Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 21799 специалистов из 826 городов
Скрыть

Модель двух айсбергов | Расстановочное упражнение

От автора: Очень просто и ёмкое расстановочное упражнение позволяет очень быстро понять подоплеку негатива в отношениях и отрегулировать ситуцию в сторону гармонии и уважения.

Модель двух айсбергов  Расстановочное упражнение

На тренинге «Разрешению конфликтов» и «Работа со «сложными» клиентами» я часто использую очень ёмкую модель «Двух айсбергов». Она внятно показывает суть происходящего во взаимодействии с другим человеком в том числе в конфликте, в сложной ситуации.

Верхушка айсберга – это внешняя, заявленная позиция участника общения и взаимодействия. Это может быть подозрительность трусоватого, эрудиция всезнайки, упреки и требования капризного, нарочитая самоуверенность авторитарного.

Чем хороша заявленная позиция – она хорошо заметна. Она выражается в словах!

На этом уровне клиент может сказать профессионалу: «Я вам пока не доверяю. А вдруг не сработает расстановка ваша или любые другие психологические методы? Какие у вас гарантии?»

И у психолога как профессионала есть своя заявленная позиция. «Я, дорогой клиент, прекрасный специалист своего дела, я могу уделить вам такое-то время, за такую-то оплату моего труда. Я гарантирую, что я очень качественно и очень профессионально буду выполнять роль вашего помощника. Но исцелять свою жизнь, делать свою жизнь лучше – это ваша работа. И эту работу за вас я сделать не смогу. Клиент сам кузнец своего счастья и покоритель своих вершин. Я только помощник».   

Подводная часть айсберга это то, что не человек не склонен афишировать, недоговоренности, привычки, травматический опыт личный (биографический, родовой, трансперсональный). Здесь же содержится материал, вытесненный в бессознательное.

У подводной части (истинные потребности, глубинные причины конфликта) есть слои:

1)      «Не успел сказать» - например клиент может просто не успел рассказать про себя и членов семьи какие-то важные детали. И решение здесь на поверхности. Нужно просто задать вопросы, расспросить подробнее о необходимых деталях. Например, начиная работу с любым новым клиентом, мы делаем геносоциограмму и записываем в неё все интересующие нас детали. Особенно важно иметь много детальной информации при работе с организацией. Потому как организация – это очень сложная система.     

2)      «Не хочу говорить». Иногда клиенту выгодно недоговаривать, скрывать или маскировать определенную информацию. Часто клиенты психолога скрывают свои медицинские диагнозы. Клиенты риэлтора скрывают информацию про соседей-алкоголиков и другие негативы. При приеме на работу человек склонен не афишировать судимости, задолженность по кредитам и т.д.

3)      «Сам не знаю». Это то бессознательное, которое хорошенько вытеснено клиентом из сознания в силу травматичности переживаний.  



Пример: Очень опытный сотрудник отдела продаж рекламной фирмы, назовет её Стелла, отправилась к заказчику, чтобы обсудить на месте детали заказа. Через час звонок её начальнику отдела от заказчика. Человек орал в трубку примерно следующее: «Что за человека, вы ко мне прислали? Она ушла полчаса назад, а руки дрожат до сих пор. Ужас какой-то!!! Что она со мной сделал!?»
Все попытки начальника отдела выяснить у заказчика, что именно случилось, что именно сделала, или совершила его сотрудница, ни к чему не привели. Никаких дополнительных деталей не добавилось. Одни эмоции.
Догадка мелькнула у начальника отдела через некоторое время, когда этот заказчик заезжал в офис подписать какие-то предыдущие бумаги. И его встречала в дверях и провожала по офису та же Стелла. Так вот. Стелла на каблуках была ровно на две головы выше своего визави. И тот испытывал заметную неловкость от этого факта.
Догадка-гипотеза, которая мелькнула у начальника отдела: «Коротышку в школе сильно дразнили рослые девчонки класса. И ему было очень обидно! И до сих пор эта детская травма воспроизводится в той или иной степени…»
Решение созрело мгновенно. «Иван Иванович, Стелла у нас в связи с производственной необходимостью направлена на другие заказы. А с вами будет поддерживать контакт Анжела».
И подводит к нему самую маленькую «дюймовочку» отдела. На этом и порешили.
А через полгода, на Новый Год заказчик приехал с корзиной шампанского и говорит: «Это вам от всей души! Как с вами работать хорошо, так больше ни с кем! Люблю, куплю, и полетим!»         

***

Итак, где-то мы недостающую информацию из подводной части уточняем вопросами, где-то выясняем по косвенным признакам, где-то работаем на уровне догадки и гипотезы. В последнем случае, доказательством того, насколько наши гипотезы и догадки были адекватны реальности, является только результат наших действий.  

Важно, чтобы решения, которые мы вырабатываем для гармонизации той или иной ситуации, базировались на всей совокупности информации о происходящем. И тогда наши действия в сложной ситуации будут намного эффективнее. Что приятно!

Изучайте ситуацию глубже, и решать проблемы будет намного легче!   

***

Понятно, что клиент проводит ту же самую работу в отношении профессионала. Он его прощупывает. И если нащупает у профессионала слабинку (желание нравиться, нежелание конфликтовать и т.д.), может тут же использовать это для тех или иных воздействий на него.



***

В упражнении, которое мы сейчас будем делать мы будем тренироваться получать информацию из подводной части айсберга, важные послания, которые будут помогать нам приходить к согласию, подбирать самые эффективные инструменты для решения конфликта и восстановления гармонии в отношениях.

Упражнение проводится в тройках.

1)      Клиент заявляется сам или выбирается по жребию.

2)      Клиент назначает и выставляет в поле заместителя «Заявленной позиции оппонента в конфликте» в конкретном случае из прошлого.

3)      Клиент назначает и выставляет в поле заместителя «Глубинных факторов, сущностных причин поведения оппонента в конфликте» в конкретном случае из прошлого.

Ход упражнения

1)      Фигуры заместителей стоят лицом к клиенту, входят в замещающее восприятие и выдают клиенту послания из роли. Послания могут быть любыми: вербальными, жесты, мимика, дистанция, движение и т.д.

2)      Клиент, получив послания, рассказывает участникам группы, что именно происходило в той ситуации из прошлого, в чем суть конфликта. И самое главное: Что по новому для него открылось в той ситуации благодаря расстановке?  Как он теперь воспринимает всё случившееся тогда?      

Цель упражнения: Получить достаточно информации, чтобы более глубоко понять суть произошедшего в прошлом, и возможно, изменить свое отношение к себе, оппоненту, к ситуации.

***

Обсуждение:  

  • Мне это упражнение дало подтверждение того, что я иду по верному пути.
  • Сильнейшие страхи или смерть. Очень интересно. Для меня это ценно. Всё, что мне показали, было очень точно. Понял, что за завистью стоит смерть.
  • Для меня это упражнение о том, что собаки лают а караван идет.
  • Я получила больше в заместительстве, когда была заявленной позицией агрессора.
  • Для меня оказалось поучительно то, что когда я оказалась в образе части говорящей. Она говорила через меня злые вещи, но сама никаких эмоций не испытывала. Даже когда я рассказываю об этом постфактум, я волнуюсь, а в тот момент был только хладнокровный расчет.   
  • Седьмой год сидим с коллегой в одном кабинете. Я седьмой год подстраиваюсь. Выяснилось в упражнении, что человека клинит из-за тесноты в кабинете. Я со своим ростом (столы стоят рядом) постоянно волей не волей вторгаюсь в его интимное пространство. Постараюсь столы переставить подальше друг от друга.
  • В моём случае подводная часть айсберга оказалась намного говорливее верхней. Впечатление, что человек ничего не говорит внешне, а внутренне просто кипит раздражением.  
  • Я много лет ощущала чувство вины перед человеком, а сегодня в упражнении поняла, что этого его какой-то процесс со мной никак не связан.  Все бури и страсти меня не касаются.
  • В моём случае оказалось, что тема ревности очень меня бодрит. Смех и радость она в дом приносит. Очень много эта тема энергии дает. И я сама её к себе притягиваю. Оказывается мне самой это очень нужно.
  • Я увидел в упражнении, что у каждого человека есть проекции, своё представление о том, какие должны быть люди. И если человек что-то делает, что не совпадает с нашими представлениями, мы считаем себя в праве возмущаться и переделывать (Я же тебя уже назначила принцем!) Я люди, такие, какие они есть. И меняются они только если сами захотят. Смирение появилось большее перед тем, что люди с собой носят.
  • Я поняла, что человеку находиться в своих эмоциях и чувствах иногда намного приятнее, чем решать эту проблему.   

***

С удовольствием отвечу на любые вопросы:  

тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880, e-mail: [email protected]

расписание моих тренингов смотрите на сайте www.karpenkov777.ru  

расписание центра "Ольвия" смотрите на сайте www.olvia-center.ru

Карпенков Юрий Витальевич
Опубликовано на сайте: ,  275 просмотров
Другие статьи автора:

Комментарии

Дюсметова Римма Вафиевна
Психолог, Детский семейный гипнолог - г. Челябинск
Cпасибо, Юрий! Интересна модель двух айсбергов!)
№1 | 19 мая 2017
Анохин Андрей Михайлович
Психолог, Педагог - г. Стерлитамак
Интересные айсберги. Спасибо.
№2 | 19 мая 2017
Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Арт-терапевт - г. Москва
Классные фото, информативные. Благодарю за практикум!
№3 | 19 мая 2017
Алла Казимировна Рубченко
Психолог, Консультант - г. Обнинск
Благодарю, познавательно!
№4 | 20 мая 2017
Надежда Архангельская
Психолог - г. Астрахань
Потрясающе интересный материал! СПАСИБО, Юрий!)
№5 | 20 мая 2017
Рыженков Алексей Евгеньевич
Психолог, Коуч - г. Калуга
Карпенков Юрий Витальевич писал(а):
Изучайте ситуацию глубже, и решать проблемы будет намного легче!
точно!
№6 | 20 мая 2017
Козлова Нина Ивановна
Психолог - г. Екатеринбург
Карпенков Юрий Витальевич писал(а):
Цель упражнения: Получить достаточно информации, чтобы более глубоко понять суть произошедшего в прошлом, и возможно, изменить свое отношение к себе, оппоненту, к ситуации.
Очень важная цель и ценное упражнение. обязательно попробую в группе.
Спасибо, Юрий Витальевич!
А иллюстрации к статье просто великолепны!!!
№7 | 20 мая 2017
Анастасия Викторовна Вьюга
Психолог, Клинический психолог - г. Томск
Очень полезно, спасибо!
№8 | 20 мая 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 90c15 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз