Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 24243 специалиста из 869 городов
Скрыть

Базовые техники арт-терапии

От автора: Статья по материалам обучающей программы (специализации) по арт-терапии.

Особенности арт-терапевтической сессии:

• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).

• Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).

• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).

• Креативность.

• Спонтанность.

Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о
художественности своих творений. Обычно во время рисования не
рекомендуется разговаривать, это помогает создать особую, новую
обстановку и внимательнее относться к чувствам и телесным ощущениям.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части.
Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство
самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись).
Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и
визуальной коммуникации (70% сессии). Другая часть — вербальная, предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы. (30% сессии).

Арт-терапевтическая сессия может включать в себя этапы

1. Настрой (разминка, включение в работу, граница, оформляющая её начало);

2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущении; формирование запроса или темы работы.

3. Индивидуальная изобразительная или творческая деятельность;

4. Вербализация (коммуникация);

5.Доработка рисунка, продолжение работы для мультимодальных техник или коллективная работа (в парах; малых группах);

 6. Рефлексивный анализ. Выводы.

Техник и упражнения арт-терапии часто создаются спонтанно, интуитивно, творчески. Некоторые классические техники описаны ниже:


Рисунок себя.Задача этого упражнения - представить себя группе, не прибегая к словам. Это может быть: иллюстрация вашего образа жизни, ваши ценности и интересы, ваше мироощущение, метафора, отражающая вас в целом или мир, в котором вы живёте.

Рисунок состояния. Каждый член группы имеет в своем распоряжении много
бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. Используйте одну-две минуты,
чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент.
Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш
и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии
и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь
символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте
себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то,
что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа
может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.

В качестве варианта испробуйте другие материалы, например, глину. В любом
случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе
обнаружить информацию для себя.

Коллаж. При изготовлении коллажа не возникает страха оцентки, связанного с неуверенностью в своих художественных способностях, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.

Коллаж может быть использован в индивидуальной сессии, в групповой и даже самостоятельной работе. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также
использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей
группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое-настоящее-будущее» и
мн. др.)Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или
преобразованные его создателями.Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в
композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить
работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть
конкретным или абстрактным.

 

Упражнение «Играть как ребенок...». Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) своего детства и придумать к рисунку название.
Для работы лучше брать мягкие изобразительные материалы (гуашь, мелки,
акварель и т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше).
Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы
умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При
этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских
страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов.
Затем можно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении? Как
чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас?

Работа с глиной. Используйте глину для выражения актуальных в данный момент переживаний. Это может
быть: тактильное освоение глины, сжимание, разглаживание, разрывание,
формообразование, бросание и пр. Варианты работы:

- Создайте скульптурное изображение, закрыв глаза;

- Создайте отпечатки различных предметов в глине;

- Изготовьте из глины фигурки для тематической групповой композиции; - Изготовьте различные сосуды из глины;- Создайте, а затем разрисуйте фигуры из глины;- Создайте глиняные слепки различных предметов и поверхностей, частей тела;- Создайте плоскую глиняную маску, раскатав глину валиком, оформите
поверхность отпечатками различных текстур (если есть возможность обжига,
эту маску потом можно раскрасить);

- Создайте глиняный амулет или оберег.

Работа с эффектами развивает спонтанность и новизну восприятия.Целью данной работы всегда является углублённое самопознание, освоение новых
видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации. Все эти
упражнения актуализируют сильные переживания, чувства, фантазии и
страхи. В них нет чёткой тематической обусловленности. Применимы они на
рабочей стадии группы в условиях сформировавшейся атмосферы доверия и
принятия. Эти техники относятся к техникам работы с глубинным
бессознательным и используются в контексте аналитической и
экзистенциальной арт-терапии.

 

Взаимодействие с бумагой. Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться
ножницами, клеем, скотчем и пр. Варьировать это задание можно как
тематически, так и инструментально, например:- передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать и пр.);- создайте или вырежьте фигурки из бумаги и обыграйте рассказ, историю;- используйте для создания композиции туалетную бумагу;- используйте для создания композиции обёрточную бумагу, картон
(гафрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет и пр.- используйте для создания объёмной композиции газеты, журналы. 

Рисунок на мятой бумаге. Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её
хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или
карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде
овала, круга и т.д. 

Рисование на мокрой бумаге. Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать как они смешиваются, растекаются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен
впечатлениями. 

Каракули. Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели  и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них
образ и развить его.

 Варианты:

-затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и
попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем
обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,

- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;

- выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;

- размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на
большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза.
После завершения найдите в изображённом образ и развейте его. 
Статья написана психологом Сотниченко Е.В. по материалам обучающей программы Техники арт-терапии. Ближайший курс обучения арт-терапии состоится в Ростове с 25 февраля 2017.

 

Сотниченко Елена Владимировна
Опубликовано на сайте: ,  35176 просмотров
Получить консультацию автора
К автору уже обратился 21 человек с сайта
Другие статьи автора:

Комментарии

Григоровская Екатерина Геннадьевна
Психолог, Семейный психолог гештальт-терапевт - г. Тула
Прекрасная статья!)
№1 | 1 февраля 2012
Сотниченко Елена Владимировна
Психолог, Арт-терапевт - г. Ростов-на-Дону
Спасибо, Екатерина!)
№2 | 2 февраля 2012
Топал Татьяна Дмитриевна
Психолог - г. Кишинев (Молдова)
Отличная статья!!!!Спасибо вам большое!!!!Все кратко и понятно!!!
№3 | 24 сентября 2012
Коган Наталья Викторовна
Психолог, Консультант - г. Иркутск
Спасибо, Елена!
№4 | 18 октября 2012
Гаркуша Наталья Владиславовна
Психоанализ - г. Запорожье (Украина)
Спасибо за статью Елена, нашла для себя новые упражнения, буду использовать в работе.
№5 | 26 сентября 2014
Ольга Добронравова
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Одесса (Украина)
Чудесные, простые в исполнении техники. Спасибо вам, прекрасная статья!
№6 | 4 июня 2015
Свешникова (Ефимова) Ольга
Психолог - г. Санкт-Петербург
Прекрасные техники, возьму некоторые из них себе на вооружение.
№7 | 2 февраля 2018
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 81350 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз