удовлетворенности достигнутыми результатами?

 

Тренинг 2. Привычка действовать. Личный перфоманс и техники повышения эффективности 

 

2.1.            Самоменеджмент. Правила постановки и достижения целей

Тема нашего занятия заказана одним из участников Клуба. Первую половину поставленных вопросов мы уже обсудили на прошлом тренинге. Заказчик остался «полностью удовлетворенным». Сегодня мы займемся еще более интересными – конструктивными приемами успешности.

Задание 1.  Для начала хотелось бы уточнить 3 стартовых вопроса.

  • Как Вы понимаете самоменеджмент?
  • Считаете ли Вы, что используете приемы самоменеджмента?
  • Какие аргументы Вы могли бы привести для того, чтобы им НЕ заниматься?

            Ряд возражений можно было бы продолжить. На самом деле – мы все в той или иной степени что-то не успеваем, испытываем перегрузки. И нам всем хотелось бы, чтобы работа радовала, результаты приносили повышенные доходы, и чтобы для досуга и близких оставалось побольше времени.

           То, что Вы назвали в качестве «отрицательной» аргументации, всего лишь мифы-отговорки.

Задание 2.  Потренируемся в их опровержении. Итак, мифы:

  1. 4.      Самоменеджмент необходим только руководителям.
  2. 5.      Самоменджмент делает жизнь скучной.
  3. 6.      Самоменджмент оправдан только в исключительных случаях.
  4. 7.      Я – неорганизованная натура. У меня ничего не получится.

Для окончательного уточнения, что же такое самоменеджмент, можно составить алгоритм – последовательность определенных «самоуправленческих» действий:

 - определение собственных целей,

 - дробление их на задачи (при необходимости),

 - определение видов деятельности,

 - планирование сроков получения результатов,

 - выполнение запланированного,

 - самоконтроль по срокам и результатам.

  Согласитесь, выглядит даже банально. И почему бы не попробовать в качестве эксперимента самоутверждения? А вдруг Вам понравится не только самоуправление, но и управление? Представляете, какие тектонические изменения себя Вы можете пропустить?

Постановка адекватной собственным потребностям и внешним возможностям цели – уже половина успеха. Но как определить такие адекватные цели? Как сделать их умными? Некоторые, наверное, уже догадались. Сейчас речь пойдет о западной технологии критериев для обеспечения эффективного достижения целей. Она называется SMART-критерии, является аббревиатурой по первым буквам каждого из критериев и переводится с англ. как «умный». В соответствии с этими критериями, цель должна быть:

  • конкретной (specific);
  • измеримой (measurable);
  • достижимой(attainable);
  • значимой (relevant);
  • соотносимой с конкретным сроком (time-bounded).

Задание 3.  Выберите более достижимую цель, руководствуясь SMART-критериями. Обоснуйте свою точку зрения.

  • Я выйду замуж до завершения учебы в университете.
  • Я найду новую работу, несмотря на кризис.

Постановка правильных и умных целей чрезвычайно важна. Но основная проблема в том, что в реальной жизни иногда их оказывается  многовато. И что с ними делать? Можно заняться рисованием «дерева целей», начав с предельно общей формулировки - хочу прожить длинную и счастливую жизнь. Это будет «кирпичик» на вершине пирамиды, далее начинается «ветвление» вниз со все более конкретизированными формулировками. Этим можно заняться дома. Для нас важно, что это – одна из основных технологий построения целей.

             Множество целей должно быть сбалансировано, иначе какая-то часть Вашей жизни останется нереализованной. И за этим тоже можно следить, используя еще одну технологию. Она называется «колесо жизни» – «lifewheel».

Задание 4. Сектора круга представляют различные области деятельности человека, предполагающие постановку целей. Цифры на осях проставлены для определения Вашего текущего состояния. 10 – максимальное значение – все «однозначно супер»! Отметьте точки и соедините их сплошной линией. Прокомментируйте результат самодиагностики. Что получилось?

Рис. 1. «Колесо жизни».

 Привычка действовать Техники преодоления препятствий и повышения эффективности

По существу Вы получили автодиагноз наличия или отсутствия проблем, а также подсветку тех направлений, которые предполагают первоочередную постановку целей для исправления ситуации. Значения 1-3 – критические. 4-7 – средний уровень с большими нереализованными возможностями. 8-10 – Вы не только живы, но и активны, и даже результативны! Достижение баланса целей предпочтительно, разумеется, на территории этих высоких показателей. Но без самоменеджмента оно будет недостижимым.

Различные технологии постановки целей – это, конечно, здорово. Можно играть, как в трансформер. Но есть еще один нюанс – их нужно уметь достигать. И здесь могут быть полезны несколько правил:

  1. Определить ресурсы для достижения цели.
  2. Выявить основные препятствия и способы их устранения или нейтрализации.
  3. Раздробить цель на этапы или поэтапные задачи.
  4. Начать с малого.
  5. Конкретизировать «первые шаги».
  6. Действовать в соответствии с планом.
  7. Получать удовольствие от продвижения и поощрять себя за промежуточные достижения.
  8. Постоянно укреплять уверенность и мотивацию на достижение цели, даже вопреки всем неблагоприятным внешним обстоятельствам.

 

2.2.            Ловушки перфекционизма

Продвигаясь целенаправленно в заданном направлении, важно не перестараться и не попасть в ловушку перфекционима – максимальной идеализации. Идеалы необходимы. Они всегда определяются нашими ценностями, но задают лишь направление движения. Полное воплощение идеала – большая редкость – всегда что-то мешает. Болезь перфекционизма состоит в том, что, не являясь в чем-то идеальным, человек надевает маску успешности и мучается от понимания разницы действительного и предъявляемого, либо ставит заведомо недостижимые цели. Здесь легко можно обрушить весь самоменеджмент и дерево целей впридачу.

           Вернемся к нашей барышне, желающей выйти замуж. Если она конкретизирует цель в формате «Ди Каприо в Мазерати», то к этому идеалу «по тоннажности» не подтянутся - даже групповым методом - студенты-юноши всех 6 корпусов университета. Результат – пожизненный острый депрессивный психоз и госпитализация.

Задание 5.  Попробуйте прокрутить конкретные перфекционистские цели по всем секторам 10-ого уровня «колеса жизни» для мужского и женского вариантов. 2 команды, соответственно.

Как избегать перфекционизма, если все-таки «заносит на вираже»? - Устроить «примерку»:

  • детально представить свою идеализацию,
  • найти сегменты возможного игрового приближения к желаемому,
  • взять отгул обзятельно в рабочий день – для ощущения праздника,
  • провести его предельно активно, с максимальным удовольствием, проигрывая для себя те мелочи, которые Вы подсмотрели в детализации своего идеала.

    Это, кстати, полезно иногда делать и без всякой патологии: что у нас в нашей собственной голове, то и вокруг нас. Не вредно время от времени вспоминать об этом. Приведенный рецепт-алгоритм – один из катализаторов Вашего целенаправленного продвижения.

 

2.3.            Развитие навыков самодисциплины и самоконтроля

Способность к самодисциплине и самоконтролю – не врожденные качества. Они формируются в течение жизни. Сначала принудительно – воспитанием, затем, кому повезло с мозгом, - осознанно. Дисциплинированое поведение – всегда следование внешним правилам. Самодисциплина – включение работающих внутренних мотиваторов и ограничителей. Практически – это один из самых результативных механизмов самоменеджмента, если цели сформулированы в соответствии со SMART-критериями.

            Если принять решение развивать самодисциплину, начинать нужно с самодигностики и анализа того, что реально достижимо, что еще пока недоступно, и где мы находимся теперь между этими крайними позициями. Полезно также настроить себя на то, что потребуются сила воли, старание и упорство, и вообще, что это – тяжелый труд. Легко будет, когда эти навыки перейдут в разряд автоматических. Мгновенно это не происходит. Считается, что минимальный ориентир для закрепления успеха в этом направлении – 2 месяца.

Задание 6.  Попробуем записать план развития самодисциплины. Что и в какой последовательности необходимо делать? Назовите 5 основных позиций.

Самоконтроль – один из инструментов самодисциплины. Он основан на закреплении привычки, установки, определенного шаблона поведения. Контролировать в себе можно все – мысли, действия, эмоции. Но результат будет только при наличии мотивации.

Задание 7.  Для развития самоконтроля полезно производить замеры того, что Вы хотите поставить под собственный контроль. Полезны также и другие приемы напоминания о необходимом. Представьте себя перед монитором за подготовкой отчета о проделанной работе. Она Вас явно не вдохновляла. Вы раздражены, не выспались, по работающему телевизору идет замечательный детектив, собака периодически лезет с игрушкой - приглашает поиграть, телефон еще не красный, но уже розовый от постоянных звонков. Вы используете любую возможность, чтобы отвлечься – пьете и чай, и кофе, перекусываете, бродите по Интернету. Время идет, отчет стоит. Узнали себя? И что же со всем этим  делать? Какие техники самоконтроля можно целенаправленно применить?

 

2.4.            Тренажер закрепления привычки разрешения проблем

Вы никогда не задавали себе вопрос, как и откуда возникают проблемы? Напрасно. Задавание вопросов самому себе – признак не шизофрении, а способности к рефлексии – анализу и самоанализу. Вы не поверите, но большинство проблем кроется в нашем восприятии тех или иных обстоятельств, их несоответствии с нашими представлениями. Иногда достаточно осознанно заставить себя изменить точку зрения, чтобы неразрешимая проблема стала простым обстоятельством жизни – заурядным, достаточно безразличным и уж тем более не разрушительным. Не верите? Привожу пример.

            Несколько лет назад у нас в конце 1 курса обучался студент, с большим историческим опозданием решивший перевоплотиться в хиппи. Он был соответствующе экипирован, ходил с эпатажной косой толщиной с мышиный хвост, и совершенно точно бы не прошел арку металлодетектора – металл там был везде. По сравнению с остальными имеющимися юношами, выглядело это чудовищно. Реакция администрации могда быть в диапазоне от отчисления за систематическое нарушение учебной дисциплины до  полного игнорирования факта экстраординарного для факультета события.

              Я решила, что мы оба обойдемся без проблем. Был конец мая. Как в таком виде сдавать экзамены – головная боль самого студента. Сказано было следующее: «Ну, супер! Прямо хоть для учебника истории снимай. Самому нравится? Отлично. Я тебе не делаю никаких рекомендаций, - получай глобальное удовольствие, - кроме одной. Постоянство глобального вредно. Постарайся самореализоваться в этом направлении до упора за 4 месяца, а в сентябре приезжай подстриженным и обновленным. Устраивает?». Проблема была снята для обеих сторон. Сейчас этот выпускник женат, владеет собственной фотостудией и делает отличные фотосессии, демонстрируя хороший вкус. По существу здесь была применена техника рефрейминга – изменения точки зрения на проблему.

             Обращаю внимание на то, что она может быть использована и в обратном направлении: когда Вам ситуация Вам кажется тупиковой, измените свой угол зрения: «Из большинства ситуаций есть выход. Я его обязательно найду».

Задание 8.  А теперь проведем блиц-диагностику какой-нибудь одной своей «любимой» проблемы  с использованием техники рефрейминга. «Обесцветим» и «обесточим» ее до полной неузнаваемости и исчезновения. Заметьте, это – тоже один из способов разрешения «проблем», если мы признаем их «существование».

  Основная «проблема в разрешении сложных проблем» состоит в том, что действительные причины редко оказываются на поверхности. Здесь полезно применить технику «5 почему?», разработанную и занормированную в компании «Тойота». Сначала следует задать вопрос «Как возникла проблема?», а затем на последовательное углубление задать 5 вопросов «Почему?» и найти на них ответы. Разумеется, важен принцип углубления, вопросов может быть и больше, и меньше – в зависимости от сложности проблемы. Когда становятся понятны действительные причины возникновения проблемы, возрастают шансы адекватных действий и ее скорейшего успешного разрешения.

Задание 9.  Потренируемся? 2 команды. Придумать свои актуальные проблемные ситуации, задать вопросы на углубление и определить основную причину.

В разрешении существующих проблем применимы известные схемы. Их удобно представлять в виде алгоритма – последовательности необходимых действий. Например:

  • Выявление и анализ проблемы.
  • Рассмотрение вариативных решений.
  • Оценка вариантов с т.зр. сложности исполнения и предполагаемых результатов.
  • Выбор решения.
  • Его реализация.
  • Оценка и анализ результата.

К разрешению проблем нужно подходить менеджерски. Простые и хорошо работающие способы разрешения проблем нужно коллекционировать и держать на вооружении. При такой поисково-деятельностной установке Вы быстро приобретете «спортивную форму». Привычка действовать, разрешая, в частности, и проблемы, – закрепится, станет одной из невидимых игр, которые будут сопровождать Вас на протяжении жизни.

 

2.5.            Перфоманс и приемы повышения личной эффективности

Основной целью менеджмента и самоменеджмента является перфоманс – необходимый результат. Из школьного курса английского мы знакомы со значением performance как исполнением, представлением. В менеджменте перфоманс означает результативность в достижении поставленных целей. Результативность, в соответствии с критериями SMART, -  четко определенными, измеримыми, достижимыми, взаимосвязанными и определенными по времени целями.

            В западной традиции широко распространены 2 словосочетания: «перфоманс менеджмента» - как достижение результативности и эффективности; и «перфоманс менеджментом» - управление результативностью и эффективностью. На самом деле все очень просто. Нужно только понять условия достижения цели и проверять себя по всем 4-м позициям.

           В проекции самоменеджмента это будет означать, что для закрепления привычки результативного и эффективного действия необходимо выполнение 4-х основных условий:

  •  четкости понимания цели и своей соответствующей роли,
  •  наличия знаний и навыков для ее исполнения,
  •  наличия внешних условий для ее исполнения,
  •  мотивированность действий.

           Например, закреплению привычки проводить практически еженедельно «Субботник» по новой тематике за символическую плату способствуют:

  •  желание развить и закрепить новую форму досуга – развивающего, с моим инициативным организационным тренерством,
  •  мой высокий уровень компетентности в разрешении широкого спектра вопросов в практической и теоретической деятельности,
  •  для этого предусмотрены время и помещение для проведения, а также опережающее информирование о «Субботниках» по различным Интернет-сайтам,
  • мне и участникам это интересно, способствует саморазвитию всех участников взаимодействия, моя дополнительная мотивация – накопление материала для новой линейки бизнеса.

Задание 10.  Если результативность – это соответствие итога поставленным целям, а эффективность – достижение результата с наименьшими затратами, включая временнЫе, то какие приемы повышения личной эффективности Вы могли бы назвать?

И, наконец, в завершение – еще немного юмора для позитивного самоощущения.

Задание 11.  Если Вы, успешно пройдя тему закрепления привычки действия, со многим согласились, то как, будучи изначально изрядными ленивцами, оставить для себя хотя бы маленькую лазейку? Ну, например, чтобы не становиться идеалом – для человеческого самоощущения. Ваши теоретические и практические предложения.

***

 


ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА «ПРИВЫЧКА ДЕЙСТВОВАТЬ. ТЕХНИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ И ПРЕПЯТСТВИЙ». 13 марта 2010 г.



Очень удовлетворен данным тренингом. Как заказчик – доволен! Также положительное впечатление произвела более ярко выраженная активность участниц. Да, кроме меня, были только девушки, чему я не мог быть не рад. Благодаря большей активности группы, почувствовал большее удовлетворение от решения мини-кейсов. Надеюсь на еще большее удовлетворение на следующем тренинге – второй части заказанной темы.
ЕРОШКИН Никита Владимирович - «Грин Хаус Капитал» (ООО), директор, выпускник ИЭиУ УдГУ.

Наталья Сергеевна, как всегда, действует на меня завораживающе своими рассуждениями. Это потрясающее сочетание логики, последовательности и в то же время - сильной эмоциональной отдачи, внимания к каждому участнику тренинга.
Сегодняшняя работа в группе позволила мне четко словесно оформить те проблемы, о которых я ранее задумывалась, но не могла понять, в каком направлении искать ответ.
Я поняла, в чем мой барьер на пути к действию, увидела, что я не одна имею подобного "таракана" в голове. Поняла, что я до сих пор не избавилась от синдрома "отличника", хотя, думала, что это - точно уже, не про меня)).
Большое спасибо Наталье Сергеевне за новые ценные знания и опыт!
ГУКАСЯН Светлана Константиновна - выпускница ФСФ, специалист по маркетингу.

«Привычка действовать», я считаю, - самая важная черта руководителя! Тема сегодняшнего тренинга актуальна и имеет спрос у людей, которые желают достичь каких-то жизненных целей. Выражаю свою благодарность Наталье Сергеевне за то, что она помогает легко и быстро усвоить материал.
ГЛАЗЫРИНА Анна Анатольевна – директор Выставки «Наутилус».

Интересным было все, так как все применимо на практике. В процессе тренинга задумалась: успех и счастье – это одно и то же? Является ли успех счастьем, если на пути достижения цели вы не чувствовали себя счастливым? И вообще, счастье – это путь, или конкретный момент? Тренинг повлиял на более позитивное восприятие мира. Общее впечатление о тренинге - «Отлично»! Все очень понравилось!
НАСИДУЛЛИНА Динара – 11 класс, гимназия № 6.

Очень интересный тренинг. Очень много новой и полезной информации. Многое до этого тренинга мне было не известно, и информация оказалась очень нужной. На тренинг пошла потому, что до конца не понимала, о чем он будет, и что значит выражение «привычка действовать». Совсем не пожалела, что пришла. Знания, которые я получила, помогут в реализации моих целей в будущем.
БУРАНОВА Маргарита – студентка 2 курса ФСФ УдГУ.

Тренинг, с моей точки зрения, очень интересен тем, что помогает определить свои цели в быстро меняющемся мире и разработать эффективные действия для их достижения.
ФЕДОРОВА Ольга Григорьевна – методист каф.социологии ФСФ УдГУ.

Наталья Сергеевна, большое спасибо Вам за тренинг! Многое я уже знала. Но после тренинга мои знания разложились по полочкам, и я поняла, что мне делать дальше. И еще – спасибо за излучаемый Вами положительный заряд энергии! С нетерпением жду следующей встречи!
САГИДУЛЛИНА Чулпан – студентка 3 курса теплотехнического факультета ИжГТУ.

 

 


Студенческий тренинговый клуб «СУББОТНИК».
Спонсорская программа льготных экспресс-тренингов Консультационно-тренингового центра «НОУ-ХАУ».

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА «ПРИВЫЧКА ДЕЙСТВОВАТЬ. ЛИЧНЫЙ ПЕРФОМАНС И ТЕХНИКИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ». 20 марта 2010 г.



Цель тренинга - «включение лампочки» для того, чтобы задуматься о том, о чем ранее не задумывался, - достигнута. Лично для меня были важны практические методики. В этом тренинге они были представлены неоднократно. Теперь моя задача – использовать их в реальной жизни, лично расти и достигать результатов. По раздаточным материалам, как всегда, - очень нужная штука. При дальнейшей работе над собой они обязательно понадобятся.
ЕРОШКИН Никита Владимирович - «Грин Хаус Капитал» (ООО), директор, выпускник ИЭиУ УдГУ.

Интересно было узнать о том, что все жизненные цели должны быть спланированы, без перекоса в какую-либо сторону. Я думаю, это и есть залог развития гармоничной, всесторонне развитой личности. Раздаточные материалы – на высоте. Общее впечатление – разновозрастной состав группы помогает в перспективе оценить свои навыки, способности и расширить кругозор.
Поскольку здесь собрались люди, изначально настроенные на целеполагание, то для меня остался открытым вопрос: как вытащить из болота повседневности того, кто никогда не думал о целях.
Сама я более четко поняла схему успешного самоменеджмента, в частности, то, что чрезвычайно важными оказываются мотивация и собственный интерес, которые уже затем перерастают в конкретные задачи и действия.
ГУКАСЯН Светлана Константиновна - выпускница ФСФ, специалист по маркетингу компании «Девятый узел».

Проведение таких тренингов – это возможность для простого и удобного усвоения необходимых знаний. Также это – возможность для общения, когда, в дополнение к своей точке зрения на вопрос, ты можешь узнать и мнение других участников. Таким образом, происходит частичная перенастройка представлений, которыми руководствуешься в повседневной жизни.
Активное использование раздаточного материала в процессе проведения тренинга помогает лучше ориентироваться «на местности». Также это – и дополнительная возможность для визуального запоминания получаемой информации. Плюсом является и то, что, при необходимости, к нему всегда можно вернуться, так как он в полнотекстовом варианте, включая ответы на задания, остается у нас на руках.
Считаю проведение таких тренингов гениальной идеей. Ты можешь выразить свою точку зрения и познакомиться с новыми людьми. Не успеваешь заметить, как пролетает время, – настолько это интересно, увлекательно и к тому же полезно. Спасибо!
ВЕРХОТИНА Анастасия – студентка 2 курса ФСФ УдГУ.

Очень интересный тренинг. С помощью схемы я смогла понять, на какую сферу мне стоит сделать упор, чтобы достичь желаемых целей. Самоменеджемент помогает в жизни достигать необходимых результатов и правильно ставить адекватные цели. Большое спасибо!
БУРАНОВА Маргарита – студентка 2 курса ФСФ УдГУ.

На тренинге я была в первый раз. Обозначенные в теме проблемы лично меня не затрагивали, но были интересны для общего развития. Сегодня я узнала много нового и повторила то, что уже знала. Важно, что на тренинге ты учишься четко, грамотно и красиво говорить, понимать суть проблемы. Лично для меня интересным было узнать мнение других участников по обсуждаемым вопросам. Вообще считаю, что тренинги – очень полезная и нужная для каждого человека вещь. Решать все свои проблемы самостоятельно – не всегда результативно, особенно когда есть возможность обсудить их с другими, понять позицию другого, и, с учетом произведенной корректировки, принять решение, больше к этой проблеме уже не возвращаясь. Очень понравилось применение технологии SMART-критериев, которая для меня была новой. Это поможет правильной постановке и достижению целей.
Вообще, очень понравились идеи работы с аудиторией и с полнотекстовыми распечатками. Двойное усвоение – не только воспринимаешь информацию на слух, но и визуально. Также очень интересно послушать профессора Наталью Сергеевну Ладыжец, которая всегда «на высоте» и пытается найти подход к каждому участнику тренинга, заинтересовать собеседника. Атмосфера на тренинге… такая, знаете, - очень непринужденная, где даже новенький чувствует себя совершенно свободно.
В общем, очень рада, что пришла и с пользой провела время. Спасибо большое, Наталья Сергеевна!!! Спасибо за то, что Вы делаете, удачи и успехов Вам в дальнейшем развитии!
ГАЗИЗУЛЛИНА Светлана – студентка 1 курса ФСФ УдГУ.

В результате участия в тренинге появилось приподнятое настроение, ощущение того, что, на самом деле, все не так сложно, и что при правильной постановке целей, можно не только их успешно достигать, но и жить интересно. На самом деле, - масса положительных эмоций!!! Также несомненный плюс – активное общение с интересными людьми.
НАСИДУЛЛИНА Динара – 11 класс, гимназия № 6.

Ладыжец Наталья Сергеевна
Опубликовано на сайте: ,  2460 просмотров
Получить консультацию автора
Бизнес-тренер — г. Ижевск
Другие статьи автора:
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов eee3c Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз