Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 18436 специалистов из 740 городов
Скрыть

Системно векторная психология Юрия Бурлана, теория и практика. Что такое системно векторная психология

Не так давно я познакомилась с системно векторной психологией Юрия Бурлана. Произошло это случайно, благодаря восторженным отзывам подруги-инженера. Узнать, что такое системно векторная психология захотелось только лишь из любопытства, и воспринималась она на тот момент как очередная околопсихологическая теория, каких сейчас множество. Но удивительно, по мере углубления, преодолев психологический барьер кажущейся вначале простоты и наивности терминологии, я обнаружила, что это вполне работающий инструмент. Мало того, эта теория даже дает ответы на те вопросы, на которые не отвечает современная психология.

Попробую кратко описать суть

Согласно системно векторной психологии Юрия Бурлана все люди рождаются с заданным наборов свойств, которые называются векторами и проявляются не только в умственных способностях, наклонностях, но и особенностях адаптации к происходящему, в направлении и силе желаний человека, особенностях сексуальности и реализации человека в обществе. Происхождение одного из названий векторов связывается с работой З. Фpейда «Характер и анальная эротика», где он описывает анальный тип характера, и где он высказывает предположение, что должны быть и другие эрогенные зоны, имеющие связь с развитием характера.

Всего 8 векторов. 4 нижних вектора задают особенности сексуальности и либидо, а также жизненную энергию и способ адаптации на ландшафте. 4 верхних вектора задают направление движения. Человек может обладать несколькими векторами, при этом обязательно присутствует хотя бы один нижний вектор.

Определенные сочетания векторов в зависимости от развитости и реализованности дают четко описанные и хорошо наблюдаемые жизненные сценарии. Причем, системно векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что развитие врожденных свойств вектора происходит (или не происходит) у ребенка только до окончания пубертата, во взрослой жизни происходит (или не происходит) лишь реализация свойств.

Само возникновение векторов в человеке СВП связывает с антропогенезом и постепенным возникновением видовых ролей в первобытном человеческом обществе (вождь, советник вождя, охотник-алиментатор, хранитель пещеры, ночной охранник стаи и др.).

Как ни парадоксально, современные исследования мозга (в частности, д. биол. н. профессора С. В. Савельева) утверждают, что размер одних и тех же зон мозга у разных людей может отличаться в десятки раз, что подтверждает наличие «спецификации» у каждого из нас. Соответственно и воспитание ребенка должно отличаться в зависимости от врожденных особенностей, которые легко можно дифференцировать, определяя векторальный набор ребенка.

Системно векторная психология и векторы. Вкратце приведу описание сути.

Мышечный вектор

Желания человека, обладающего одним лишь мышечным вектором, сосредоточены на 4х основных потребностях: есть, пить, дышать, спать. Это труженик в мирное время и солдат в военное. Смело идет в смертный бой и сам легко убивает врага. Это люди, которые получают большое удовлетворение от физического труда. Они пашут, сеют, строят дома и дороги, больше других рожают детей и опять пашут, сеют, строят, создавая базу выживания для всех. В них основа демографии любого народа.

Их психика пребывает по большей части в двух базовых состояниях: монотонии или ярости. Трудолюбивые, миролюбивые и покладистые в мирной жизни могут работать с утра до вечера, на войне мышечники, ведомые уретральным вождем, становятся бесстрашными и яростными воинами. У мышечника нет личного мнения, для него есть только категория «мы». Поэтому для него очень важно быть, как все.

Системно векторная психология советует не отдавать мышечного ребенка в спорт, так как мышечник по природе лишен потребности в конкуренции, а спорт будет вводить его в состояние «война». Такому ребенку нужна привычка к физической работе, таким образом закладывается основа благополучной жизни.

Кожный вектор

Его видовая роль: добытчик («война»), ограничитель («мир»). Задача – добыть и сохранить. Не развитый сохраняет только для себя (жадничает, прячет), развитый – для всей стаи (изобретает новые способы добычи ресурсов, создает новые возмоности для их экономного использования или ограничивает поведение законом). Изобретение каменного топора, колеса, пороха, бумаги и всех других технологических новинок нашего времени – заслуга людей с кожным вектором.

Кожа ограничивает внутреннее и внешнее пространство, соответственно кожный закон регламентирует поведение внутри пещеры и снаружи. Внутренне дисциплинированный кожник способен руководить другими. Кожный человек – лидер, но не вождь. Гибкое тело сочетается с гибкой психикой кожного человека. Как легко он приспосабливается к новым изменяющимся условиям, так же легко может поменять свои взгляды на противоположные.

Кожного ребенка рекомендуется отдавать в спорт, где его научат дисциплине и самоограничению.

Для нормального развития детей, им необходимо чувство защищенности и безопасности, говорит Юрий Бурлан Системно векторная психология объясняет, почему, если вы бьёте кожного ребенка, из него вырастает вор. Из-за особой чувствительности его кожи и гибкости психики (так как ему очень больно, мозг, приспосабливаясь, вырабатывает естественные опиаты), может сформироваться сценарий на неудачу и мазохизм. При стрессе психика скатывается в архетип, и такой ребенок может начать воровать, то есть добывать, обеспечивать свое выживание первобытным способом.

Соревнование, конкуренция, спорт, бизнес, организаторство, законотворчество, изобретательство – вот области приложения кожных талантов.

Анальный вектор

Видовая роль анального вектора: хозяин, хранитель пещеры в состоянии «мир» или тыловик («война»). Задача – собирать опыт и информацию для передачи следующему поколению. Поэтому любит учиться для того, чтобы потом учить других. Для исполнения своей роли снабжен врожденной феноменальной памятью и аналитическим мышлением.

Особенности характера: основательность, неторопливость, некоторая ригидность психики, консервативность, принципиальность, правдивость, верность, преданность, справедливость. Усваивает знания медленно, но прочно. Не выносит, когда его перебивают, торопят.

Человек, реализовавший анальный вектор, это всегда отличный специалист в своей области. Но чтобы таким стать, он должен получить должное развитие в детстве. Как и всем детям, ребенку с анальным вектором необходимо чувство защищенности, но он больше других нуждается в мамином одобрении. В противном случае его жизнь будет проходить под флагом обиды на мать. Чем это чревато, психологи меня поймут.

Фрустрации в анальном векторе проявляются в форме садизма – вербального или физического. Интересно, что системно векторная психология утверждает, что такая отвратительная для современного общества девиация, как педофилия может проявится только у человека с анальным вектором.

Уретральный вектор

Уретральный вектор один из доминантных векторов, видовая роль его обладателя - быть вождём. Смелый и не знающий страха, отважный до безрассудства, он объединяет вокруг себя людей и ведет их за собой, заражая каждого своим примером. Если это войско, оно становится непобедимым.

Уретральный ребенок с детства не признает ни авторитетов, ни рамок, не позволяет собой манипулировать, делает только то, что считает нужным сам. Внутренне свободный, щедрый, самой природой предназначенный на отдачу. Его бессознательно обожают свои и ненавидят чужие. Его обожают все женщины, и он отвечает им взаимностью.

Именно уретральник, как правило, становится первопроходцем и ведет за собой других. Он не ведает ограничений и понятие закона ему чуждо, его отношение к окружающим построено на более высоких принципах милосердия и справедливости.

Системно векторная психология Юрия Бурлана помогает распознать уретрального ребенка и правильно воспитать его, чтобы в дальнейшем из него вырос настоящий вождь, ответственный и альтруистичный, а не вожак бандформирования, воспринимающий мир, как враждебный.

Зрительный вектор

Человек, обладающий зрительным вектором, имеет так называемый образный интеллект. За счет более развитых зрительных зон мозга он первым замечает любые изменения во внешней среде, тонко различает оттенки цвета.

Более 95 % информации мы получаем через глаза, не удивительно, что такой человек легко и быстро обучается. Но самая выдающаяся особенность зрительного человека – высочайшая эмоциональная восприимчивость. Два пика амплитуды, между которыми колеблется эмоциональность зрительника – это страх и любовь. Развиваясь, вынося свой страх наружу через сочувствие к другим, такие люди становятся бесстрашными проводниками культуры, человечности и любви.

Распространенные проблемы, с которыми люди обращаются к психологам, такие как истерики, страхи, фобии, системно векторная психология относит исключительно к проявлениям свойств зрительного вектора.

Зрительный вектор нуждается в развитии – этому способствует чтение литературы, воспитывающей чувства, сопереживание героям. Это помогает избавить ребенка от фобий и проживать свои богатые эмоции в позитивном ключе. Развитие интеллекта у зрительного ребенка не должно опережать развитие чувств.

Системно векторная психология Юрия Бурлана теория и практика Что такое системно векторная психология

Системно векторная психология Юрия Бурлана предупреждает, что зрительных детей нельзя пугать. Разного рода «страшилки» закрепляют их страхи, останавливая развитие, в том числе интеллекта.

Звуковой вектор

Человек с ночным образом жизни, ночной охранник стаи. Его роль – постижение законов мироустройства. Звуковик обладает исключительным слухом и именно он охранял в первобытном обществе своих сородичей в темноте, когда хищников не видно, а только слышно. И именно ему в этих условиях тишины и уединения пришли в голову сакраментальные вопросы, которые, собственно, и сделали нас людьми: «Кто есть Я?» и «В чем засмысел? Зачем нам дана жизнь?».

Обладатель абстрактного интеллекта, человек со звуковым вектором как никто другой способен к интеллектуальной работе. Это интроверт и эгоцентрик, сосредоточенный на своих мыслях, внешне он производит впечатление отстраненности и рассеянности.

Пытаясь понять причину мира, звуковики изучают его устройство через астрономию и физику, изучают религии, углубляются в духовные практики.

Звуковой вектор доминантный, он единственный, кто не имеет тяги к обычным радостям материального мира. Для него идея превыше всего.

Интересно, что шизофрению системно векторная психология Юрия Бурлана рассматривает как невроз звукового вектора, а различные ее формы объясняет сочетанием тяжело травмированного в детстве звукового вектора с другими нижними векторами. Депрессии, тяга к наркотикам, как способ выйти за пределы этого мира, суицид, аутизм – вот неполный перечень нарушений, связанных со звуковым вектором.

Согласно системно векторной психологии, минимальным условием для полноценного становления звуковых детей является тишина. Хорошо, если у маленького звуковика будет возможность иногда побыть одному. Шумы и крики чреваты для него невозможностью реализации звуковых желаний, что приводит к тяжелейшим психическим состояниям.

Оральный вектор

Это дегустатор (определяет, что есть можно, а что нельзя) и «крикун», громко предупреждает всех об опасности. Обладатель вербального интеллекта, задача которого – создание общих словесных и мыслительных рядов, объединяющих людей.

Он говорит так, что ему веришь, его слова, кажется, проникают прямо в мозг. Хотя его дикция может оставлять желать лучшего, он может убедить кого угодно в чем угодно. Купить, продать, оговорить, вдохновить пойти на баррикады – все эти задачи под силу оральнику. Величайшие ораторы, такие как Ленин, Троцкий, Гитлер имели в своем векторальном наборе оральный вектор. Словом они меняли историю. Словом они управляли людскими массами и задавали им направление действий.

Оральник за считаные минуты становится своим для любого человека. Ему бессознательно доверяешь. Как он рассказывает подробности о других, с такой же легкостью он поделится и вашими секретами. Достоверная клевета, сплетни, «вечные» клички – вот «дело рта» орального человека. Он имеет вербальный интеллект, думает говорением, только рассказывая кому-то, может сам для себя сформулировать мысль. Поэтому ему постоянно нужны «свободные уши». В зависимости от уровня развитости оральник становится гениальным рассказчиком (как Э. Радзинский), юмористом (как А. Райкин, М. Жванецкий) комментатором (как Н. Озеров), певцом (как Ф. Меркьюри, Г. Лепс), оратором (как Ф. Кастро) и так далее.

Обонятельный вектор

Еще один доминантный вектор, крайне редкий. Его видовая роль это стратегический разведчик и советник вождя. Задача – выжить самому не смотря ни на что. А выжить он может только обеспечив выживание всей стае. Выживая сам, он делает все, чтобы общество, в котором он живет, оставалось жизнеспособным.

У него интуитивный невербальный интеллект. Обонятельник не анализирует, ему незнакома логика, но он «носом чует», каким образом и что именно нужно делать. Причем сам он объяснить это тоже не может, ум-то невербальный! Его действия основываются на бессознательном восприятии феромонного фона окружающих. Поскольку задача выжить во что бы то ни стало, то ни закон, ни нравственность для обонятельника не существуют. У него другие приоритеты. До системно векторной психологии Юрия Бурлана нигде ничего подобного описано не было.

Резюмируя сказанное...

повторюсь – это краткие зарисовки особенностей векторов, проявлений и взаимосвязей гораздо больше, причем все они объяснимы и наблюдаемы в жизни.

Применение СВП на практике

Опираясь на знания о природе векторов и закономерностей их взаимодействия, системно векторная психология Юрия Бурлана дает объяснение многим сложным и интересным проявлениям психики человека.

Причины аутизма

Например, аутистические проявления объясняются травмой звукового вектора. Врожденные – внутриутробной, когда будущая мама звукового ребенка находилась в условиях шума (дискотека, строительные работы, военные действия и так далее), приобретенные – неблагоприятным звуковым окружением уже родившегося ребенка (чаще всего это внешний шум, крики, ругань).

Основываясь на понимании причин формирования аутизма, системно векторная психология предлагает оригинальный способ (причем, с достоверными результатами) улучшения состояния детей с аутизмом путем создания « звуковой экологии » - условий тишины с еле различимыми звуками (классическая музыка на минимальной громкости, обращение к ребенку шепотом) для создания предпосылок для экстравертации. Используются и другие способы в зависимости от других векторов конкретного ребенка.

Педофилия – кто и почему?

Как уже говорилось выше, системно векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что влечение к педофилии может возникнуть исключительно у человека с анальным вектором при наличии тяжелейшей сексуальной и нередко сопутствующей социальной фрустрации. У другого человека такое желание просто не может появиться. Только в анальном векторе заложено недифференцированное либидо, то есть влечение к женщине и к мальчику подростку. Причины этого явления подробно описываются и объясняются на лекциях Юрия Бурлана, что дает большие возможности для профилактики, предотвращения и выявления подобных преступлений против детей.

Причины массовых убийств

Еще одна проблема современного человечества – массовые убийства. Тихий, неприметный человек, без внешних признаков агрессивности, вдруг расстреливает своих сослуживцев, одноклассников или убивает вообще незнакомых людей. Преступления по типу Виноградова, Любитца и Брейвика стали потрясением для всего общества.

Системно векторная психология Юрия Бурлана видит причины этого явления в синдроме морально нравственной дегенерации, сокращенно МНД. Причем термин этот носит сугубо узкое значение.

Картина патологии, составляющей суть МНД, складывается постепенно и может возникнуть только у человека с анально-звуковой связкой векторов. Слом закладывается, как правило, в подростковый период и связан с патологическим воздействием на звуковой вектор подростка, в результате которого формируется вторичный аутизм.

В дальнейшем длительное отсутствие реализации в звуковом векторе ведет к усугублению ухода в себя и ощущения иллюзорности окружающего мира вплоть до полной потери связи с ним. Другие люди постепенно перестают восприниматься, как живые, поэтому не вызывают ни сочувствия, ни сострадания. Сопутствующая депрессия и ненависть к собственному телу, фрустрации в анальном вызывают желание умереть самому и уничтожить как можно больше людей. Повторюсь, согласно СВП, предпосылки к такого рода нарушениям закладываются еще до завершения пубертата.

Морально нравственный дегенерат постепенно теряет ощущение реальности окружающего мира, внешне соблюдая правила общения, он постепенно теряет представления о морали и нравственности, все больше погружаясь в пучину собственной ненависти. Крайняя опасность для общества данного явления связана с тем, что до факта совершения массового убийства, как правило, с большим количеством невинных жертв, носитель синдрома МНД практически нераспознаваем для людей, не знакомых с методикой системно векторной психологии Юрия Бурлана.

Также очень интересны наработки СВП в объяснении природы гомосексуализма, транссексуальности и трансвестизма, описание которых выходит за рамки данной статьи.

Таким образом, системно векторная психология Юрия Бурлана предлагает инновационную парадигму психологического знания, расширяющую перспективы и возможности его применения в различных областях человеческой деятельности.

Сосновская Татьяна Ивановна
Опубликовано на сайте: ,  1537 просмотров

Комментарии

Очередная "теория всего", хотя почитать было интересно.

Вопрос к Вам, как к человеку интересующемуся. Вы написали, что оральник хорошо работает ртом (во всех смыслах). Вопрос - если ведущий вектор оральный, а речевой аппарат неразвит, то что? На человеке ставим крест?
№1 | 10 сентября 2015
Удалено автором комментария
№2 | Александр Молярук писал(а):
Вот уже постулат являющийся полной ерундой.
По Вашему мнению, все люди рождаются tabula rasa? Или все же что-то присутствует?

P.S. мне СВП не нравится, а Ваше мнение интересно)
№3 | 10 сентября 2015
Александр Молярук
г. Владивосток
№3 | Максимов Сергей Вячеславович писал(а):
Или все же что-то присутствует?

Присутствует божественное начало.

А вот статья явно заказная.
№4 | 10 сентября 2015
№4 | Александр Молярук писал(а):
Присутствует божественное начало.
А что входит в это божественное начало? Если пойти по строгим пунктам?
№5 | 10 сентября 2015
Александр Молярук
г. Владивосток
№5 | Максимов Сергей Вячеславович писал(а):
А что входит в это божественное начало? Если пойти по строгим пунктам?

В хаосе нет никакой строгости, как и в индивидуальности нет ничего общего.

Втягиваете в диспут?

Почему Вас среди всех статей на этом сайте заинтересовала именно эта? напичканная псевдо-терминами, Сергей?

Ведь если к набору слов приписать слово "психология", этот набор не стал новой наукой.

Иначе я постулирую (прямо сейчас) "психологию каменного угля", а сошлюсь на последние исследования (без указания источников) в области геологии минералов.


№6 | 10 сентября 2015
№6 | Александр Молярук писал(а):
Втягиваете в диспут?Почему Вас среди всех статей на этом сайте заинтересовала именно эта? напичканная псевдо-терминами, Сергей?
Немного втягиваю, честно признаться)
Статья заинтересовала лишь по одной причине: системно-векторную психологию и прочие сомнительные ответвления на дух не переношу. Но всегда интересно, как адепты отстаивают свою точку зрения и какие аргументы приводят. Вдруг я ошибаюсь и там есть здравое зерно?

№6 | Александр Молярук писал(а):
Иначе я постулирую (прямо сейчас) "психологию каменного угля", а сошлюсь на последние исследования (без указания источников) в области геологии минералов.
Не слишком понял метафору, Александр. Можете пояснить?
№7 | 10 сентября 2015
Удалено автором материала
Удалено автором материала
Сосновская Татьяна Ивановна
г. Гомель (Беларусь)
№1 | Максимов Сергей Вячеславович писал(а):
Вопрос к Вам, как к человеку интересующемуся. Вы написали, что оральник хорошо работает ртом (во всех смыслах). Вопрос - если ведущий вектор оральный, а речевой аппарат неразвит, то что? На человеке ставим крест?

Нет, конечно, зачем ставить крест. Здесь дело даже не столько в речевом аппарате, сколько в развитии интеллекта. Именно степень развитости интеллекта у оральника определяет состоится он только как шутник и балагур или как ведущий, сатирик, политик, оратор. Вообще плюс СВП в том, что когда человек точно понимает свои заданные свойства, то ему уже легче более точно выбрать направление своей реализации, которая абсолютно каждому способна добавить радости в жизни, просто в зависимости от уровня развитости свойств эта реализация будет разной.

№10 | 10 сентября 2015
Сосновская Татьяна Ивановна
г. Гомель (Беларусь)
№2 | Александр Молярук писал(а):
Вот уже постулат являющийся полной ерундой.

Не соглашусь. Легко заметить, что уже от рождения дети обладают разным характером, кто-то шустрый, на месте не усидеть, кто-то медлительный, кто-то задумчивый и отрешенный и т.д. У каждого человека от рождения свои задатки. Развивая их, он испытывает удовольствие, а если мы пытаемся развивать, не учитывая особенностей ребенка, то получаем проблемы - попробуйте отдать неуклюжего ребенка на танцы, гибкости не прибавится, зато упрямства и обид будет с лихвой.
№11 | 10 сентября 2015
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 4b579 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз