Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 26989 специалистов из 924 городов
Скрыть

Какие секреты скрывает наш внутренний ребенок?

От автора: Статья о том, что скрывается за образом нашего внутреннего ребенка, с какими областями жизни, частями психики и важными жизненными навыками он связан.

Какие секреты скрывает наш внутренний ребенок

Все новое – это нехорошо забытое старое.

Андрей Кнышев

«Наверное, только ленивый не писал про внутреннего ребенка!» скажете вы, и я безусловно соглашусь с вами. Потому что тема поистине интересная, важная и, порой кажется, что неисчерпаемая.

Внутренний ребенок живет в мире образов и чувств. Ему чужд язык логики, для него не существует границ и запретов, созданных разумом, моралью и здравым смыслом. Для ребенка игра – это естественное состояние. Он идет по жизни легко и непринужденно, потому что ему незачем притворяться и надевать какие-либо маски.

В то же время «внутренний ребенок» – это всего лишь модель, один из способов быстрого установления контакта с нашим бессознательным. Достоинство этой модели в ее универсальности, простоте и глубине одновременно. Ведь по тому, как выглядит или чувствует себя данный ребенок можно достаточно легко определить степень удовлетворенности человеком жизнью и способности радоваться ею.

Особенность подобных внутренних образов в том, что часто мы не придаем им особого значения. Однако именно они являются языком, на котором «разговаривает» наше бессознательное. Образ внутреннего ребенка является одним из самых ярких и важных примеров такого «сообщения изнутри». Его можно смело ставить в один ряд по значимости с образом себя, отражающим нашу самооценку, если не вообще одной из ее составляющих.

Ведь детская сущность нас – это такая же часть психики, как и остальные, отвечающие, например, за восприятие себя работником, мужчиной, женщиной, профессионалом или еще какой-то из социальных ролей. Только эта «ребяческая» часть как ни странно старше, чем большинство из перечисленных. Она существует достаточно давно, и с уверенностью можно сказать, что имеет непосредственное отношение к нашей глубинной сущности.

Вряд ли кто-то будет отрицать, что в глубине души зачастую ощущает себя ребенком. Несмотря на то, что детство закончилось, не стоит ставить крест на тех ощущениях и переживаниях из прошлого. Если говорить о тех позитивных из них, которые связаны с радостью и восторгом, то они являются ключом к открытию наших сердцевинных состояний. Согласно авторам (Коннира и Тамара Андреас), эти состояния представляют собой ядро, первичную основу для других наших состояний. Это высший уровень того, к чему стремятся наши части: внутреннее спокойствие, существование, любовь, одобрение и целостность.

Сфера эмоций – это еще одна ипостась нашего внутреннего ребенка. Если последний травмирован, то эта область может быть в значительной степени заблокирована. А это в свою очередь к ограничению развития того, что в последнее время называется «модным» словом эмоциональный интеллект. Его ключевые навыки связаны с умением осознавать и управлять своими эмоциями, а также успешно ладить с другими людьми. А еще проявлять гибкость и противостоять стрессу.

Если обобщить пункты, перечисленные выше, к которым имеет отношение понятие внутреннего ребенка, то получается, что за ним скрывается нечто более глубокое, чем просто образ самого себя из детства. Это некий индикатор гармоничности, целостности и зрелости личности.

При всей кажущейся несерьезности этот образ имеет огромное значение для психического здоровья человека, и его нельзя игнорировать. Нередко в процессе сеансов он всплывает сам собой. Клиенты описывают, как слышат внутренний детский плач, чувствуют боль или же непосредственно видят своего травмированного ребенка.

В этом случае мы сталкиваемся с серьезным препятствием к обретению всех элементов, которые были описаны в статье выше, а именно:

Удовлетворенность жизнью и способность радоваться ею

Адекватная самооценка

Воссоединение со своими сущностными состояниями

Развитие эмоционального интеллекта

Описанные пункты представляют собой ядро личности, определяющей то, как человек строит взаимоотношения с собой, другими людьми и миром. Получается, что внутренний ребенок является неотъемлемой частью этого центра и нередко может «перехватить» управление, особенно если он неудовлетворен или травмирован.

В таких случаях детская сущность нас ведет себя как любая другая часть психики, которая, согласно модели позитивного намерения, имеет некую важную положительную цель. Часто такая цель обычно весьма понятна и прозрачна – ребенок стремится к принятию, одобрению, заботе и любви. Если он не получил всего этого в прошлом, то у взрослого скорее всего будут проблемы с перечисленными четырьмя областями:

1.Способность радоваться жизни. Проблемы с радостью нередко связаны с тем, что человек запретил себе это делать еще в детском состоянии. Ребенок хочет просто жить и радоваться. Если ему это запретить, то он будет несчастен и неудовлетворен. И неважно, что детство закончилось – проблема вместе с ним не уйдет. Необходимо дать ребенку это принятие и разрешение быть самим собой.

2.Способность адекватно воспринимать себя. В основе высокой самооценки лежит образ себя, который мы полностью принимаем и ценим. Если же при этом мы игнорируем детскую часть, которая где-то в глубине нас ощущает себя неполноценной и нелюбимой, то о высокой самооценке не может быть речи. Лишь разобравшись с подобными проблемными частями нас, загнанными в тень, мы сможем обрести адекватную самооценку.

3.Способность привнести в жизнь ощущение смысла. Несчастный внутренний ребенок зачастую стал таковым благодаря травматическим ситуациям и запретам. Последние со временем превратились в ограничивающие убеждения, не дающие нам познать глубины собственного я и обрести связь с истоком. Преодолев ограничения нашей детской части, мы получим нечто большее, чем просто легкость. Мы сможем прикоснуться к собственной сущности и внести ощущение смысла в жизнь.

4.Способность осознавать свои переживания, эмоционально и личностно расти. Если ребенок пришел к выводу, что переживать эмоции вообще плохо, так как можно испытать боль и разочарование, то область эмоций у взрослого окажется заблокированной. Можно жить и по сценарию «без чувств», только при этом взаимодействие с другими будет проходить сухо и  формально. В этом случае человек может пойти по пути развития разумного, логического, а не эмоционального интеллекта.

Подводя итог, хочется отметить, что образ нашего внутреннего ребенка заслуживает особого внимания. Этому есть причины, так как он отражает нашу удовлетворенность жизнью, способность адекватно воспринимать себя, прикасаться к собственной сущности и смыслам. А также эмоционально расти и удачно взаимодействовать с людьми.

Наш внутренний ребенок требует не меньшего внимания и бережного обращения, чем настоящий ребенок.

Завершить статью хочу притчей про важность именно такого – бережного обращения.

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

 

Другие мои статьи:

 

 

 

 

 Еще более 100 статей

Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Опубликовано на сайте: ,  2761 просмотр
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 52 человека с сайта
Провел 125 онлайн консультаций на сайте
Другие статьи автора:

Комментарии

Анисимова Людмила Андреевна
Врач-психотерапевт, Семейный терапевт - г. Москва
Спасибо за интересную публикацию!
№1 | 1 декабря 2014
Макарова Инна Юрьевна
Психолог, Эмоционально-образный терапевт - г. Домодедово
Внутренний Ребенок - важнейшая составляющая человека. Если он свободный и счастливый, то именно он дает энергию и силы для всей личности.
№2 | 1 декабря 2014
Петрунникова Раиса Владимировна
Психолог - г. Минск (Беларусь)
Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
про важность именно такого – бережного обращения.
Как нам часто не хватает бережного отношения друг к другу и к самому себе.

Вострухов Дмитрий Дмитриевич писал(а):
образ нашего внутреннего ребенка заслуживает особого внимания.
Что ждет от нас наш внутренний ребенок - утешения, одобрения, поддержки. Это может дать ему наш внутренний родитель и не надо никого искать на стороне, чтобы получить недостающее, а завершить внутри себя.
Что же еще ждет от нас наш ребенок - искренности, восторга, радости, любви... - всего того, что дает нам счастье.
№3 | 1 декабря 2014
Сковородка Ольга Николаевна
Психолог - г. Минск (Беларусь)
Хорошая статья. И притча замечательная. :)
№4 | 12 января 2015
Это не ребенок это просто разум который никогда не на секунду не отпускает контроль.
№5 | 31 января 2015
Просто человек написал, что у него на уме. Глупое и наивное мировозрение.
А зачем тупая картинка с сердечком в конце??? Реальность как вы заметили всегда жесткая и упругая. Если бы все было бы просто вы бы остались бы недоразвитыми животными.
№6 | 31 января 2015
Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Психолог, Возвращаю к себе - г. Москва
Евгений 666, ребенок и разум находятся настолько далеко друг от друга, что я бы сказал, не имеют ничего общего. Если сама идея от внутреннем ребенке Вам не близка, то и статью Вы не воспримете, как нечто серьезное. Попробуйте на время оставить логичные рассуждения. Разум нередко является ловушкой для нашей эмоциональной сущности... Возможно, тогда Вы сможете посмотреть на эти вопросы чуть по-другому...
№7 | 31 января 2015
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 0a17d Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз