Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 23339 специалистов из 851 городa
Скрыть

Детские представления о смерти

Тема смерти в жизни человека всепроникающа. Эта экзистенциальная данность не даёт людям покоя, заставляя, то избегать мысли о ней вовсе, то вступать в неравную борьбу.

Ещё в детстве мы узнаем, что все живое однажды прекратит своё существование. Вряд ли можно вспомнить, но вполне можно представить, какие болезненные переживания эта информация рождает в душе ребёнка. И несмотря на очевидную важность этого момента в развитии человека, исследований, посвящённых детским представлениям о смерти очень немного.

В этой статье я попытаюсь внести немного ясности с следующие вопросы:
1. Когда дети узнают о смерти?
2. Как развиваются и трансформируются детские представления о смерти?
3. Как говорить с ребёнком о смерти?

Когда дети узнают о смерти.

В этом вопросе у исследователей нет единого мнения. Кроме того, достаточно сложно исследовать этот феномен у детей, у которых ещё не сформировалась речь. Пиаже, например, считал, что у детей до 10 лет впринципе не может быть четкого представления о смерти, так как абстрактное мышление в этом возрасте ещё не развито. Схожим мнением обладал и Фрейд, объясняя это тем, что в таком раннем возрасте у психики есть более важные задачи, чем познание человеческой смертности.
А вот Макс Шелер утверждает, что каждый из нас обладает интуитивным знанием о смерти. Так же Мелани Кляйн пришла к выводу, что совсем маленький ребёнок находится в близком отношении со смертью, и это отношение возникает гораздо раньше, чем умственное знание о смерти.
Может быть, и правда, человек, как продукт эволюции и живое существо, на клеточном или бессознательном уровне изначально предчувствует окончательность своего существования. Можно тогда только представить, какую тревогу и ужас порождает это предчувствие у детей.

Как развиваются и трансформируются детские представления о смерти.

Чтобы оградить ребёнка от ужасных, непосильных для переживания чувств, в работу включаются защитные механизмы. В частности, И. Ялом описывает последовательность состояния знаний о смерти работой отрицания. Также он описывает следующие стадии этой работы:
1. Отрицание: смерть временна, она есть приостановление жизни или сон. Тут дети считают смерть обратимой или временной. Также важно отметить, что в связи с отождествлением смерти и сна, многие клиницисты высказывали мысль, что страх смерти может быть важным фактором детской бессонницы. Смерть даже в самом раннем представлении детей ужасна и пугающа, даже если она «не на совсем». Они защищаются от этих страхов верой в собственную исключительность: «все умирают, но моя мама (я, моя семья) не умрут» или верой в конечного спасителя: «Боженька не даст мне умереть».
2. В возрасте между пятью и девятью годами большинство детей персонифицируют смерть. Она наделяется обликом и сознанием: это привидение, скелет в плаще, мерзкое чудовище. И каким бы страшным не был образ, он действует утешительно, ведь теперь смерть исходит от внешней силы, с которой можно побороться, договориться, от которой можно убежать.
3. В более старшем возрасте дети пытаются уменьшить свой страх смерти утверждением того, что они живые. Они начинают высмеивать смерть, пускаются в безрассудные подвиги, и им кажется, что они становятся сильнее своего страха.

Как говорить с ребёнком о смерти.

Говорить с ребёнком о смерти трудно. Большинство родителей избегают этой темы, боясь травмировать нежную детскую душу. Однако дети, в своём любопытстве, так или иначе утоляют свою жажду знаний из других доступных источников. Сочетание детского страха и тревоги и фрагментарных, случайных знаний о смерти порождают в воображении ребёнка причудливые картины, зачастую ещё более ужасные, чем реальность.

«Смерть — это скелет. Она такая сильная, что может перевернуть корабль».

«Смерть очень опасна. Никогда не знаешь, в какой момент она собирается унести тебя с собой. Она ночью приходит к кому угодно и уносит его с собой».

«Смерть уносит плохих детей. Она ловит их и забирает с собой».

Я думаю, очевидно, что лучше, несмотря на свои опасения, уделить время и поговорить с ребёнком откровенно, если вы замечаете его интерес к теме умирания.
Хорошо будет, если информация будет определенной, ясной, такой, чтобы она не вступала в конфликт с информацией из других источников. Важно, чтобы информация соответствовала возрасту. Одинаково неуместно будет, если вы будете говорить трехлетнему ребёнку об апоптозе, некрозе, смерти мозга и пятнадцатилетнему о женщине с косой, которая возьмёт его за руку и заберёт с собой.
Фразы вроде «заснул навеки», «на небе с ангелами» скорее ставят ребёнка в тупик, чем объясняют реальность. Также, они зачастую дают надежды, которые не могут оправдаться. Раз заснул, значит может и проснуться. У ангелов есть крылья и они могут принести умершего обратно — вот распространённая реакция на такие сообщения.
Ну и разумеется, если вы сами боитесь даже думать о смерти, всячески избегаете этой темы и панически реагируете на любые сообщения о ней, будьте готовы к тому, что ребёнок будет вести себя так же. Ведь если даже Мама или Папа так боятся, то как же с этим справлюсь я (ребёнок)?

Александра Есипова
Опубликовано на сайте: ,  30 просмотров
Получить консультацию автора
Психолог — г. Санкт-Петербург

Комментарии

Бирзгал Ирина Рашитовна
Психолог, Онлайн консультант - г. Нягань
Спасибо! Интересные размышления, на хороших авторов ссылки. Говорить нужно, думаю, дорога ложка к обеду. Спросил - рассказал. Увидел страх, поинтересовался чем он вызван...
№1 | 7 декабря 2017
Александра Есипова
Психолог - г. Санкт-Петербург
Бирзгал Ирина, да, все верно. Не торопить разговор, но и не убегать от него.
№2 | 7 декабря 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 50fb3 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз