Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 25504 специалиста из 896 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом

Упражнение 1. «Отдых»

Исходное положение - стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом

Упражнение 2. «Передышка»

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Упражнение 3. «Найди свой ритм»

Цель данного упражнения — найти собственный ритм дыхания, воспринимаемый как приятный, удобный, успокаивающий - тот ритм, который поможет погрузиться в состояние покоя.

Дышите в естественном, произвольном ритме — «как само дышится». Запомнив этот ритм, постепенно начните дышать чаще... еще чаще... как можно быстрее.... Постарайтесь выдержать такой предельно учащенный ритм дыхания, сколько возможно, хотя бы 30—40 секунд. Затем постепенно начните замедлять ритм дыхания... пока он не вернется к исходному... Дышите реже... еще реже... дышите как можно медленнее... Необходимо выдержать такой ритм дыхания не менее минуты. Освоив, прочувствовав два этих крайних полюса - максимально частое и максимально редкое дыхание, поэкспериментируйте, варьируя частоту дыхания в максимально возможных пределах. От одного полюса до другого, пока не нащупаете некоторый промежуточный ритм дыхания, максимально удобный, плавный, размеренный и неторопливый, являющийся для вас в данную минуту ритмом абсолютно спокойного дыхания, вашим ритмом покоя. Дышите в этом ритме, побудьте в нем, в этом состоянии покоя, освойтесь в нем, погрузитесь в него хотя бы на несколько минут. Завершите упражнение активизирующим выходом, одновременно учащая дыхание, вдыхая глубоко и долго, а выдыхая — резко, быстро.

Упражнение необходимо регулярно повторять. Запомните ощущения, связанные с различными ритмами дыхания, сравнивайте, как меняется ритм успокаивающего дыхания в разные дни, «обживайте» ваше состояние покоя. Постепенно, по мере выработки навыка, вы научитесь находить свой ритм покоя достаточно быстро, всего за 30-40 секунд. И тогда в нужный момент сможете быстро успокоиться и расслабиться.

Упражнение 4. «Успокаивающее дыхание»

Исходное положение — сидя, лежа. Медленно выполните глубокий вдох через нос, на пике вдоха — задержите дыхание, затем сделать медленный выдох через нос. Затем снова вдох, задержка дыхания, выдох — длиннее на 1—2 секунды. Во время выполнения упражнения с каждым разом увеличивается фаза выдоха. Затрата большего количества времени на выдох создает мягкий, успокаивающий эффект. Представляйте себе, что с каждым выдохом вы избавляетесь от стрессового напряжения.

Ниже представлена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначается условная продолжительность вдоха, второй - выдоха. В скобки заключены продолжительность паузы - задержки дыхания: 4-4 (2); 4-5 (2); 4-6 (2); 4-7 (2); 4-8 (2); 4-8 (2); 5-8 (2); 6-8 (3); 7-8 (3); 8-8 (4); 8-8 (4); 7-8 (3); 6-7 (3); 5-6 (2),4-5 (2). Выполнение упражнения регулируется счетом (вслух или про себя).

Упражнение 5. «Дыхание с облегчением» (для самостоятельного выполнения)

Вспомните о чем-нибудь неприятном, досадном, раздражающем. Наблюдая за внутренними ощущениями, найдите именно те, что появились при неприятном воспоминании. Продолжайте думать о неприятном, одновременно продолжая следить за ощущениями, связанными с этими негативными мыслями. Начните дышать глубже животом, представляя каждый выдох как выдох облегчения (нечто подобное возгласу «О-ох-х...»), вместе с которым уходит часть тяжести, связанной с неприятными мыслями и воспоминаниями (и вы действительно чувствуете это с каждым выдохом). Очень важно при выполнении упражнения направить внимание исключительно на внутренние ощущения, все время следить за ними, не отвлекаясь на новые неприятные мысли или воспоминания, которые могут последовать за первоначальными, если внимание будет направлено на их поиск. Дышать подобным образом необходимо не менее 5-7 минут. Перед выходом из упражнения сравните, насколько уменьшились неприятные ощущения и как изменилось настроение, эмоциональный фон.

Источники:

1.Алексеев А.А. Современная психотерапия: Курс лекций. - СПб., 1997. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие. -Казань, 1981.

2.Сандомирский М.Е. Защита от стресса: Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ) _ М., 2001.

3.Стресс жизни: Сборник. — СПб., 1994.

 

Разместила: Девятка Анна Владимировна (текст для публикации взят из Интернета или других открытых источников)
Опубликовано на сайте: ,  424 просмотра
Другие заметки автора:

Комментарии

Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Арт-терапевт - г. Москва
Интересные упражнения! Благодарю!
№1 | 6 апреля 2017
Девятка Анна Владимировна
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№1 | Василакий Ирина Родионовна писал(а):
Интересные упражнения! Благодарю!
Спасибо!
№2 | 6 апреля 2017
Интересно!
№3 | 6 апреля 2017
Барабаш Елена Анатольевна
Психолог, Детский семейный психолог - г. Запорожье (Украина)
Класс! Информация нужная!
Удачи Вам!
№4 | 7 апреля 2017
Буровихина Ирина Александровна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Королёв
Часто клиенты делятся тем, что "дыхательные техники" - первое, что применил в ситуации стресса.
№5 | 7 апреля 2017
Девятка Анна Владимировна
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№5 | Буровихина Ирина Александровна писал(а):
Часто клиенты делятся тем, что "дыхательные техники" - первое, что применил в ситуации стресса.
))) хорошо если так. Интересно, откуда они о них знают...
Думаю, про то, что хорошо бы учить таким техникам всех людей)) И тут вспомнила - что да, когда работала психологом с детьми, то в каждая групповая работа начиналась с дыхательного упражнения. Так как не я сама это придумала - подсказал наставник из МГППУ, то думаю и в другие психологи с детьми дыхательные техники делают. А затем это уже переходит во взрослую жизнь... Может быть..
№6 | 7 апреля 2017
Девятка Анна Владимировна
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№4 | Барабаш Елена Анатольевна писал(а):
Класс! Информация нужная!
Удачи Вам!
Спасибо! Пригодится!
Елена Анатольевна, взаимно желаю Удачи!
№7 | 7 апреля 2017
Девятка Анна Владимировна
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№3 | Veralove писал(а):
Интересно!
Рада))
№8 | 7 апреля 2017
Буровихина Ирина Александровна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Королёв
Девятка Анна Владимировна, да, Анна Владимировна, кто-то со школы знает, кто-то от меня:) (имела в виду последовательность встреч)
№9 | 7 апреля 2017
Девятка Анна Владимировна
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
Буровихина Ирина Александровна, поняла. Спасибо.
№10 | 7 апреля 2017
Лилия Сергеевна Спрогис
Психолог, Руководитель психологической студии - г. Москва
Спасибо, Анна Владимировна, это полезно:)
№11 | 12 апреля 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 879c6 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз