Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 24240 специалистов из 869 городов
Скрыть

Современная российская школа: польза или вред?

От автора: Комментарии по поводу статьи Людмилы Петрановской
«Мы готовим детей к позавчерашнему миру».
Чтобы разобраться в проблемах современной российской школы, можно даже ответить на два основных национальных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» По моему мнению, одна из серьезных причин кризиса современной школы именно в том, что учителя, да и родители перестали заботиться о психологическом благополучии ребенка!

Современная российская школа польза или вред

 

Мир изменяется быстро. Двадцать пять лет назад, когда я училась в университете, преподаватели говорили, что «современный мир» 90х годов стремительный и период полураспада существующих знаний и появления новых, составляет пять лет. Поэтому нам, студентам того времени, придется постоянно учиться и повышать свою квалификацию на протяжении всей трудовой жизни. Для меня мнение преподавателей было авторитетным. Уже во время учебы была необходимость много работать и анализировать большое количество информации. В те годы интернет был недоступен и персональные компьютеры являлись большой редкостью, не было возможности копировать нужные материалы и т.п… Приходилось много времени проводить в библиотеках и методическом кабинете, чтобы готовиться к занятиям. Поэтому, компетенции, которые выделяют современные социологи и психологи, так называемые «четыре «К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление» были необходимы студентам как в конце прошлого века, так и гораздо раньше!

И я хочу поделиться своими мыслями и наблюдениями по поводу современной школы и воспитания детей. Тем более, что детей у меня двое и разница в возрасте у них большая. Даже собственный опыт взаимодействия со школой, наблюдения и анализа происходящего во время обучения собственных детей будет интересен и полезен.

Современная российская школа в кризисе. Конечно, обобщать всегда плохо и совсем непрофессионально! И все-таки, я позволю себе выразиться именно так еще и потому, что материалов в СМИ о том, что современная российская школа не является средой, ориентированной на обучение (учить – т.е. ДАВАТЬ знания), с комфортными условиями пребывания учащегося и поддерживающей психологическое благополучие ребенка. Согласна с тем, что «где-то есть хорошие школы», но такие учебные заведения все-таки исключения… Иначе Рунет не был бы заполнен информацией про трудности и прочие «перегибы» в российской школе.

Чтобы разобраться в проблемах современной российской школы, можно даже ответить на два основных национальных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» По моему мнению, одна из серьезных причин кризиса современной школы именно в том, что учителя, да и родители перестали заботиться о психологическом благополучии ребенка! Какая разница, какие оценки будут у ребенка, если у него не будет физического здоровья и психологического благополучия к выпускным испытаниям в школе. Формирование самооценки и характера – длительный процесс, который начинается с рождения ребенка и продолжается лет до 25-27. Да, у меня имеются ссылки на исследования по этому поводу! Некоторые родители могут разочароваться, узнав, что «воспитывать» ребенка придется не до 5-7 лет или подросткового возраста, а гораздо дольше. И все же, если ребенок, и родители ориентированы на получение высшего образования и современной востребованной специальности, то стоит учитывать, что взросление тоже может быть длительным и потребуется больше времени на обучение и получение профессии.

Я периодически консультирую родителей и занимаюсь психотерапией с подростками и молодежью именно по вопросам трудностей в школе. Ко мне обращаются взрослые люди, трудности которых начались во время обучения в школе: из-за проблем с учителем, одноклассниками или из-за того, что ребенок не оправдывал ожидания собственных родителей. И если не помогать собственному ребенку справляться со сложностями в школе, то может случиться, что всю последующую жизнь собственное развитие, реализация и эффективность для взрослого человека будут не актуальны! Все внимание такого человека будет направлено на решение проблем, появившихся в школе и лечению травм, полученных в то время. Тогда будет необходима длительная работа с психологом…  Без стабильной самооценки и опыта самостоятельного разрешения трудностей в детстве и с помощью родителей, невозможно ожидать, что взрослый человек сможет находить себе друзей, создавать семью и заниматься любимым делом, тем более, если придется работать в высококонкурентной среде.

В Советское время существовал афоризм в среде психологов, что «ребенок-вундеркинд – это ребенок, у которого все в прошлом»… К сожалению, даже не все психологи знают, что осознанный выбор профессии в 11м классе способны сделать около 5% мальчиков и 5-7% девочек. Поэтому раннее профессиональное самоопределение является скорее исключением, чем правилом. Для школьников и студентов очень важно сохранять интерес к получению знаний: чтению книг, участию в работе кружков и секций, участию в конкурсах, конференциях и олимпиадах. Опыт достижений и удач, полученный в детстве, является существенной опорой, с которой человек пойдет по жизни дальше. И в этом случае важно, чтобы и ребенок, и родители считали успехи ребенка не определенной целью и основной характеристикой, а одной из характеристик, лежащих в основе представления ребенка о самом себе и его самооценки. Родителям достаются сложные задачи – дать своим детям время на поиски профессии, помогать формированию самооценки и поддерживать их материально до поры, пока они не смогут сами себя обеспечивать. И это очень сложно для родителей! Сроки психологического взросления человека всегда индивидуальны. Поэтому родителям приходится быть внимательными и поддерживающими наставниками для собственных вырастающих детей и надеяться, что труд родителей принесет хороший результат в виде благополучия и удовлетворенности жизнью повзрослевшего сына или дочери.

Во многом согласна с тезисами Л. Петрановской. И от себя хочу добавить:

  1. Родителям необходимо заботиться о психологическом и физическом здоровье и благополучии собственных детей. Показатели здоровья молодого человека являются необходимым минимумом для хорошего старта во взрослой жизни и профессии.
  2. Быть внимательными и не ожидать, что ребенок обязательно будет успешным: проявит себя в спорте или будет отличником и гордостью школы. Сейчас все больше говорят, что важнее быть хорошим человеком, имеющим друзей и семью, чем злобным и амбициозным одиночкой. Очень важно воспитать и научить ребенка проявлять свои лучшие качества по отношению к людям.
  3. Основной акцент делать на умении ладить с другими людьми: общаться, заводить друзей, да и просто договариваться о чем-то. Умение вести себя в группе помогло выжить человеку, как биологическому виду и до сих пор является одним из основных условий успешной адаптации в мире. Сюда же можно отнести и кооперацию – возможность организовывать вокруг себя людей, для достижения общих целей.
  4. В современном мире сформировался культ потребления и мы живем в избытке товаров и услуг, поэтому важно развивать способность мыслить нестандартно – креативно. Оригинальный взгляд на решение какой-либо проблемы дает вероятность, что молодой человек придумает или заметит новую возможность для себя и реализации своей идеи. Для того, чтобы это качество развивалось у ребенка и подростка, важно, чтобы родители спокойно относились и не критиковали ошибки и неудачи взрослеющего наследника. Мне очень близка позиция У. Черчилля о том, что «успех – это возможность двигаться от одной неудачи к другой без потери оптимизма».
  5. Критическое мышление также формируется в условиях, когда ребенку интересно жить, интересно узнавать новое, это возможно, когда от него не ждут быстрых результатов! Стоит помнить, что если выращивать морковь и постоянно подтягивать ее за ботву, в надежде, что она станет лучше расти, что есть большая вероятность повредить растение и не получить урожай… Поэтому родителям необходимо проявлять терпение и поддерживать собственных детей.
  6. Современный мир и медицина позволяют самим родителям стать примером для собственных детей и получить новое образование, специальность и реализовывать себя именно в той области, которая кажется самой нужной для ребенка. Дети не могут и не должны оправдывать ожидания собственных родителей! Если быть честным с самим собой, то как много тех, кто оправдал ожидания собственных родителей и счастлив от того, что выбрали именно тот институт и специальность, на которых настаивали родители?

Мне не нравится высказывание, что «ребенок – это проект родителей». Ребенок – это отдельный и уникальный человек, который появляется у пары и делает их родителями. Ребенок позволяет нам быть более внимательными к окружающему миру, реагировать на изменения и дольше поддерживать собственное здоровье и активность. Мы растим и воспитываем ребенка по тем установкам, которые были у наших родителей, а ребенок с завидной регулярностью демонстрирует нам, как же мы отстали от современной реальности. Поэтому быть родителем очень трудно, ответственно и это поддерживает необходимость оставаться в контакте с меняющимся миром.

Природа наделяет любого человека определенным запасом прочности и поэтому некоторым взрослым удается вырасти не только «благодаря», но и «вопреки» воспитанию родителей и влиянию жесткой и равнодушной школы. Поэтому, у нас остается надежда, что дети вырастут, получат образование и даже реализуют свои способности. И родителям важно оставаться любящими, внимательными к собственным детям и помогать в ситуациях, когда ребенку трудно и самостоятельно он не справляется.

Разместила: Скрицкая Татьяна Владимировна (текст для публикации взят из Интернета или других открытых источников)
Опубликовано на сайте: ,  27 просмотров
Другие заметки автора:

Комментарии

Чернова Ольга Владимировна
Психолог, Детский психолог - г. Екатеринбург
«вопреки» воспитанию родителей - это встречается гораздо чаще к сожалению
№1 | 22 декабря 2017
Кириллова Софья Григорьевна
Психолог, Психология материнства-детства - г. Санкт-Петербург
Мне кажется, во всем хороша мера. Родители могут выбирать стратегию воспитания в достаточно широком диапазоне. Нет такого, что золотая середина лучше всего. Кого-то родители строят, кому-то дают полную свободу... У каждой стратегии есть свои минусы.
Я согласна, что порой не хватает в школе признания, что дети разные, и кому-то реально тяжело дается то, что другому легко.
№2 | 22 декабря 2017
Кириллова Софья Григорьевна
Психолог, Психология материнства-детства - г. Санкт-Петербург
Я согласна с представленной оценкой. Хотя по своему опыту - есть масса нюансов, которое определяют, что жизнь идет не совсем так: частые переезды семьи, отсутствие возможности/желания у родителей отпускать ребенка после школы гулять с друзьями с первого класса до подросткового возраста. Работа секций вне школы с необходимостью сопровождать ребенка при работающих родителях и отсутствии бабушек. Это основные, как я считаю, причины, почему все не так.
№3 | 22 декабря 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 2ed91 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз